5 май 2021
Страница № 14

    

    

    

    

   

Создание, реорганизация и ликвидация хозяйственных обществ: рассматриваем новые нормы

Анна Третьякова, юрист, магистр частного права

Полезное в статье:

  • разъяснены новые нормы и правила, касающиеся вопросов создания, реорганизации хозяйственного общества, нового «защитного» финансового механизма (вклада в имущество хозяйственного общества).

 

28 апреля 2021 г. вступили в силу изменения в Закон № 2020-XII, внесенные Законом № 95-З. Изменения затронули около 70 статей Закона № 2020-XII, а также некоторые нормы иных законодательных актов, регулирующих деятельность хозяйственных обществ.

 

Участие в хозяйственном обществе

В результате изменений, внесенных Законом № 95-З, корректировке подверглись правила участия в хозяйственном обществе, установленные ст. 13 Закона № 2020-XII.

Так, исключено ограничение участия хозяйственного общества, состоящего из одного участника, в другом хозяйственном обществе путем исключения из ст. 13 Закона № 2020-XII части шестой. Указанная корректировка позволяет, как представляется, привлечь иностранных инвесторов, являющихся юридическим лицом с одним участником, к созданию хозяйственных обществ на территории Республики Беларусь также с одним участником.

Кроме того, ст. 13 Закона № 2020-XII дополнена правом иных лиц участвовать в управлении деятельностью хозяйственных обществ в  случаях, предусмотренных законодательством (часть 12 ст. 13 Закона № 2020-XII). К числу таких лиц можно отнести, например, антикризисного управляющего, назначаемого судом в соответствии с Законом № 415-З, ликвидатора либо председателя ликвидационной комиссии, назначаемых согласно Положению о ликвидации, которые имеют право управлять ликвидируемым хозяйственным обществом.

 

Реорганизация хозяйственных обществ

Слияние и присоединение хозяйственных обществ осуществляются на основании соответствующих договоров о слиянии и присоединении (ст. 16 и 17 Закона № 2020-XII). Указанными нормами Закона № 2020-XII устанавливаются требования к таким договорам, определяется порядок принятия решений на совместных общих собраниях участников хозяйственных обществ и собственников имущества, учредителей (участников) юридических лиц иных организационно-правовых форм, участвующих в слиянии либо присоединении.

Реорганизация хозяйственных обществ в форме разделения, выделения и преобразования (ст. 1820 Закона № 2020-XII) осуществляется по решению о реорганизации соответствующей формы. Указанными статьями Закона № 2020-XII установлены определенные требования к таким решениям и определен порядок голосования при принятии решений.

Реорганизация в форме преобразования осуществляется на основании решения общего собрания участников хозяйственного общества. Такое решение должно содержать (ст. 20 Закона № 2020-XII):

  • размер и порядок формирования уставного фонда юридического лица, создаваемого в результате преобразования;
  • положение о внесении изменений и (или) дополнений в устав преобразуемого хозяйственного общества;
  • положение об образовании органов юридического лица, создаваемого в результате преобразования;
  • иные условия.

Определены также требования к уведомлению кредиторов реорганизуемого хозяйственного общества (часть третья ст. 23 Закона № 2020-XII).

 

Уставный фонд хозяйственного общества. Имущество хозяйственных обществ

Введены новые правила по вопросам соотношения стоимости чистых активов хозяйственного общества с уставным фондом (ст. 28, 39, 65 и 91 Закона № 2020-XII).

До 28 апреля 2021 г. хозяйственное общество должно было только уменьшить уставный фонд хозяйственного общества до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, если по окончании второго и каждого последующего финансового года их стоимость оказывалась менее уставного фонда. Срок осуществления данной обязанности не устанавливался. В настоящее время ст. 28 Закона № 2020-XII предусматривает обязанность хозяйственного общества уменьшить уставный фонд не позднее 6 месяцев после окончания соответствующего финансового года.

Аналогичный срок предусматривается для принятия решений о ликвидации акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью в случае уменьшения стоимости его чистых активов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда с оговоркой, если предусмотренное основание ликвидации акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью в течение указанного срока не отпало (часть четвертая ст. 65, часть третья ст. 91 Закона № 2020-XII)[1].

Нововведением является также возможность реструктуризировать долги хозяйственных обществ. Включение указанной нормы в Закон № 2020-XII направлено на реализацию мероприятия, преду­смотренного п. 82 Комплекса мер по реализации госпрограммы на 2016–2020 гг.

Так, дополнением ст. 29 Закона № 2020-XII предусматривается возможность зачета денежных требований к хозяйственному обществу при внесении дополнительных вкладов в уставный фонд (оплате акций дополнительного выпуска) в случае закрытого размещения акций среди акционеров и (или) кредиторов акционерного общества (часть 14 ст. 76 Закона № 2020-XII) или по решению общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, принятому единогласно (часть восьмая ст. 105 Закона № 2020-XII).

Закрепляется также особенность зачета денежных требований в хозяйственных обществах, в уставных фондах которых доли (акции) принадлежат Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальным единицам, – по согласованию с Президентом Республики Беларусь) (часть седьмая ст. 29 Закона № 2020-XII).

Дополнительный «защитный» финансовый механизм хозяйственного общества предусмотрен ст. 29-1 Закона № 2020-XII. Такой механизм представляет собой возможность безвозмездного внесения участниками хозяйственного общества денежных средств либо имущества на нужды общества без изменения размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих участникам. Примечательно, что речь идет о вкладах не в уставный фонд, а именно в имущество хозяйственного общества, что указывает на разграничение понятия «вклад в имущество общества» и «вклад в уставный фонд».

При этом такие вклады должны соответствовать признакам имущества, предусмотренным частями первой и второй ст. 29 Закона № 2020-XII.

В указанной норме также закрепляется, что вклады в имущество хозяйственного общества вносятся на основании договора, заключенного между участником и хозяйственным обществом.

Полагаем, что в случае принятия решения общим собранием участников хозяйственного общества внесение таких вкладов может стать обязательным для всех участников общества.

Нововведение, как представляется, скорее всего, будет востребовано преимущественно в ООО и в обществах с дополнительной ответственностью, с небольшим числом участников, заинтересованных в развитии своего общества и не преследующих цель увеличения доли в уставном фонде.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020­-XII «О хозяйственных обществах» (Закон № 2020-­XII).

Закон Республики Беларусь от 05.01.2021 № 95­-З «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ» (Закон № 95­-З).

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415­-З «Об экономической несостоя­тельности (банкротстве)» (Закон № 415­-З).

Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (Положение о ликвидации).

Комплекс мер по реализации Программы социально­экономического развития Рес­публики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.01.2017 № 18 (Комплекс мер по реализации госпрограммы на 2016–2020 гг.).

 

 

 

[1]* Подробнее об этом см.: Функ, Я. Что «грозит» хозяйственному обществу при
отрицательных показателях чистых активов // Я – юрисконсульт организации. – 2021. – № 4. – С. 14–17.

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.