Ошибки в оформлении товаросопроводительных документов: кто возместит убытки
Главное в статье:
неточности, ошибки, неполнота сведений, указанных в товаросопроводительных документах, могут являться причиной для отказа в совершении должностными лицами выпуска товара при прохождении таможенного контроля. Повторное прохождение таможенного контроля – это всегда убытки: затраты по регистрации транспортного средства в зоне ожидания таможни, на использование разрешения на международную перевозку (выезд/въезд), оплата услуг по отслеживанию (мониторингу) автомобильных транспортных средств, оплата дезинфекции автотранспорта при въезде в Республику Беларусь, затраты по выплате заработной платы водителю и др. В статье рассматриваем, на чьи плечи ложатся эти убытки.
По общему правилу ответственность за достоверность, точность и полноту сведений, указанных в товаросопроводительных документах, несет грузоотправитель (экспедитор).
Так, если заказчиком автомобильной перевозки является экспедитор, то он несет ответственность перед автомобильным перевозчиком за убытки, которые возникли в связи с отсутствием необходимых транспортных документов, грузосопроводительных документов, если он обязан обеспечить их наличие, и (или) в связи с неправильностью, неточностью или неполнотой сведений, указанных в транспортных документах, грузосопроводительных документах, за исключением сведений, обязанность по внесению которых в эти документы возложена на автомобильного перевозчика (ст. 56 Закона № 278-З).
Также за всякий ущерб, причиненный отсутствием, недостаточностью или неправильностью таких документов и информации, за исключением случаев противоправного деяния или халатности со стороны перевозчика, ответственность перед перевозчиком несет грузоотправитель. Это предусмотрено ст. 11 КДПГ.
В то же время грузоотправитель может избежать такой ответственности, если перевозчик не сможет доказать, что именно ошибки в товаросопроводительных документах являются причиной возникших у перевозчика убытков.
Приведем пример из судебной практики.
Пример
Перевозчик по поручению экспедитора принял на себя обязательства по перевозке груза. Для выполнения поручения перевозчик привлек второго перевозчика.
При выполнении поручения транспортное средство прибыло в пункт таможенного оформления Литовской Республики, но было возвращено на территорию Республики Беларусь. Судом установлено, что транспортное средство с грузом в пункт загрузки не возвращалось, грузоотправителем был подготовлен другой комплект грузосопроводительных документов, отличающийся от первоначального датой оформления и дополнением в инвойсе наименования товара. После этого второй перевозчик успешно прошел таможенное оформление и доставил груз грузополучателю.
В связи с возвратом груза на территорию Республики Беларусь второй перевозчик понес убытки, которые были возмещены перевозчиком. В свою очередь перевозчик перевыставил документально подтвержденные убытки экспедитору. Поскольку экспедитор добровольно убытки не возместил, перевозчик обратился в суд.
Однако суд отказал перевозчику в возмещении убытков в связи со следующим. Как следовало из акта проверки таможенных органов Литовской Республики, возврат груза на территорию Республики Беларусь был произведен в связи с перевозкой санкционного товара, а не с наличием ошибок в товаросопроводительных документах. Достаточных доказательств, подтверждающих, что именно неточные сведения, содержащиеся в инвойсе, стали причиной возврата груза на территорию Республики Беларусь, перевозчиком не представлено. При вынесении решения суд указал, что риски несвоевременности получения надлежащих доказательств несет сторона, ссылающаяся на такие обстоятельства.
Решение было обжаловано в вышестоящих инстанциях, но оставлено в силе*.
Резюме
В целях недопущения таких, как описано выше, ситуаций, можно воспользоваться ст. 3091 ГК: возмещение имущественных потерь, возникших в случае наступления определенных договором обстоятельств. Для этого перевозчикам следует включить в договор пункт о том, что в случае наступления определенных обстоятельств, не зависящих от перевозчика, в результате которых перевозчик понесет имущественные потери, грузоотправитель (экспедитор) обязуется их возместить. Такой механизм избавит перевозчика от доказывания причины возникновения убытков, и позволит возместить понесенные затраты.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (Закон № 278-З).
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956 (КДПГ).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
112
-
112
-
110
-
107
-
105
-
104
