5 май 2021
Страница № 24

    

    

    

    

   

Продление сроков завершения внешнеторговых операций: ответы на вопросы

Юлия Кудрявец, юрист

Образец заявления на продление сроков завершения внешнеторговых операций см. в рубрике «Правильный документ» на с. 32 журнала.

Образец обоснования необходимости продления сроков завершения внешнеторговой операции см. в рубрике «Правильный документ» на с. 34 журнала.

 

Чем полезна:

  • в статье содержатся ответы на вопросы о продлении сроков завершения внешнеторговых операций и ответственности за непродление.

 

После 9 июля 2021 г. порядок регистрации валютных договоров и контроля сроков завершения внешнеторговых операций существенно изменится, в т.ч. прекратится действие разрешений, выданных Национальным банком до указанной даты (ст. 4 Закона № 36-З). В связи с этими изменениями довольно часто звучит вопрос: необходимо ли вообще обращаться за продлением сроков завершения внешнеторговых операций в оставшийся период до 9 июля 2021 г. Считаем, что необходимо. Рассмотрим несколько примеров.

 

Пример 1

По зарегистрированному импортному внешнеторговому договору предоплата очередной партии товара была совершена резидентом в феврале 2021 г. Поскольку предоплата была частичной, нерезидент товар не поставил.

В настоящее время в связи с финансовыми трудностями у резидента нет возможности оплатить товар, соответственно без полной оплаты товар поставлен не будет. 90-дневный срок завершения импортной внешне­торговой операции истекает в конце мая 2021 г. Организация-резидент сомневается в необходимости обращаться за продлением сроков завершения внешнеторговых операций, но собирается согласовать новые сроки оплаты и поставки товара с контрагентом по внешнеторговому договору, основываясь на том, что после 9 июля 2021 г. все сроки завершения валютных операций будут контролироваться в соответствии с тем, как их установили стороны в договоре (п. 1 ст. 19 Закона о валютном регулировании, в редакции Закона № 36-З).

 

В данной ситуации субъект хозяйствования – резидент собирается действовать в нарушение закона по причине того, что неправильно понимает указанные нормы.

В период с момента истечения 90-дневного срока завершения импортной внешнеторговой операции и до 9 июля 2021 г. следует руководствоваться действующими правилами валютного законодательства. Нормы Закона № 36-З обратной силы не имеют, они начнут действовать строго с указанной даты. Поэтому, даже если стороны рассматриваемого внешнеторгового договора согласуют новые сроки платежей и поставки товара, до 9 июля 2021 г. валютному контролю будут подлежать не договорные сроки, а установленные Указом № 178. В частности, 90-дневный срок по импорту исчисляется с даты проведения платежа нерезиденту (подп. 1.4 п. 1 Указа № 178).

В такой ситуации резидент обязан обратиться за получением разрешения в период, исчисляемый с даты начала внешнеторговой операции до даты истечения срока ее завершения, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением (п. 5 Инструкции № 52). Разрешение следует запрашивать на сумму проведенного платежа.

 

Порядок обращения за разрешением

Резидент обращается за продлением разрешения на завершение внешнеторговой операции в различные подразделения Национального банка в зависимости от срока, который запрашивается (п. 4 Инструкции № 52):

1) в Национальный банк:

  • при экспорте – если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок более чем на 185 календарных дней;
  • при импорте – если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок более чем на 275 календарных дней;
  • если резидент зарегистрирован на территории г. Минска и Минской области;

2) в главное управление Национального банка по области по месту регистрации резидента:

  • при экспорте – если срок, исчисляемый с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполнения работ, оказания услуг), превышает установленный законодательством срок не более чем на 185 календарных дней;
  • при импорте – если срок, исчисляемый с даты проведения платежа, превышает установленный законодательством срок не более чем на 275 календарных дней.

 

Пример 2

Организация-резидент «спохватилась» поздно: до даты завершения внешне­торговой операции осталось 3 дня – 2 рабочих и 1 выходной (последний день действия срока). По внешнеторговому договору поставки резидент не уверен, что завершит операцию в срок.

Рассмотрим, можно ли успеть в таком случае продлить срок.

 

Организация-резидент должна обратиться в соответствующее подразделение Национального банка до даты истечения срока завершения внешнеторговой операции, установленного законодательством либо ранее выданным разрешением (п. 5 Инструкции № 52). Поэтому главное здесь – успеть собрать документы и передать их в надлежащую дату.

В данной ситуации у организации-резидента осталось не 3, а фактически 5 дней. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 194 ГК). В рабочий день, если действие должно быть совершено в организации, срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответству­ющие операции (п. 1 ст. 195 ГК). Вместе с тем если документы сданы на почту, телеграф или в иное учреждение связи до 24 ч последнего дня срока, то они считаются сданными в срок (п. 2 ст. 195 ГК).

Специальные правила установлены п. 8 Инструкции № 52:

  • датой подачи заявления на бумажном носителе, представляемого в виде почтового отправления, считается дата его передачи на почту либо в иное учреждение связи, подтверждаемая соответствующим календарным штемпелем;
  • датой подачи заявления на бумажном носителе иным способом (нарочным, с использованием ящика для корреспонденции в фойе здания Национального банка и т.д.) считается дата его регистрации как входящего документа;
  • датой подачи заявления, представляемого по электронным каналам связи, считается дата поступления электронного документа в документальную информационную систему Национального банка.

Документы, которые необходимо подать для получения разрешения, определены п. 11 Инструкции № 52. Основным документом является заявление, примерная форма которого установлена приложением 1 к Инструкции № 52.

 

Условия выдачи разрешения

Пунктом 2 постановления № 1483/22 определены следующие условия, при соблюдении которых сроки завершения внешнеторговых операций могут быть продлены:

  • документальное подтверждение того факта, что резидент обратился в судебный (арбитражный, третейский) орган с исковым заявлением к нерезиденту до истечения ранее продленного Национальным банком срока завершения внешнеторговой операции;
  • завершение предыдущей внешнеторговой операции, на продление которой ранее было получено разрешение Национального банка;
  • отсутствие фактов неоднократного привлечения резидента к административной ответственности в области внешнеторговой деятельности в течение 12 месяцев, предшествующих дате его обращения в Национальный банк;
  •  соблюдение резидентом требований валютного законодательства Республики Беларусь при проведении внешнеторговой операции, на продление сроков завершения которой испрашивается разрешение;
  • отсутствие повторного обращения резидента за продлением сроков по сделкам, заключенным с одним и тем же нерезидентом в течение 12 месяцев, предшествующих дате обращения резидента в Национальный банк.

 

Пример 3

Срок завершения внешнеторговой операции уже пропущен.

Имеет ли смысл обращаться за продлением данного срока, уплатив штраф?

Считаем, что обращение за продлением срока смысла не имеет, так как превышение срока завершения внешнеторговой операции является основанием отказа в выдаче разрешения (п. 21 Инструкции № 52). В такой ситуации продлить срок уже не представляется возможным.

В описанной ситуации мы можем посоветовать воспользоваться одним из способов завершения внешнеторговой операции, установленных подп. 1.7 п. 1 Указа № 178, постановлением № 548/8 – для экспорта и подп. 1.9 п. 1 Указа № 178 – для импорта. Если оформить завершение операции надлежащим способом, быстро и корректно, то есть возможность действительно избежать административной ответственности при условии, что проверка хозяйственной деятельности не случится в ближайшие 3 года.

 

Справочно:

новым КоАП, вступившим в силу 1 марта 2021 г., ответственность за превышение сроков завершения внешне­торговых операций установлена ч. 2 ст. 12.14 (ранее это была ст. 11.37).

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 30.06.2020 № 36­-З «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» (Закон № 36­-З).

Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226­-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (Закон о валютном регулировании).

Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешне­торговых операций» (Указ № 178).

Инструкция о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52 (Инструкция № 52).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Постановление Национального банка Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций» (постановление № 1483/22).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» (постановление № 548/8).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.