5 май 2021
Страница № 9

    

   

    

    

    

Госзакупки, закупки за счет собственных средств и в строительстве: ситуации из практики проведения

Мы беседуем с Юлией Амельченей, кандидатом юридических наук, доцентом, медиатором.

Что обсудили:

  1. Неправомерность требования поставщика о заключении договора на его условиях.
  2. Обоснование выбора победителя.
  3. Изменение источника финансирования в ходе проведения процедуры закупки.
  4. Отклонение всех конкурсных предложений, если они содержат невыгодные для заказчика условия.

 

– Можно ли удалить справку, размещенную на goszakupki.by?

– Нет. По результатам проведения процедуры закупки из одного источника заказчик (организатор) не позднее 5 рабочих дней со дня заключения договора составляет и утверждает справку. Она не позднее одного рабочего дня, следующего за днем ее утверждения, размещается заказчиком (организатором) на электронной торговой площадке (ЭТП). Операторы ЭТП и государственной информационно-аналитической системы (ГИАС) обеспечивают размещение справки о проведении процедуры закупки из одного источника в ГИАС (п. 3 ст. 49 Закона № 419-З).

При размещении справки в системе информация о ней остается и хранится. В частности, оператор ЭТП обеспечивает хранение документов, размещенных по проводимым на ней процедурам государственных закупок, в течение 7 лет, открытый доступ – в течение 3 лет (п. 2 ст. 28 Закона № 419-З).

Если ЭТП позволяет изменить ту или иную информацию, она может быть изменена. В том числе это возможно при обращении к оператору ЭТП при применении ст. 51 Закона № 419-З.

 

– Был заключен договор и размещена справка на ЭТП. В итоге оказалось, что данного товара в наличии у организации, с которой был заключен договор, нет. Необходимо заключить договор с другой организацией. Каковы дальнейшие действия?

– Если заключен по результатам проведения процедуры закупки из одного источника договор государственной закупки, размещается в установленный срок справка. При отсутствии товара у поставщика и его отказе осуществлять поставку товара речь следует вести о неисполнении обязательств по договору, вследствие чего договор расторгается. После расторжения договора проводится новая процедура государственной закупки (при наличии оснований – закупка из одного источника), по результатам которой заключается договор и впоследствии на ЭТП размещается справка.

 

– Нужно объявить закупку на проектные работы. Что делать в том случае, если ориентировочная стоимость закупки не может быть определена?

– При применении законодательства о государственных закупках с 1 июля 2021 г. для целей определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки следует руководствоваться постановлением № 35.

Способ изучения конъюнктуры рынка является приоритетным для определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки. Использование иных способов допускается в случаях, предусмотренных в т.ч. подп. 1.4 п. 1 постановления № 35, согласно которому проектно-сметный способ применяется в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства). Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки определяется в т.ч. на основании проектной документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Тем самым при приобретении товаров (работ, услуг) при строительстве ориентировочная стоимость в отсутствие проектной документации может определяться с учетом требований законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при использовании способа изучения конъюнктуры рынка.

 

– Объявлена закупка за счет собственных средств. Есть два участника, один из которых имеет право на применение преференциальной поправки. Проблема в том, что данный участник никогда не соглашается с проектом договора на закупку, что, скорее всего, будет иметь место и в данном случае, поскольку в письме «О принятии условий» участник указывает: «В случае победы в конкурсе принимаем на себя обязательство заключить договор поставки в редакции Покупателя с протоколом разногласий в редакции Поставщика». Как можно обосновать неправомерность требования поставщика о заключении договора на его условиях?

– При проведении конкурентных процедур закупок за счет собственных средств документация о закупке должна содержать сведения, определенные порядком закупок за счет собственных средств, в т.ч. проект договора на закупку (его условия) и срок его заключения (подп. 2.8 п. 2 постановления № 229), а также требования к форме и содержанию предложения участника процедуры закупки и сроку его действия.

Исходя из этого в документации о закупке могут быть предусмотрены требования к предложению участника о том, что в его предложении должно быть согласие с условиями проекта договора и не допускается предлагать иные условия, в т.ч. при заключении договора с протоколом разногласий, а в противном случае предложение подлежит отклонению. И если при наличии такого содержания документации о закупке участником будут предложены иные условия (например, «В случае победы в конкурсе принимаем на себя обязательство заключить договор поставки в редакции Покупателя с протоколом разногласий в редакции Поставщика»), то его предложение не соответствует требованиям документации о закупке и отклоняется.

 

– Проводились подрядные торги. По результатам заседания по вскрытию конвертов с конкурсными предложениями у каждого участника получается равное количество баллов: по цене предложения, срокам и условиям оплаты. Эти критерии подлежали оценке при выборе победителя. Тем не менее при равном количестве баллов организатор смог определить победителя. Должен ли организатор обосновать свой выбор?

– В Положении № 88 отсутствуют какие-либо требования к такому обоснованию. Равно как и отсутствует механизм, позволяющий при равном количестве баллов определять победителя.

 

– Организация проводит процедуру закупки за счет собственных средств. Указан источник финансирования закупки – «собственные средства». Первоначально объявленная процедура закупки была признана несостоявшейся. Заказчиком объявлена повторная процедура закупки, срок для подготовки и подачи предложений не истек. В настоящее время заказчику выделены средства внебюджетного централизованного фонда (не бюджетные). Возможно ли изменение источника финансирования закупки на данном этапе без отмены ранее объявленной процедуры закупки?

– В постановлении № 229 речь идет о собственных средствах организаций, указанных в подп. 1.1 п. 1 постановления № 229, а также уточняется, что такие средства, как средства от проведения субботников, также осваиваются на основании постановления № 229.

В рассматриваемой ситуации, если при проведении процедуры закупки организацией указывались в качестве источника финансирования собственные средства, а в последующем выделены средства внебюджетного централизованного фонда, которые не являются бюджетными средствами или средствами государственных внебюджетных фондов, то правовой режим таких средств (собственные средства) юридически не изменился. Источник средств фактически иной, но если он также не относится к бюджетным средствам или средствам государственных внебюджетных фондов, то для целей постановления № 229 расценивается как собственные средства.

В связи с этим изменение источника финансирования закупки на данном этапе без отмены ранее объявленной процедуры закупки полагаем возможным.

 

– Проводится закупка услуг обязательного аудита. Ориентировочная стоимость закупки – 4 000 руб. Пришли предложения, где стоимость закупки от 5 000 руб. и выше. Можно ли воспользоваться своим правом и отклонить все конкурсные предложения, если они содержат невыгодные для заказчика условия?

– Да. Постановление № 229 предусматривает в качестве одного из оснований для признания процедуры закупки несостоявшейся случай, когда отклонены все предложения, в т.ч. как содержащие экономически невыгодные для заказчика условия (подп. 2.12 п. 2 постановления № 229).

 

– С целью применения преференциальной поправки 15 % в ходе государственной закупки к товару, предлагаемому участником, не являющимся его производителем, возможно ли представление документа о происхождении товара, выданного непосредственно производителю? Если представляется сертификат продукции собственного производства в данном случае, какие документы могут служить подтверждением правомочия на его использование?

– Для товаров, происходящих из Республики Беларусь, подтверждает право на применение преференциальной поправки в размере 15 % один из следующих документов (подп. 1.6 п. 1 постановления № 395):

  • документ о происхождении товара, выдаваемый БелТПП или ее унитарными предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (далее – Правила), или его копия. Указанный документ выдается по форме сертификата о происхождении товара, установленной названными Правилами, и заполняется в порядке, определенном ими для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, устанавливаемых Министерством антимонопольного регулирования и торговли;
  •  сертификат продукции собственного производства, выданный БелТПП или унитарными предприятиями БелТПП, их представительствами и филиалами, или его копия. В случае представления указанного документа участником, не являющимся производителем товара, предлагаемого в процедуре государственной закупки, также представляется документ (договор, доверенность или иной документ), подтверждающий правомочие на использование такого сертификата участником.

Таким образом, если товар происхождения Республики Беларусь, то участник, не являющийся производителем, может представить сертификат формы СТ-1, но в нем в гр. 1 «Грузоотправитель/экспортер (наименование и адрес)» должен быть указан сам участник процедуры государственной закупки (подп. 1.1 п. 1 постановления № 21). Также участник, не являющийся производителем, может представить сертификат продукции собственного производства, выданный производителю, и документ (договор, доверенность или иной документ), подтверждающий правомочие на использование такого сертификата участником.

Для товаров, происходящих из стран, которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Республики Беларусь, право на применение преференциальной поправки подтверждает документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами (если участником является нерезидент), либо БелТПП или ее унитарными предприятиями (если участником является резидент), или его копия.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419­-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419­-З).

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» (постановление № 35).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (постановление № 229).

Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (Положение № 88).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (постановление № 395).

Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 06.06.2016 № 21 «О заполнении сертификата формы СТ­1 для целей проведения процедур государственных закупок» (постановление № 21).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.