Изменения в оплате труда работников бюджетных организаций: внесение изменений в трудовые договоры (контракты)
Образец дополнительного соглашения к контракту см. в рубрике «Правильный документ» на с. 31 журнала.
Образец приказа см. в рубрике «Правильный документ» на с. 32 журнала.
О чем статья:
- рассмотрен порядок приведения в соответствие с законодательством трудовых договоров (контрактов) работников бюджетных организаций ввиду последних изменений в оплате труда работников отдельных отраслей.
С 1 января 2020 г. Указом № 27 введена новая тарифная система оплаты труда работников бюджетных организаций, включающая в себя базовую ставку и 18-разрядную тарифную сетку. В развитие норм Указа № 27 отраслевыми республиканскими органами государственного управления были приняты постановления, регулирующие оплату труда работников бюджетных организаций в соответствующих сферах. С 1 января 2020 г. нормативные правовые акты в сфере оплаты труда работников бюджетных организаций претерпели ряд изменений и дополнений, требующих приведения в соответствие с ними локальных правовых документов и трудовых договоров.
Справочно:
с 1 января 2021 г. увеличился размер базовой ставки, который составляет 195 руб. (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2020 № 659).
В отраслевые нормативные правовые акты также внесены изменения и (или) дополнения по оплате труда работников бюджетных организаций, касающиеся главным образом стимулирующих и компенсирующих выплат, а также определения тарифных разрядов. Основные из них, вступающие и вступившие в силу в 2021 г., приведены в таблице в конце статьи.
В какие документы надо внести изменения
Информация о стимулирующих и компенсирующих выплатах, а также условия и порядок их осуществления определяются не только в законодательстве, но и в ЛПА организации. Например, в Положении об оплате труда работников или Положении о стимулирующих и компенсирующих выплатах, коллективном договоре, иных ЛПА.
Соответствующие изменения и (или) дополнения вносятся в ЛПА бюджетных организаций в установленном порядке: путем издания распорядительных документов, утверждения изменений в положения об оплате труда, внесения изменений в коллективные договоры посредством коллективных переговоров и т.п.
Кроме того, сведения об оплате труда являются существенным условием трудового договора (п. 7 части второй ст. 19 ТК). Поэтому помимо ЛПА необходимо внести изменения и (или) дополнения в трудовые договоры (контракты) с работниками, которых касаются эти изменения.
Как внести изменения в трудовой договор (контракт)
Как правило, изменения в трудовой договор (контракт) вносятся только с согласия сторон. Однако в случае изменения законодательства условия трудового договора (контракта) должны быть приведены в соответствие с законодательством (часть четвертая ст. 19 ТК) посредством подписания дополнительного соглашения.
В ряде случаев изменения законодательства в сфере оплаты труда работников бюджетных организаций ухудшают положение этих работников, в частности в связи с упразднением стимулирующих выплат, изменением условий их исчисления и т.п. Работник может не согласиться с такими изменениями, в связи с чем возникает вопрос: как должен поступить наниматель, если работник отказывается подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору?
Существует мнение, что приведение условий трудового договора в соответствие с изменившимся законодательством необходимо осуществлять в порядке изменения существенных условий труда (ст. 32 ТК). В частности, в случае отказа работника от подписания соответствующего дополнительного соглашения к трудовому договору он может быть уволен по п. 5 части второй ст. 35 ТК.
Однако большинство специалистов считает такую точку зрения необоснованной, полагая, что изменение условий труда в связи с изменением законодательства не может стать причиной увольнения работника. Такое мнение основывается на части четвертой ст. 19 ТК, согласно
которой в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде. Из данной нормы следует вывод, что изменения условий труда, связанные с внесением изменений и (или) дополнений в законодательство, вступают в силу для работника и нанимателя в любом случае независимо от подписания сторонами дополнительного соглашения.
Иными словами, в данном случае изменения условий труда не требуют согласия работника, а значит, не могут предполагать и отказ работника от них. А если отказ работника от продолжения работы в связи с изменением условий труда не может иметь место, то не может быть осуществлено и увольнение по п. 5 части второй ст. 35 ТК.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации алгоритм приведения нанимателем действующих трудовых договоров (контрактов) в соответствие с изменившимся законодательством следующий.
Шаг 1. Заключение дополнительного соглашения к трудовому договору (контракту).
В случае отсутствия работника на работе предложение о подписании дополнительного соглашения с приложением его проекта в 2 экземплярах может быть направлено работнику заказным письмом. Поскольку в данном случае речь идет об изменении условий оплаты труда, необходимо учитывать ст. 65 ТК, согласно которой наниматель обязан известить работников о введении новых или изменении действующих условий оплаты труда не позднее чем за один месяц. Таким образом, предложение о заключении дополнительного соглашения к трудовому договору должно поступить работнику с соблюдением указанного срока.
Шаг 2. Фиксирование отказа работника от подписания дополнительного соглашения.
При отказе работника от подписания дополнительного соглашения, заключаемого в связи с изменением законодательства, о таком отказе необходимо составить акт. Акт составляется в соответствии с правилами делопроизводства и фиксирует факт поступления работнику предложения нанимателя о подписании дополнительного соглашения и отказа работника от его подписания. В такой ситуации дополнительное соглашение действует без подписи работника в соответствии с законодательством.
Шаг 3. Издание приказа (распоряжения) об изменении условий труда.
Наниматель обязан оформлять изменения условий и прекращение трудового договора с работником приказом (распоряжением) и объявлять его работнику под роспись (п. 15 части первой ст. 55 ТК). На основании актов и других документов, свидетельствующих об отказе некоторых работников от подписания дополнительных соглашений, наниматель вправе издать приказ, в соответствии с которым условия труда указанных работников с соответствующей даты действуют в редакции дополнительных соглашений.
Когда дополнительное соглашение не потребуется
Следует отметить, что не все изменения в оплате труда работников влекут необходимость внесения изменений в трудовые договоры (контракты). Так, подп. 6.1 п. 6 Примерной формы контракта содержит следующее условие: «В дальнейшем тарифная ставка (тарифный оклад), оклад изменяются в соответствии с законодательством о труде, коллективным договором, соглашением или по соглашению сторон».
Таким образом, изменение размера базовой ставки, на основе которой исчисляется оклад работника бюджетной организации, не требует заключения дополнительного соглашения к контракту.
Однако, если требуется внести другие изменения в контракт (относительно стимулирующих и компенсирующих выплат и т.п.), условие о размере оклада также целесообразно привести в актуальное состояние.
|
Сфера |
Нормативный |
Дата |
Содержание изменений |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Здравоохранение |
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.06.2019 № 52 «Об оплате труда медицинских и фармацевтических работников, а также служащих, занятых в здравоохранении и фармацевтической деятельностью» |
20.03.2021 |
При определении тарифных разрядов по должностям руководителей из числа медицинских и фармацевтических работников баз и складов хранения медицинской техники и имущества учитываются 2 показателя (количество развертываемых коек, количество складов). Территория складов хранения медицинской техники и имущества не учитывается |
|
|
В число категорий работников, которым устанавливается доплата за реализацию организационно-распорядительной функции в размере 45 % базовой ставки, включены медицинские работники со средним специальным медицинским образованием, являющиеся руководителями отделений сестринского ухода |
||||
|
Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.06.2019 № 53 «О стимулирующих и компенсирующих выплатах работникам бюджетных организаций» |
01.07.2021 |
В частности, из перечня стимулирующих выплат исключена надбавка за высокие достижения в труде, а к компенсирующим выплатам помимо доплаты за работу в сельской местности и за особый характер труда добавилась базовая доплата |
||
|
Образование |
Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 03.06.2019 № 71 «Об оплате труда работников в сфере образования» (далее – постановление № 71) |
01.01.2021 |
Введены дополнительные критерии, учитываемые при определении тарифных разрядов руководителей учреждений образования, структурных подразделений, обособленных подразделений: 1) иностранные граждане и лица без гражданства, зачисленные в текущем учебном году в учреждения высшего образования для получения высшего образования на платной основе по результатам собеседования; 2) для вновь создаваемого учреждения образования – его проектная мощность |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
Педагогическим работникам и служащим, занятым в образовании, бюджетных организаций независимо от их ведомственной подчиненности: 1) надбавка за специфику труда заменена надбавкой профессиональной, устанавливаемой в размерах согласно п. 4 Инструкции о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат педагогическим работникам и служащим, занятым в образовании, бюджетных организаций, утвержденной постановлением № 71. К числу категорий работников, которым устанавливается такая надбавка, отнесены также воспитатели дошкольного образования, помощники воспитателя в учреждениях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования, специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. Размер надбавки для данной категории работников составляет 10 % от оклада; 2) к числу категорий работников, которым устанавливается надбавка за специфику работы в сфере образования в размере 30 % от оклада, отнесен заместитель директора по режиму; 3) доплата за сложность выполняемой работы |
|
|
Работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования: 1) упразднена надбавка за сложность и напряженность труда рабочим; 2) введена базовая доплата до минимальной заработной платы. Категории работников, которым устанавливается доплата, и порядок исчисления ее размера определены п. 5 Инструкции о порядке осуществления и размерах стимулирующих и компенсирующих выплат работникам бюджетных организаций, подчиненных Министерству образования, и бюджетных организаций, подчиненных местным исполнительным и распорядительным |
||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
|
органам и относящихся к сфере деятельности Министерства образования, утвержденной постановлением № 71; 3) надбавка за характер труда педагогическим работникам за выполнение отдельных видов работ не устанавливается руководителям бюджетных организаций сферы образования и их заместителям; 4) надбавка молодым специалистам (за исключением педагогических работников) из числа выпускников, получивших высшее и среднее специальное образование, которым место работы предоставлено путем распределения (перераспределения), направления на работу (последующего направления на работу) в бюджетные организации сферы образования, в течение 2 лет с даты приема их на работу по распределению (направлению), устанавливается в размере фиксированного процента – 20 % от оклада. Ранее меньший размер такой надбавки мог быть установлен руководителем бюджетной организации; 5) установлены минимальные размеры доплат за особые условия труда работникам бюджетных организаций сферы образования (структурных подразделений, обособленных подразделений), родителям-воспитателям, приемным родителям. При определении размера доплаты учитываются степень, продолжительность общения с обучающимися (детьми) и другие особенности работы; 6) размер доплаты за особые условия труда водителю автобуса, автомобиля категории «В», осуществляющему подвоз обучающихся, увеличен с 80 % до 100 % оклада |
|
|
Социальное обслуживание |
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 31.05.2019 № 23 «Об оплате труда работников» |
01.01.2021 |
Надбавка за специфику работы социальным работникам и сиделкам заменена надбавкой за особенности профессиональной деятельности в том же размере (10 % оклада) |
|
|
Введена надбавка за специфику работы в сфере социального обслуживания в следующих размерах от оклада: – руководителям, специалистам и другим служащим – 12 %; – рабочим – 8 %. |
||||
Документы:
Указ Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (Указ № 27).
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
Примерная форма контракта нанимателя с работником, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.08.1999 № 1180 (Примерная форма контракта).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
180
-
138
-
132
-
123
-
123
-
119

