Что «грозит» хозяйственному обществу при отрицательных показателях чистых активов
Полезное в статье:
- разъяснена новая норма о возможной ликвидации ООО (ОДО) в случае нулевой или отрицательной величины стоимости чистых активов.
28 апреля 2021 г. вступили в силу изменения в Закон № 2020-XII, внесенные Законом № 95-З. Изменения затронули 69 статей Закона № 2020-XII, а также некоторые нормы ГК и Закона № 231-З, касающиеся хозяйственных обществ.
Суть нового правила
Одна из новелл Закона № 95-З связана с введением в правовую систему Республики Беларусь нового основания для ликвидации общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) или общества с дополнительной ответственностью (далее – ОДО) в связи с наличием «не положительной величины» стоимости чистых активов по итогам второго и каждого последующего финансового года.
Суть ее определяется в Законе № 95-З (путем дополнения ст. 91 Закона № 2020-XII) следующим образом.
Если по результатам второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов ООО (ОДО) станет равна нулю или приобретет отрицательное значение, это общество подлежит ликвидации в порядке, установленном Законом № 2020-XII и иным законодательством. При этом решение о ликвидации ООО (ОДО) должно быть принято в порядке, установленном Законом № 2020-XII и уставом общества не позднее 6 месяцев после окончания соответствующего финансового года, если соответствующее основание для ликвидации ООО (ОДО) в течение указанного срока не отпало.
Справочно:
до вступления в силу указанных изменений действовала (и будет продолжать действовать) следующая норма: если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов хозяйственного общества окажется менее уставного фонда, это общество обязано в установленном порядке уменьшить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости его чистых активов (часть третья ст. 28 Закона № 2020XII, в редакции Закона Республики Беларусь от 10.01.2006 № 100З), с дополнением Закона № 95З о том, что такое уменьшение должно быть осуществлено не позднее 6 месяцев после окончания соответствующего финансового года.
Применительно к порядку ликвидации ООО (ОДО) на первый взгляд эта новелла должна применяться в 2 этапа:
- в срок до 6 месяцев после окончания финансового года присутствует возможность добровольной ликвидации ООО (ОДО) путем принятия решения общим собранием участников единогласно всеми голосами участников;
- после истечения срока, если ООО (ОДО) не осуществит ликвидацию в добровольном порядке, оно будет подлежать принудительной ликвидации по решению суда. При этом указанное основание для ликвидации будет присутствовать и тогда, когда на 1 июля соответствующего года интересующее нас соотношение будет надлежащим, но выполнено оно было обществом на этот один день позже установленного срока (т.е. стоимость чистых активов общества должна быть «положительной» на 30 июня следующего года).
Однако считаем, что описанная последовательность «имеет правовые нюансы» при применении, поскольку в праве Республики Беларусь отсутствует рассматриваемое нами основание для принудительной ликвидации ООО (ОДО) в связи с его неликвидацией в добровольном порядке.
Так, решение суда о ликвидации юридического лица принимается в случаях, установленных п. 2 ст. 57 ГК и п. 3 Положения о ликвидации. Непринятие участниками общества решения о добровольной ликвидации общества по рассматриваемому основанию не устанавливается напрямую в законодательных актах как основание для принудительной его ликвидации.
Варианты реализации новой нормы
Помимо описанной выше этапности в порядке ликвидации ООО (ОДО) по рассматриваемому основанию могут иметь место следующие подходы к анализируемым отношениям.
- В связи с отсутствием точного законодательного указания на орган, который принимает решение о ликвидации, анализируемое нами основание является одновременно основанием и для принятия решения о добровольной ликвидации, и для принятия решения о ликвидации ООО (ОДО) в принудительном порядке по решению суда. Другими словами, и общее собрание участников, и суд вправе принять интересующее нас решение. Получается, что если по истечении 6 месяцев с момента окончания соответствующего финансового года (при «неисправлении» ситуации) общее собрание участников не примет решения о ликвидации ООО (ОДО), то такое решение может быть принято судом.
- Вместе с тем верным может быть и обратное: если суд не принял решение, например, даже по прошествии 5 лет с момента возникновения соответствующего обстоятельства, то решение все еще может принять общее собрание участников ООО (ОДО). Правда, в связи с указанным, нельзя не отметить, что для принятия решения общим собранием участников о ликвидации ООО (ОДО) вообще никакого «особого основания» не требуется.
- Имеет право на существование и такая трактовка: законодатель «адресует» анализируемое нами основание ликвидации именно суду, т.е. предусматривает, что при неприведении в течение 6 месяцев с момента окончания финансового года стоимости чистых активов ООО (ОДО) в соответствие с законодательством решение о ликвидации должен принять именно суд.
- И наконец, решение о ликвидации ООО (ОДО) в приведенной ситуации по анализируемому основанию может быть принято исключительно общим собранием участников в добровольном порядке.
Справочно:
норма п. 3 ст. 471 ГК допускает ликвидацию коммерческой организации, для которой законодательством установлен минимальный размер уставного фонда, в случае уменьшения стоимости ее чистых активов.
Оценивая приведенные взгляды на описываемые нами отношения, мы остаемся на первоначальной позиции, а именно: вначале решение о ликвидации ООО (ОДО) должно принять именно общее собрание участников общества, и лишь затем законодатель допускает иной порядок ликвидации (принудительную ликвидацию по решению суда).
Указанное представляется нам буквальным воспроизведением законодательной воли.
Избранная нами позиция представляется корректной еще и потому, что, пока не принято добровольное решение о ликвидации общим собранием участников, принудительная ликвидация «запущена» быть не может, как и не может быть исключена принудительная ликвидация как таковая, поскольку:
- с одной стороны, ни одна из норм, устанавливающих основания ликвидации юридического лица, не содержит рассматриваемое основание для принудительной ликвидации в отсутствие действий по реализации добровольного порядка;
- с другой стороны, волей законодателя «нельзя манкировать», т.е. ее нельзя не учитывать, так как ни одна правовая система, в т.ч. правовая система Республики Беларусь, этого допустить не может.
Для чего предоставлен 6-месячный срок
Анализ новой части ст. 91 Закона № 2020-XII приводит к выводу, что в 6-месячный срок по окончании финансового года, т.е. до 1 июля (на 30 июня) следующего года, ООО (ОДО) должно успеть принять решение о ликвидации. Однако в этот же срок данное основание ликвидации ООО (ОДО) может отпасть, т.е. стоимость чистых активов общества изменится в «положительную сторону», и в этом случае решение о ликвидации принимать уже не нужно.
Полагаем, что законодатель должен был установить 2 самостоятельных срока: для исправления ситуации с активами и для принятия решения о ликвидации в добровольном порядке. Однако он этого не сделал.
По нашему мнению, речь все-таки должна идти о некоем сроке на исправление ситуации до принятия решения о ликвидации в добровольном порядке. Подходящая правовая категория используется в ГК в случае отсутствия точного определения конкретного срока: это категория «разумного срока» (п. 2 ст. 295, п. 2 ст. 326, ст. 368, п. 1 ст. 370, часть первая ст. 434, п. 2 ст. 436, пп. 4 и 5 ст. 438, п. 1 ст. 440 ГК и др.). Она применяется при определении сроков исполнения обязательств, но мы предлагаем распространить ее и на рассматриваемые отношения, руководствуясь нормой об аналогии закона.
Справочно:
в случаях, когда предусмотренные ст. 1 ГК отношения прямо не урегулированы актами законодательства или соглашением сторон, к таким отношениям, поскольку это не противоречит их существу, применяется норма гражданского законодательства, регулирующая сходные отношения (аналогия закона) (п. 1 ст. 5 ГК).
Понятие «разумный срок» является оценочным, поэтому в каждом конкретном случае суд при обращении с требованием о ликвидации ООО (ОДО) в принудительном порядке должен будет решать, действительно ли был пропущен разумный срок для добровольной ликвидации.
Применимо ли «грубое нарушение законодательных актов» как основание ликвидации
Одним из оснований ликвидации юридического лица по решению суда является осуществление им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов (п. 2 ст. 57 ГК; п. 3 Положения о ликвидации).
В связи с указанным считаем возможным применить данное основание к рассматриваемому нами случаю, когда общество не приняло решения о добровольной ликвидации, однако присутствует вероятность того, что суд не посчитает такое нарушение грубым.
В заключение еще раз отметим, что законодатель должен «защищать свои требования», а раз так, то не может допустить без правовых последствий игнорирование законодательных установлений. Поэтому если ООО (ОДО) не ликвидировано по рассматриваемому основанию в добровольном порядке, то оно все-таки должно быть ликвидировано принудительно по решению суда.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (Закон № 2020XII).
Закон Республики Беларусь от 05.01.2021 № 95-З «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ» (Закон № 95З).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Закон Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (Закон № 231З).
Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (Положение о ликвидации).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
120
-
117
-
116
-
115
-
114
-
113






