4 апрель 2021
Страница № 45

    

    

    

    

   

Использование музыки в социальных сетях, YouTube и других ресурсах в коммерческих целях: что нужно знать, чтобы не «попасть»

Юлия Герасименя, юрист

Из статьи вы узнаете:

  • что нужно знать, выбирая музыкальные произведения для коммерческих проектов;
  • как юридически оформить сотрудничество с лицами, которым принадлежат права на музыкальные произведения;
  • чем чревато нарушение правил использования таких музыкальных произведений.

 

Современный человек не представляет своей жизни без социальных сетей. Соответственно и коммерческие организации реагируют на такие изменения в поведении человека и также активно используют социальные сети для продвижения и продаж своего продукта, услуг среди своих подписчиков (текущих клиентов, потенциальных потребителей и клиентов). Одни создают специальные ролики, другие – сторис (подборка фотоматериалов или видеоматериалов) с музыкальной подложкой для усиления эмоционального воздействия. Как следствие, социальные сети способствуют активному обмену файлами, содержащими охраняемые результаты интеллектуальной деятельности.

О каких объектах права интеллектуальной собственности может идти речь? Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведений, а также способа их выражения (п. 1 ст. 6 Закона об авторском праве). В частности, к таким объектам относятся музыкальные произведения с текстом и без текста, аудиовизуальные произведения и др. Соответственно в ходе использования музыкального произведения используется объект авторского права.

 

Всегда ли возникает вопрос с авторским правом?

Общаясь с разного рода специалистами по вопросу использования соцсетей, часто можно услышать, что есть музыка без авторских прав и ее можно скачивать и использовать. В поисковиках часто можно встретить запросы «скачать музыку без авторских прав», но это неверно. Любое произведение кем-то создано и на него распространяется авторское право. Чтобы использовать контент в коммерческих целях, нужно иметь имущественное право на него (если автор не передавал права кому-то, они принадлежат ему). Стоит отметить, что возможность использовать музыку, скачивая ее из различных музыкальных стоков бесплатно, не означает, что ее можно использовать в любом виде. Бесплатно не значит, что прав нет.

Абсолютно любое произведение имеет своего автора. Авторское право на произведение возникает в силу факта его создания (п. 1 ст. 8 Закона об авторском праве). То есть автору не нужно предпринимать никаких дополнительных действий, чтобы зафиксировать свое авторство. Автору в отношении его произведения принадлежат личные неимущественные и имущественные права. И если личные неимущественные права всегда принадлежат автору (они неотчуждаемы и непередаваемы), то имущественные могут быть переданы третьим лицам. И вот как раз право распоряжаться созданным произведением относится к имущественным правам. Владелец имущественных прав может делать с ним что угодно. Передавать права кому-то другому, продавать их или вообще не использовать.

 

Справочно:

перечень личных неимущественных прав автора закреплен ст. 15 Закона об авторском праве; перечень имущественных прав – ст. 16 Закона об авторском праве.

 

В отношении музыкальных произведений очень часто такие права принадлежат третьим лицам.

Наряду с авторским правом произведения, размещаемые в социальной сети, могут содержать объекты смежного права – исполнения и фонограммы. Фонограмма определяется как исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков либо отражений звуков (ст. 4 Закона об авторском праве). В отношении исполнений и фонограмм также действует принцип автоматической охраны. При этом, в отличие от произведений, для охраны исполнений не требуется оценивать наличие творчества в деятельности исполнителя.

 

Какое музыкальное произведение можно использовать и как?

Музыка может быть написана с нуля либо ее можно получить по лицензии в исходном виде или с изменениями и дополнениями, также она может быть взята из библиотек и стоков – все зависит от конкретной рекламной кампании.

 

Обратите внимание!

Если музыка для рекламной кампании написана с нуля, не забудьте правильно оформить права на ее использование с автором или правообладателем.

 

Есть два варианта оформления отношений: лицензионный договор и договор уступки исключительного права. Данные договоры по общему правилу должны быть заключены в письменной форме и содержать обязательные условия договора (ст. 43 и 44 Закона об авторском праве). Но это решение, скорее, для крупного бизнеса и дорогих рекламных кампаний, так как это затратно и для использования в тех же соцсетях не всегда оправдано.

Можно обратиться и в креативное агентство, которое полностью возьмет на себя решение этого вопроса, создавая для вас контент. Но обращаясь к посредникам, убедитесь, что они действительно работают напрямую с правообладателями или их представителями, действительно приобретают для вас все лицензии и, что немаловажно, отдают вам необходимые права в заключенном договоре между вами.

Следующий вариант: вам понравился уже существующий на рынке трек. В этом случае необходимо найти информацию о правообладателе и получить согласие на использование такой музыки. Но здесь еще раз отметим, что не всегда права на такой трек принадлежат исполнителю или композитору. Это может быть продюсерский центр. На практике такое разрешение бывает сложно получить. Не всегда можно найти нужный контакт и связаться с ним, а лицензия на использование популярных хитов может быть очень дорогим удовольствием.

Также подобрать музыку для вашей рекламной кампании можно на стоках, в специальных библиотеках. Некоторые из них предоставляют доступ к огромной базе музыки за символический взнос, другие совершенно бесплатны. 

Бесплатно можно взять музыку из библиотеки YouTube (https://studio.youtube.com) или Facebook (https://business.facebook.com/creatorstudio). Наличие той или иной композиции в списке (например, в фонотеке TikTok или YouTube) подразумевает, что между площадкой и право­обладателем (музыкантом или его дистрибьютором) заключен лицензионный договор, в котором указан порядок использования трека.

 

Справочно:

в целях защиты имущественных прав авторов произведений в Интернете действуют организации по коллективному управлению имущественными правами.

 

Если покупаете что-то на стоках, внимательно изучайте юридические разделы. Единых лицензий нет, поэтому стоки, как правило, прописывают собственные условия. Изучайте, какие права и в каком объеме вам передают, иначе могут всплыть неожиданные ограничения. Кто-то может запретить любое использование его контента, кто-то запретит только коммерческое, а кто-то разрешит использовать контент где угодно. К примеру, некоторые музыканты разрешают использовать свои треки в блогах, но просят указывать автора в описании ролика.

Для примера возьмем музыкальные произведения с лицензией CreativeCommons. В лицензиях прописаны случаи, когда можно использовать контент. Сам факт того, что трек имеет лицензию CreativeCommons, еще не говорит о том, что можно использовать его в рекламе.

У лицензии CreativeCommons есть подвиды. Выделяют семь типов лицензий CreativeCommons, которые можно встретить в интернете. У каждого из них есть код, который суммирует условия лицензии:

PublicDomain (CC0): произведение распространяется свободно, и каждый может делать с ним что угодно. Нет необходимости спрашивать разрешение у первоначального создателя, можно использовать продукт в коммерческих целях и создавать производные работы;

Attribution (CC BY): требует, чтобы первоначальный владелец авторских прав был указан в качестве автора, но в остальном работа доступна для всех, кто ее использует. Любой может использовать ее в коммерческих целях или изменять;

AttributionandShare-Alike (CC BY-SA): требует, чтобы первоначальный владелец авторских был указан как автор и чтобы любые производные работы также выпускались под лицензией CC BY-SA, но любой может изменить или использовать работу в коммерческих целях;

AttributionandNon-Commercial (CC BY-NC): лицензия требует, чтобы первоначальный владелец авторских прав был указан как автор, а работа использовалась только в некоммерческих целях. Работа может быть изменена как угодно;

AttributionandNoDerivatives (CC BY-ND): лицензия требует, чтобы первоначальный владелец авторских прав был указан в качестве автора и чтобы работа не была изменена. Она позволяет использовать продукт в коммерческих целях, если он используется полностью, без изменений;

Attribution, Non-Commercial и Share-Alike (CC BY-NC-SA): лицензия требует, чтобы первоначальный владелец авторских прав был указан как автор и чтобы работа не использовалась в коммерческих целях. Хотя она может быть изменена, любые производные работы также должны быть выпущены под лицензией CC BY-NC-SA;

Attribution, Non-Commercial и NoDerivatives (CC BY-NC-ND): лицензия требует, чтобы был указан первоначальный владелец авторских прав, чтобы работа не использовалась в коммерческих целях и чтобы она не изменялась. Если работа используется, ее необходимо использовать как есть.

 

Обратите внимание!

В Интернете часто можно встретить описание способов, с помощью которых можно обойти алгоритмы и запреты, которые есть в социальных сетях, на YouTube и т.д. Но нужно понимать, что данные уловки юридически незаконны.

 

Каковы последствия незаконного использования музыкального произведения?

Незнание авторского права и несоблюдение его законов может серьезно подпортить перспективы бренда или канала в соцсетях. Даже если у канала немного подписчиков, всегда обидно потерять публикацию из-за банального пиратского саундтрека, на который пожаловался правообладатель.

Итак, если вы незаконно использовали музыкальное произведение, вы можете столкнуться:

  • с блокировкой публикации во всех или некоторых странах;
  • отключением звука – ваш ролик будет доступен без звуковой дорожки;
  • монетизацией: в видео появится реклама, весь доход от которой пойдет правообладателю;
  • запретом для показа на отдельных платформах и приложениях;
  • после предупреждений о нарушении авторских прав ваш аккаунт и все привязанные к нему каналы могут заблокировать;
  • могут быть удалены все видео с канала;
  • могут запретить создавать новые каналы.

Это те санкции, которые могут использовать социальные сети, YouTube и др.

Не стоит забывать, что за незаконное использование объектов авторского и смежного права также предусмотрена гражданская, административная и даже уголовная ответственность.

Гражданско-правовая ответственность определена нормами ГК и Закона об авторском праве. В случае нарушения исключительного права на объект авторского права или смежных прав наряду с использованием способов защиты, предусмотренных нормами ст. 989 ГК, автор или иной правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в размере от 1 до 50 тысяч базовых величин (в настоящее время базовая величина равна 29 руб.), определяемом судом с учетом характера нарушения (часть первая п. 2 ст. 56 Закона об авторском праве).

Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав предусмотрена в ст. 10.15 КоАП. Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права или смежных прав влечет наложение на индивидуального предпринимателя штрафа в размере от 50 до 100 базовых величин с конфискацией или без конфискации, на юридическое лицо – штрафа от 100 до 300 базовых величин с конфискацией или без конфискации.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 201 УК. Для привлечения к уголовной ответственности нужна административная преюдиция или должен быть нанесен ущерб в крупном размере. Поэтому, нарушая чьи-либо авторские или смежные права, несколько раз взвесьте все риски.

 

Куда можно обратиться, если решили заплатить за музыкальное произведение?

Так как количество способов использования музыкальных произведений довольно большое в настоящее время, правообладатели не могут сами отслеживать использование своих произведений, вести переговоры со всеми пользователями и собирать с них авторские вознаграждения. Для этого во всех странах созданы организации по управлению имущественными правами авторов и иных правообладателей на коллективной основе.

В настоящее время функционируют следующие организации, аккредитованные в качестве организаций по коллективному управлению имущественными правами в Беларуси:

  1. Национальный центр интеллектуальной собственности: управление исключительными правами на музыкальные произведения с текстом и без текста при их публичном исполнении; при их передаче в эфир или передаче по кабелю; при их сообщении для всеобщего сведения, кроме эфирного и кабельного вещания; при их воспроизведении, импорте и распространении на материальных носителях; при их публичном исполнении; управление исключительными правами на литературные произведения и произведения науки при их воспроизведении; управление исключительными правами на произведения изобразительного искусства, прикладного искусства и дизайна при их публичном показе в составе спектаклей и иных театрально-зрелищных представлений; сбор вознаграждения за публичное исполнение, передачу в эфир или передачу по кабелю аудиовизуальных произведений, включающих в себя музыкальные произведения с текстом или без текста, в интересах авторов этих музыкальных произведений;
  2. общественное объединение «Белорусское общество авторов, исполнителей и иных правообладателей» аккредитовано в качестве организации по коллективному управлению имущественными правами в сфере сбора вознаграждения за воспроизведение в личных целях аудиовизуальных произведений и произведений, воплощенных в фоно­граммах, в интересах авторов или иных правообладателей таких произведений, а также исполнителей и производителей фонограмм.

 

Справочно:

в России действует Общероссийская общественная организация «Российское Авторское Общество» (РАО) (имеет свои реестры произведений российских и зарубежных право­обладателей).

 

Также вы можете обратиться к правообладателю напрямую. Или приобрести право использования на тех условиях, которые предлагают различные библиотеки, стоки, платформы.

 

Чек-лист

1. Используя музыку в коммерческом ролике на YouTube, в Instagram, TikTok и др., в любом из этих случаев вы будете сталкиваться с авторским правом. Независимо от того, подбираете ли вы бесплатный трек через музыкальную библиотеку площадки (например, в YouTube) или договариваетесь с правообладателем напрямую, вы всегда будете иметь дело с лицензией.

2. При покупке стоит обратить внимание на следующее:

  • можно ли использовать композицию в рекламных целях;
  • можно ли использовать музыку в видео, которое монетизируется;
  • в каких платформах разрешено использование;
  • в каких странах и городах разрешено использование;
  • срок лицензии (бывает на определенный срок и бессрочная);
  • нужно ли указывать какую-либо информацию в описании к видео (имена авторов, ссылка на трек и др.);
  • количество видео, в которых можно использовать трек.

3. Не забывайте, что даже бесплатно скачанный трек не дает вам права использовать его в любых целях.

4. Если нет возможности купить, помните про контент с лицензией CreativeCommons – и снова не забывайте внимательно читать об условиях конкретной лицензии.

5. Удаляйте чужой контент и содержащие его произведения, если правообладатель не давал вам разрешения на использование, не доводите до суда и всегда оценивайте риски совершаемых вами действий.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262­-З «Об авторском праве и смежных правах» (Закон об авторском праве).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).

Уголовный кодекс Республики Беларусь (УК).

 

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.