Как экспортеру воспользоваться правом принимать наличную иностранную валюту: разбираем способы реализации постановления № 363/13
Суть вопроса
В связи с принятием постановления № 363/13 резиденты-экспортеры получили право с 10.06.2022 по 31.12.2023 по валютным договорам получать в сроки, установленные валютным договором, наличную иностранную валюту (доллары США, евро, китайские юани) от юридических лиц – нерезидентов, индивидуальных предпринимателей – нерезидентов*.
_____________
* Подробнее о введении и действии постановления № 363/13 читайте: Ю. Кудрявец «Наличная иностранная валюта при экспорте (Комментарий к постановлению № 363/13)» в журнале «Я – юрисконсульт организации», 2022, № 7, с. 6.
Справочно:
09.06.2022 вышел пресс-релиз Национального банка Республики Беларусь от 09.06.2022 «Разрешение принимать наличную иностранную валюту окажет поддержку экспортерам в текущих внешнеэкономических условиях (обновлено)» (далее – пресс-релиз Нацбанка), который содержал не только информацию о постановлении № 363/13, но и разъяснение его норм. В частности, пресс-релиз Нацбанка расширил субъектный состав и правила зачисления наличной иностранной валюты на счет экспортера. Пресс-релиз Нацбанка размещен по адресу: https://www.nbrb.by/press/12519. Он не является нормативным правовым актом.
Способ № 1 реализации постановления № 363/13
Наличная иностранная валюта может быть получена путем выезда представителя экспортера за границу и доставки наличных денежных средств из-за границы.
Сроки зачисления наличной иностранной валюты при данном способе (подп. 1.2 п. 1 постановления № 363/13):
– валюта, полученная за пределами Республики Беларусь и ввезенная на территорию Республики Беларусь, подлежит зачислению на счет этого юридического лица – резидента, открытый в банке Республики Беларусь, не позднее рабочего дня, следующего за днем ее ввоза на территорию Республики Беларусь**;
– валюта, полученная за пределами Республики Беларусь, подлежит зачислению на счет этого юридического лица – резидента, открытый в банке Республики Беларусь, до истечения определенного им срока репатриации.
Это самый экзотичный, дорогостоящий и опасный способ получения наличных денежных средств, он наименее востребован и не распространен на практике.
_____________
** В настоящее время резидент также может внести полученную наличную иностранную валюту в кассу. Изменения внесены постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 05.08.2022 № 509/17. Об изменениях см. материалы рубрики «Законодательство. Директору» в этом номере журнала.
Способ № 2 реализации постановления № 363/13
Представитель нерезидента может внести наличную иностранную валюту непосредственно в кассу экспортера.
Срок зачисления наличной иностранной валюты при данном способе – не позднее рабочего дня, следующего за днем ее получения на территории Республики Беларусь (подп. 1.2 п. 1 постановления № 363/13).
Это вполне рабочий и распространенный на практике способ получения наличной иностранной валюты экспортером.
Проблема заключается в том, что для получения наличной иностранной валюты у экспортера должна быть открыта валютная касса со специальным оборудованием для проверки банкнот. При этом кассир принимает на себя всю ответственность за проверку денежной наличности (см. п. 33 Инструкции № 117). В силу вышеизложенного на практике складывается такая тенденция, что у многих резидентов нет валютной кассы, а те, у кого она есть, предпочитают ею не пользоваться.
Способ № 3 реализации постановления № 363/13
Представитель нерезидента может внести наличную иностранную валюту в обслуживающий банк экспортера для зачисления на текущий (расчетный) банковский счет экспортера.
Это самый распространенный и наиболее востребованный способ на сегодняшний день.
Валютный контроль
С 09.07.2021 банки не являются более агентами валютного контроля. Однако, исходя из норм Закона о валютном регулировании и Инструкции № 147, банки для целей мониторинга валютных операций в рамках валютного контроля требуют:
– при внесении наличной иностранной валюты представителем нерезидента или экспортера – заявление на взнос наличной иностранной валюты и экспортный валютный договор, предусматривающий наличную форму расчетов;
– после внесения наличной иностранной валюты – сведения о поступивших денежных средствах по форме, разработанной банком, в течение 7 рабочих дней с даты зачисления денежных средств на счет.
Банковский комплаенс
Банковский комплаенс проводится при реализации способа № 3 и не касается способа № 2.
Резиденты-экспортеры при проведении операций по зачислению полученной наличной иностранной валюты на счет должны представлять в банки Республики Беларусь документы и сведения для выполнения предусмотренных законодательством мер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения (подп. 1.3 п. 1 постановления № 363/13).
Справочно:
банковский комплаенс – это соблюдение требований международного, национального законодательства и локальных правовых актов по вопросам, касающимся стандартов и норм профессионального ведения бизнеса, управления конфликтом интересов, противодействия отмыванию денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию террористической деятельности, противодействия предполагаемым коррупционным и мошенническим действиям, а также иных установленных комплаенс-правил.
Так, на основании ст. 8 Закона о предотвращении легализации при осуществлении финансовых операций, сумма которых равна или превышает 1 000 базовых величин, проводится идентификация участников такой финансовой операции и представляются документы и (или) сведения, фиксирующие ряд данных о лицах, участвующих в указанных операциях.
Исходя из практики ведущих банков Республики Беларусь можно утверждать, что от представителя нерезидента банк потребует:
– паспорт;
– таможенную декларацию на иностранную валюту (при ввозе из стран, не входящих в ЕАЭС, при сумме свыше 10 000 долл. США);
– экспортный валютный договор, предусматривающий наличную форму расчетов;
– документ, удостоверяющий полномочия представителя или его связь с нерезидентом-покупателем (например, доверенность);
– заполненный вопросник и подтверждение источника (происхождения) денежных средств (например, выписки со счета иностранного банка, подтверждающие наличие и снятие иностранной валюты);
– документы, необходимые для идентификации (на данный момент банки сами не могут сказать, какие именно им документы нужны: среди прочего называются нотариально заверенные и переведенные на русский язык устав, свидетельство о регистрации, копии паспортов бенефициаров).
Рекомендация
На основании вышеизложенного наиболее предпочтительным вариантом работы как для экспортеров, так и для банков является способ № 2: представитель нерезидента вносит наличную иностранную валюту в кассу экспортера. Данный способ требует минимум документов и трудозатрат.
Для работы по способу № 3 (представитель нерезидента вносит наличную иностранную валюту в обслуживающий банк экспортера для зачисления на текущий (расчетный) банковский счет) считаем целесообразным дождаться разъяснений Национального банка Республики Беларусь, когда будет найдена золотая середина между требованиями Закона о предотвращении легализации и необходимостью получения валютной выручки в условиях международного санкционного давления.
Документы:
Постановление Национального банка Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь от 07.06.2022 № 363/13 «О проведении юридическими лицами – резидентами операций, связанных с экспортом» (постановление № 363/13).
Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 19.03.2019 № 117 (Инструкция № 117).
Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (Закон о валютном регулировании).
Инструкция о проведении валютных операций, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31.05.2021 № 147 (Инструкция № 147).
Закон Республики Беларусь от 30.06.2014 № 165-З «О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения» (Закон о предотвращении легализации).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
120
-
117
-
116
-
116
-
115
-
113