3 март 2021
Страница № 38

Закупки товаров (работ, услуг) при строительстве с 1 июля 2021 года: нюансы, которые надо знать заказчикам и организаторам

Юлия Амельченя, канд. юрид. наук, доцент, медиатор

Из статьи вы узнаете:

  • как осуществлять закупки при строительстве с 1 июля 2021 г.

На сегодняшний день приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве за счет некоторых источников финансирования регулируется нормами Указа № 223, а также постановлением № 88.

 

Справочно:

к источникам финансирования, освоение которых при строительстве осуществляется с обязательным применением норм Указа № 223 и постановления № 88, относятся средства республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома (при полном либо частичном финансировании за счет указанных средств).

 

Вместе с тем действие Указа № 223 и соответственно постановления № 88 ограничено 2-летним периодом с 1 июля 2019 г. до 1 июля 2021 г. В период после 1 июля 2021 г. отношения в сфере закупок товаров (работ, услуг) при строительстве будут регулироваться законодательством о государственных закупках. Причем какого-либо нормативного правового акта для отмены Указа № 223 не требуется, так как его действие прекращается по наступлении даты 01.07.2021. Соответствующая информация размещена на сайте Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (http://mas.gov.by/ru/uch_v_zak/).

 

Что необходимо учесть заказчикам (организаторам) в законодательстве о государственных закупках применительно к сфере строительства

Во-первых, Закон № 419-З определяет заказчика, для которого обязательно проведение процедур государственных закупок и применение Закона № 419-З. Им является получатель бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов. Источником для оплаты приобретаемых товаров (работ, услуг) являются бюджетные средства и (или) средства государственных вне­бюджетных фондов. Следовательно, если субъект не является получателем указанных средств, применение законодательства о государственных закупках не требуется.

Кроме того, может иметь место так называемое смешанное финансирование приобретения товаров (работ, услуг), когда, например, приобретение оборудования, предусмотренного проектной документацией, частично предполагается финансировать за счет бюджета и частично за счет собственных средств заказчика. В этом случае также требуется применение законодательства о государственных закупках.

Во-вторых, Закон № 419-З устанавливает обязательное планирование приобретения товаров (работ, услуг). Общее правило при формировании годового плана государственных закупок состоит в том, что в него попозиционно включаются однородные товары (работы, услуги) (по первым восьми цифрам числового кода (код под­вида) ОКРБ 007-2012) исходя из их годовой потребности.

Вместе с тем для строительства предусмотрено специальное правило. Так, в годовой план при его формировании товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно. Это означает, что один и тот же товар (например, бетонные блоки), если он требуется для строящихся у заказчика 5 объектов строительства, будет отражен в годовом плане государственных закупок 5 раз для каждого объекта строительства с соответствующими количеством (объемом) и стоимостью.

Как следствие, с учетом п. 2 ст. 18 Закона № 419-З вид процедуры государственной закупки будет определяться исходя из ориентировочной стоимости товаров (работ, услуг) по каждому объекту строительства, а не по товарам (работам, услугам) по всем 5 объектам.

В-третьих, все виды конкурентных процедур государственных закупок (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) проводятся на электронных торговых площадках (далее – ЭТП):

  • ЭТП информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (http://goszakupki.by);
  • ЭТП открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» (http://zakupki.butb.by).

Выбор конкретной ЭТП для проведения на ней процедуры государственной закупки осуществляет заказчик. Саму процедуру государственной закупки вправе провести заказчик сам или с привлечением организатора (ст. 13 Закона № 419-З).

Вся информация с ЭТП переразмещается в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками (далее – ГИАС). Но непосредственно заказчик (организатор) в ней ничего не должен размещать.

 

Обратите внимание!

В связи с электронным форматом процедур государственных закупок заказчикам (организаторам) необходимо получить электронную цифровую подпись и атрибутный сертификат к ней, а также аккредитоваться на ЭТП, если такой аккредитации не было на дату 01.07.2019.

 

В-четвертых, при принятии решения о проведении процедуры государственной закупки требуется определить ориентировочную стоимость предмета государственной закупки. По формированию предмета государственной закупки Закон № 419-З устанавливает общее правило: предмет – это однородные товары (работы, услуги). В приведенном выше примере предметом конкретной процедуры государственной закупки будут бетонные блоки. Но если заказчику требуется еще и приобретение кирпичей глиняных строительных и будет обоснована технологическая и функциональная связь между бетонными блоками и кирпичами (неоднородные товары), то процедура государственной закупки может быть проведена в составе этих двух товарных позиций с делением на части (лоты) или без такого деления.

Также требуется описание предмета государственной закупки. При проведении процедур государственных закупок предмет должен быть описан заказчиком по правилам ст. 21 Закона № 419-З.

При описании предмета государственной закупки в документах, предоставляемых для подготовки предложения, заказчик может использовать один из трех способов описания предмета:

  1. указать показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие приобретаемых товаров (работ, услуг) требованиям к предмету госзакупки, в т.ч. максимальные и (или) минимальные значения показателей (характеристик), а также значения показателей (характеристик), которые не могут изменяться, без включения требований или указаний на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее – товарные знаки);
  2. включить требования или указания на товарные знаки в случае, если отсутствует другой способ, обеспечивающий более точное и четкое описание предмета государственной закупки. Обязательным условием является включение в описание предмета государственной закупки слов «или аналог»;
  3. включить требования или указания на товарные знаки без слов «или аналог» при необходимости обеспечения совместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения совместимости таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также при приобретении запасных частей и расходных материалов к товарам, используемым заказчиком, в соответствии с документацией на такие товары. Невозможность использования аналогичных товаров должна быть обоснована заказчиком в документах, предоставляемых для подготовки предложения.

Ориентировочная стоимость предмета госзакупки определяется по правилам, установленным постановлением № 35. Им, в частности, определен способ для сферы строительства, а именно проектно-сметный, который применяется в случае приобретения товаров (работ, услуг), необходимых для строительства объектов при осуществлении строительной деятельности (строительства). Ориентировочная стоимость предмета госзакупки определяется в т.ч. на основании проектной документации в соответствии с законодательством в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (подп. 1.4 п. 1 постановления № 35).

В-пятых, требования к участникам в государственных закупках отличаются от тех, которые установлены постановлением № 88. Законом № 419-З предъявляются требования (п. 2 ст. 16 Закона № 419-З):

  • соответствие требованиям, установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в т.ч. ИП, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки. Применительно к сфере строительства такими требованиями могут быть случаи лицензирования отдельных видов деятельности, аттестации соот­ветствия (в соответствии с постановлением № 252);
  • соответствие дополнительным требованиям к участникам, которые установлены приложением 1 к постановлению № 395. Они касаются случая, когда закупаются услуги столовых и буфетов учреждений образования;
  • отсутствие у юрлица или ИП задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней (на 1-е число месяца, предшествующего дню подачи предложения)[1].Данное требование не распространяется на юрлицо или ИП, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации). Начиная с этого требования и далее, подтверждение соответствия им осуществляется участником процедуры государственной закупки в заявительном порядке (с представлением соответствующего заявления);
  • юридическое или физическое лицо, в т.ч. ИП, не должно быть включено в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;
  • юридическое или физическое лицо, в т.ч. ИП, работник (работники) таких юрлица или ИП не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в т.ч. консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
  • юрлицо или ИП не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры государственной закупки;
  • физлицо не должно являться работником заказчика (организатора), за исключением проведения процедуры закупки из одного источника у физических лиц, не являющихся ИП;
  • юрлицо не должно находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юрлица, к которому присоединяется другое юрлицо), ИП не должен находиться в стадии прекращения деятельности;
  • в отношении юрлица или ИП не должно быть возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Данное требование не распространяется на юрлицо, ИП, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);
  • юридическое или физическое лицо, в т.ч. ИП, должно обладать исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением договора заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения договора на создание объектов интеллектуальной собственности;
  • юридическое или физическое лицо, в т.ч. ИП, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.

В-шестых, если проводится открытый конкурс, то критерии оценки, а также способ оценки и сравнения предложений установлены нормативно в постановлении № 449. Все, что нужно сделать заказчику (организатору), это выбрать из критериев стоимостной и нестоимостной групп критерии для конкретного предмета государственной закупки и перенести их в конкурсные документы вместе со способом оценки и сравнения предложений.

В-седьмых, условия применения преференциальной поправки, включая документы, которыми подтверждается право на ее применение, установлены императивно на основании подп. 1.5, 1.6 п. 1 постановления № 395. Кроме того, следует учитывать установленные условия допуска по определенным видам товаров (на основании постановления № 206).

 

Обратите внимание!

И условия применения преференциальной поправки, и условия допуска необходимо отражать в документах, представляемых для подготовки предложения. Такие документы утверждаются заказчиком (организатором) и не позднее одного рабочего дня после этого должны быть размещены на ЭТП.

 

В-восьмых, по конкурентным процедурам государственных закупок (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений) договор заключается в виде электронного документа на ЭТП. Таким же образом на ЭТП осуществляется его изменение, расторжение. Соответственно руководителю заказчика или его уполномоченному лицу потребуется электронная цифровая подпись для подписания такого договора на ЭТП.

В-девятых, справка по результатам процедуры требуется, только если проводится процедура закупки из одного источника. Но по каждому из видов процедур необходимо формирование дела по процедуре государственной закупки с включением в него информации, предусмотренной п. 1 ст. 28 Закона № 419-З.

В-десятых, основания для изменения условий договора преду­смотрены Законом № 419-З и постановлением № 395. Так, не допускается изменять порядок оплаты и ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. Случаи, когда допускается изменять условия договора, указаны в части второй п. 1 ст. 25 Закона № 419-З и подп. 1.8 п. 1 постановления № 395.

Выскажем мнение относительно допустимости изменения условий договора государственной закупки, если это договор строительного подряда, на основании Правил № 1450. Так, изменение условий договора в период его исполнения возможно по соглашению сторон, кроме случаев, предусмотренных Правилами № 1450 и иными актами законодательства. При этом не допускается изменение по соглашению сторон существенных условий договора, на основании которых определялся победитель подрядных торгов, за исключением случаев, указанных в п. 73 Правил № 1450 (п. 72 Правил № 1450).

 

Справочно:

в ст. 29 Закона № 419­-З установлены особенности проведения процедуры государственной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

Поскольку норма в п. 72 Правил № 1450 содержит условие о заключении договора строительного подряда, а именно такой договор заключается по результатам подрядных торгов, то в их отсутствие (при применении законодательства о государственных закупках подрядные торги не проводятся) применение данной нормы не допускается. Соответственно основания для изменения договора строительного подряда, заключенного по результатам проведения процедуры государственной закупки, могут быть предусмотрены ст. 25 Закона № 419-З и подп. 1.8 п. 1 постановления № 395.

 

Камеральная проверка Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (МАРТ)

Если при проведении процедуры государственной закупки подана жалоба потенциальным участником или участником в МАРТ и она принята к рассмотрению, то МАРТ проводит камеральную проверку процедуры (это касается открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений) (п. 1 ст. 54 Закона № 419-З). Если в ходе проведения процедуры выявлены нарушения законо­дательства о государственных закупках, МАРТ составляет и размещает в открытом доступе в ГИАС акт, по которому в случае несогласия заказчик (организатор) может направить через ЭТП возражения. По результатам их рассмотрения МАРТ выносит предписание об устранении нарушений, если посчитает возражения по акту камеральной проверки необоснованными. Данное предписание обязательно для выполнения, и о его исполнении заказчик (организатор) должен уведомить МАРТ (ст. 55 Закона № 419-З).

 

Административная ответственность за нарушения

Нарушение требований законодательства о государственных закупках влечет применение мер административной ответственности.

С 1 марта 2021 г. такая ответственность наступает в соответствии со ст. 12.9 КоАП за нарушение законодательства о государственных закупках. Если речь о приобретении товаров (работ, услуг) при строительстве, то:

  • с 1 марта до 1 июля 2021 г. за нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве применяется ст. 12.10 КоАП;
  • с 1 июля 2021 г. по истечении срока действия Указа № 223 будут применяться нормы ст. 12.9 КоАП.

Таким образом, при наступлении очередного переходного периода от специальных норм Указа № 223 к законодательству о государственных закупках следует учитывать нормы Закона № 419-З и иных актов, регулирующих государственные закупки. Также, полагаем, потребуется учитывать и момент начала процедуры закупки для целей определения применимого законодательства к процедурам, которые будут проводиться в переходный период.

 

Документы:

Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (Указ № 223).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (постановление № 88).

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419­-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419-­З).

Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007­2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 (ОКРБ 007­2012).

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» (постановление № 35).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» (постановление № 252).

Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений».

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (постановление № 395).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 № 449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов» (постановление № 449).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» (постановление № 206).

Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450 (Правила № 1450).

Кодекс Республики Беларусь об административных нарушениях (КоАП).

 

 

[1]* Заказчик (организатор) проверяет такие сведения через официальный сайт Министерства по налогам и сборам в сети Интернет – http://www.portal.nalog.gov.by/debtor/.

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.