Что поменяется в исполнительном производстве с 15 июля 2021 года
Мы беседуем с Григорием Батюлёвым, начальником службы экономической безопасности, правового и кадрового обеспечения ОАО «МИСОМ ОП».
Что обсудили:
- Будут расширены права судебных исполнителей по принятию ими обеспечительных мер.
- Взыскатель получит реальную возможность ускорить и упростить процедуру обращения к судебному исполнителю за взысканием долга.
– 15 июля 2021 г. вступают в силу ключевые изменения, внесенные Законом № 90-З. Долгожданной новацией, внесенной в Закон № 439-З, является упрощение порядка обращения в органы принудительного исполнения за взысканием долга.
В чем это выражается? Какие еще плюсы для взыскателей содержат новые изменения?
– В настоящее время взыскатель в первую очередь обязан предъявить исполнительный документ в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания в бесспорном порядке денег со счетов должника – индивидуального предпринимателя или юридического лица. Затем по истечении определенного времени (как правило, не менее месяца) и после отзыва взыскателем этих документов в связи с отсутствием денег на счетах должника у взыскателя возникает право на обращение непосредственно в органы принудительного исполнения, т.е. к судебному исполнителю, за взысканием долга.
После вступления в силу изменений взыскатель не обязан, а лишь вправе предварительно предъявить платежное требование, оформленное на основании исполнительного документа, в банк и (или) небанковскую кредитно-финансовую организацию для списания денежных средств в бесспорном порядке, находящихся на банковских счетах должника (новая редакция ст. 41 Закона № 439-З).
Кроме этого, принятые новшества позволят сделать процесс принудительного взыскания более непрерывным для заинтересованных лиц.
Так, из оснований для окончания исполнительного производства исключено направление исполнительного документа по месту получения должником заработной платы и приравненных к ней доходов. То есть в случае увольнения должника исполнительный документ вернут не взыскателю (как происходит теперь), а судебному исполнителю и взыскание продолжится без перерыва и необходимости взыскателя вновь обращаться к судебному исполнителю.
Предоставленная должнику отсрочка или рассрочка исполнения исполнительного документа также не будет являться основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю и окончания исполнительного производства (что имеет место в настоящее время), а станет основанием для приостановления исполнительного производства (новая редакция ст. 51 Закона № 439-З), которое останется под контролем судебного исполнителя. В случае неисполнения должником платежей на условиях предоставленной ему отсрочки или рассрочки судебный исполнитель продолжит процедуру возмещения без дополнительного обращения взыскателя.
– Как поменяется очередность удовлетворения требований по исполнительным производствам?
– Со вступлением в силу изменений, внесенных в Закон № 439-З, корректируется очередность удовлетворения требований взыскателей.
Так, с 15 июля 2021 г. во вторую очередь будут удовлетворяться требования по исполнительным документам о взыскании оплаты труда граждан, работающих (работавших) у должника по трудовым договорам (контрактам) и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, о возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением, т.е. по требованиям, имеющим социальную направленность (абзац третий части первой новой редакции ст. 122 Закона № 439-З).
Важным моментом является то, что в случае недостаточности взысканных денежных средств для удовлетворения требований, указанных выше, денежные средства распределяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме.
– Как изменяется подход к проведению переоценки арестованного имущества должника в тех случаях, когда в установленный срок имущество не реализовано?
– Меняется не только система переоценки имущества, но и непосредственно процедура проведения торгов.
В настоящее время если победитель торгов в установленный срок не выплатит сумму приобретенного имущества, то это имущество предлагается оставить за собой взыскателю в счет погашения долга по стоимости, по которой имущество выставлялось на торги. Это правило несет в себе риски намеренной неоплаты победителем торгов имущества с тем, чтобы взыскатель мог оставить имущество за собой по наименьшей стоимости.
В новой редакции части седьмой ст. 97 Закона № 439-З отмечается, что при проведении торгов, в т.ч. электронных, покупатель обязан в течение срока, установленного актами законодательства, внести сумму, за которую им приобретено имущество. Если покупатель не внесет причитающуюся сумму в указанный срок, а также если в этот срок будет установлено, что покупатель не имел права участвовать в торгах (электронных торгах), то имущество предлагается приобрести не взыскателю, а участнику торгов (электронных торгов), сделавшему предпоследнюю ставку, по стоимости в размере последней предложенной им ставки.
В соответствии с новой редакцией ст. 93 Закона № 439-З переоценка арестованного имущества должника проводится, если оно не реализовано:
- в течение одного месяца со дня передачи его на реализацию;
- в течение одного месяца после первой переоценки;
- в течение одного месяца после второй переоценки;
- в течение одного месяца после третьей переоценки;
- с торгов (электронных торгов).
Переоценка арестованного имущества должника в сторону уменьшения стоимости проводится от стоимости, по которой имущество было передано на реализацию либо реализовывалось с первых торгов (электронных торгов). Размер переоценки при этом составляет:
- 20 % – при первой переоценке;
- 40 % – при второй переоценке;
- 60 % – при третьей переоценке;
- 80 % – при четвертой переоценке.
Таким образом, возрастет возможность реализации имущества в связи с существенным уменьшением его стоимости.
– Какие новые дополнительные правовые меры предполагается применять в отношении должников?
– С 15 июля 2021 г. в соответствии с обновленными ст. 60, 74 Закона № 439-З станет возможным обращение взыскания не только на денежные средства должника (ИП или юрлица), находящиеся на банковских счетах, но и на электронные деньги в электронных кошельках, что должно повысить эффективность взыскания.
Принятие мер по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения права должника-гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, мощность двигателя которых превышает 3,7 киловатта (5 лошадиных сил), права на охоту, за исключением случаев, когда пользование указанными правами необходимо должнику в связи с инвалидностью либо в качестве единственного средства получения дохода, передается из компетенции суда судебному исполнителю.
По-прежнему в ведении суда останется рассмотрение, например, вопросов временного ограничения права должника-гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, должностных лиц должника – юридического лица на выезд из Республики Беларусь.
– Как в новых нормах исполнительного производства реализуется институт медиации?
– Стороны исполнительного производства (взыскатель и должник) будут вправе до окончания исполнительного производства заключить мировое соглашение, утверждаемое судом в порядке, установленном процессуальным законодательством, или медиативное соглашение.
Заключение между взыскателем и должником соглашения о применении медиации будет являться основанием для приостановления исполнительного производства (новая редакция ст. 50 Закона № 439-З), а в случае заключения ими медиативного соглашения – основанием для прекращения исполнительного производства (новая редакция ст. 52 Закона № 439-З).
В качестве меры, стимулирующей выбор сторонами медиации, является включение в ст. 120 Закона № 439-З нормы о том, что в случае заключения между взыскателем и должником мирового соглашения, утвержденного в установленном законодательством порядке, или медиативного соглашения при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составляет 50 % от установленного.
– Что нового предусматривается в исполнительном производстве в плане применения информационных технологий?
– В области развития информационных технологий предприняты определенные шаги, ускоряющие и упрощающие процедуры движения документов в исполнительном производстве.
Так, новой редакцией ст. 14 Закона № 439-З предусматривается возможность подачи заявления, ходатайства, прилагаемых к ним документов в форме электронного документа, которые должны быть подписаны электронной цифровой подписью. Такие заявление, ходатайство должны содержать адрес электронной почты гражданина, в т.ч. индивидуального предпринимателя, юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом.
Обновленная ст. 39 Закона № 439-З предоставляет возможность направления корреспонденции (постановлений, актов, повесток, иных извещений или документов, составляемых судебным исполнителем) в виде электронного документа, документа в электронном виде, которая может доставляться с использованием информационных технологий, обеспечивающих фиксирование факта его получения.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (Закон № 439-З).
Закон Республики Беларусь от 06.01.2021 № 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (Закон № 90-З).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
124
-
123
-
120
-
119
-
118
-
118






