1 январь 2021
Страница № 21

    

    

    

    

   

Закупка из одного источника продуктов питания: описание предмета закупки и требования, предъявляемые к участникам

Максим Бенсман, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Главное в статье:

  • разъясняется, в частности, вправе ли заказчик при проведении процедуры закупки из одного источника продуктов питания включать в описание предмета закупки требования или указания на товарный знак, наименование места происхождения товара и его производителя (изготовителя).

 

Какие случаи закупки из одного источника продуктов питания наиболее часто применяются

Заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника в случаях, установленных приложением к Закону № 419-З (далее – Приложение) (п. 2 ст. 49 Закона № 419-З). Как показывает практика, из перечисленных в Приложении для закупки продуктов питания наиболее часто применяются следующие случаи:

  • признание процедуры государственной закупки несостоявшейся (п. 7 Приложения);
  • приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 300 базовых величин (п. 9 Приложения);
  • наличие необходимости в осуществлении государственных закупок товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности на период до подведения итогов процедур государственных закупок и вступления в силу договора в случае, если такая государственная закупка осуществляется в течение первого месяца года по перечню, установленному Советом Министров Республики Беларусь. В этом случае объем государственной закупки не может превышать количество товаров (работ, услуг), необходимое для обеспечения потребности заказчика в течение срока осуществления государственной закупки, но не более чем на 2 месяца (п. 30 Приложения).

 

Однако в настоящее время действует еще одно основание применения процедуры закупки из одного источника, которое заказчики также начали активно применять.

Таким основанием является норма абз. 2 подп. 1.9 п. 1 постановления № 395. Согласно данной норме при осуществлении государственных закупок заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника для приобретения товаров у их производителей в случае, если цены на такие товары регулируются Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями) за исключением товаров юрлиц и ИП, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни). Факт производства товара подтверждается сертификатом продукции собственного производства, выданным Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, их представительствами и филиалами, либо копией такого сертификата.

 

Описание предмета закупки

При проведении процедуры закупки из одного источника допускается деление предмета закупки на лоты и заключение договоров с несколькими поставщиками (подрядчиками, исполнителями) (п. 1 ст. 49, п. 1 ст. 21 Закона № 419-З).

При описании предмета государственной закупки заказчик должен руководствоваться, в частности, нормой ст. 21 Закона № 419-З (п. 2 ст. 49 Закона № 419-З).

Как и при проведении иных процедур закупок, при проведении процедуры закупки из одного источника не допускается объединять в предмете государственной закупки и (или) его части (лоте):

  • технологически и функционально не связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги);
  • технологически и функционально связанные друг с другом неоднородные товары (работы, услуги), в отношении части из которых Советом Министров Республики Беларусь установлены условия допуска товаров (работ, услуг) иностранного происхождения и поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предлагающих такие товары (работы, услуги), к участию в процедурах государственных закупок;
  • товары (работы, услуги), включая однородные товары (работы, услуги), сведения о которых составляют государственные секреты.

При закупке продуктов питания в описании предмета государственной закупки в документах, представляемых для подготовки предложения, заказчик (п. 4 ст. 21 Закона № 419-З):

  • обязан указать показатели (характеристики) предмета закупки, которые позволят определить соответствие приобретаемых товаров (работ, услуг) установленным заказчиком требованиям;
  • не вправе, по общему правилу, включать требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключение составляет случай, когда отсутствует другой способ, обеспечивающий более точное и четкое описание предмета государственной закупки. В таком случае обязательным условием является включение в описание предмета государственной закупки слов «или аналог».

 

Обратите внимание!

Требование включать в описание предмета государственной закупки слова «или аналог» не применяется в случае несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения совместимости таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Невозможность использования аналогичных товаров должна быть обоснована заказчиком в документах, предоставляемых для подготовки предложения.

 

Требования к участникам

При проведении процедуры закупки из одного источника подлежит применению и ст. 16 Закона № 419-З. Соответственно к участникам такой процедуры применяются требования, которые применяются ко всем участникам процедур государственных закупок.

Участником процедуры закупки из одного источника признается лицо, получившее от заказчика предложение о заключении договора (п. 1 ст. 16 Закона № 419-З). Именно такое лицо заказчик обязан проверить на соответствие его требованиям, установленным п. 2 ст. 16 Закона № 419-З. Что же касается лиц, которым заказчик направляет запросы о представлении сведений при изучении конъюнктуры рынка в рамках процедуры закупки из одного источника, то такие лица участниками процедуры не являются, и осуществлять их проверку на соответствии требованиям, установленным п. 2 ст. 16 Закона № 419-З, не нужно.

 

Справочно:

требование о том, что юрлицо или ИП не должны быть включены в реестр коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, в настоящий момент не устанавливается.

 

Информация, которую должен содержать такой запрос о представлении, определена подп. 1.2. п. 1 постановления № 30. Данный пункт также не содержит требования о представлении сведений о соответствии потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным п. 2 ст. 16 Закона № 419-З. В то же время, не являясь обязательным, такое требование может быть включено в запрос по желанию заказчика (абз. 9 подп. 1.2 п. 1 постановления № 30).

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419-З).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (постановление № 395).

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (постановление № 30).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.