1 январь 2021
Страница № 15

    

    

    

    

   

План ликвидации должника: на что кредитору обратить внимание?

Юлия Мацюк, юрист Arzinger Law Offices

Образец отдельных положений плана ликвидации должника см. в рубрике «Правильный документ» на с. 32 журнала.

 

Главное в статье:

  • на что кредитору обратить внимание при утверждении плана ликвидации и что делать при несогласии с планом ликвидации, предложенным управляющим.

 

План ликвидации должника

План ликвидации – один из основных документов в процедуре банк­ротства, который четко регламентирует деятельность управляющего в ходе ликвидационного производства и дает возможность кредиторам видеть все шаги, которые будут предприниматься управляющим. Составление плана ликвидации должника входит в обязанности управляющего (ст. 77 Закона о банкротстве).

Отсутствие в законодательстве утвержденной формы плана ликвидации открывает поле для творчества управляющих и сужает возможности кредиторов требовать включения в него тех или иных положений. Закон о банкротстве закрепляет только, что план должен составляться на основании анализа хозяйственной (экономической) деятельности и анализа финансового состояния и платежеспособности должника и включать в себя выводы, сделанные в результате этого анализа, а также перечень мероприятий, осуществляемых в ликвидационном производстве (часть 10 ст. 121 Закона о банкротстве).

 

Обратите внимание!

Первоначальный план ликвидации составляется на срок не более 12 месяцев, так как по общему правилу срок ликвидационного производства не может превышать 12 месяцев (часть третья ст. 140 Закона о банкротстве). На практике нередки случаи, когда ликвидационное производство не удается завершить в установленные сроки, что требует внесения изменений в план ликвидации как минимум в части сроков его исполнения.

 

Ознакомление с планом ликвидации должника

Управляющий обязан предоставить кредиторам возможность для ознакомления с планом ликвидации должника не менее чем за 10 дней до даты проведения первого собрания кредиторов, на котором этот план будет рассмотрен (часть вторая ст. 121 Закона о банкротстве).

План ликвидации утверждается решением собрания кредиторов, которое принимается большинством голосов от общего числа голосов конкурсных кредиторов (часть вторая ст. 57 Закона о банкротстве).

 

Рекомендации для кредиторов при ознакомлении с планом ликвидации должника

Рекомендуем при изучении плана ликвидации обратить внимание на следующее.

Указание в плане ликвидации должника конкретных мероприятий, направленных на завершение ликвидационного производства, и четких сроков их исполнения позволит:

  1. осуществлять контроль за эффективностью деятельности управляющего;
  2. планировать его деятельность в зависимости от установленных сроков.

Для каждого должника комплекс мероприятий может иметь некоторые особенности и содержать много процедурных мероприятий, но 2 раздела плана ликвидации должны подвергнуться особенно тщательному анализу со стороны кредитора: реализация имущества и взыскание дебиторской задолженности.

Реализация имущества. Здесь необходимо обратить внимание, определен ли порядок проведения оценки, какой способ оценки предлагается управляющим – внутренняя либо независимая; вид стоимости, который должен быть установлен в результате ее проведения – рыночная или ликвидационная; валюта оценки, порядок выбора оценочной организации. Четкое указание и регламентация этих показателей позволят в дальнейшем существенно сократить время и избежать споров с управляющим.

 

Рекомендация

В плане ликвидации целесообразно сразу прописать порядок реализации имущества, в частности, предусмотреть возможность реализации движимого имущества должника стоимостью менее 100 базовых величин (БВ) без проведения торгов – путем заключения прямых договоров, а также график снижения стоимости данного имущества. Советуем также прописать сроки проведения оценки, согласования начальной цены с комитетом кредиторов и судом, а также сроки, в течение которых управляющий обязан выставить имущество должника на торги.

Еще одним важным пунктом плана ликвидации, который позволит существенно сократить сроки реализации имущества, является указание возможности реализации недвижимого имущества должника с применением норм подп. 1.2 п. 1 Указа № 63. При этом совершенно не обязательно полное отсутствие денежных средств на расчетном счете должника в течение месяца до даты утверждения плана ликвидации – денежные средства могут иметься, но их должно быть недо­статочно для оплаты всех затрат для проведения комплекса работ, необходимых для государственной регистрации объектов недвижимости.

 

Взыскание дебиторской задолженности. Зачастую управляющие указывают, что будут вести работу в этом направлении на протяжении всего ликвидационного производства до полного взыскания задолженности. Однако отсутствие конкретики и сроков лишает возможности контроля за исполнением данного мероприятия. Следует четко прописать сроки предъявления претензий, подачи заявлений о возбуждении приказного производства либо искового заявления, сроки проведения торгов по реализации дебиторской задолженности и порядок ее предложения кредиторам в счет погашения задолженности в порядке, установленном ст. 150 Закона о банкротстве.

По общему правилу, крупные сделки и сделки, в совершении которых имеется заинтересованность управляющего, заключаются им только с согласия собрания (комитета) кредиторов после уведомления об этом экономического суда (часть шестая ст. 100 Закона о банк­ротстве). Иные правила могут быть установлены планом ликвидации должника. Например, планом ликвидации может быть установлено, что крупные сделки могут осуществляться без согласия собрания (комитета) кредиторов.

 

Справочно:

крупной признается сделка, влекущая распоряжение недвижимым или иным имуществом юрлица, балансовая стои­мость которого на момент заключения сделки составляет 20 % и более балансовой стоимости его активов, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период; в отношении ИП или юрлица, применяющего УСН без ведения бухгалтерского учета, – сделка на сумму, составляющую 100 БВ и более (ст. 1 Закона о банкротстве).

 

В процедуре ликвидационного производства осуществление операций по основному счету должника и совершение им сделок допускаются только в объеме и сроки, установленные планом ликвидации должника (часть пятая ст. 140 Закона о банкротстве). При этом преду­смотрено приостановление исполнения требований кредиторов до момента окончания ликвидационного производства (ст. 86, 87 Закона о банкротстве). То есть отсутствие в плане ликвидации четких сроков перечисления денежных средств с расчетного счета должника кредиторам (либо порядка определения таких сроков) дает управляющему законные основания осуществить такие перечисления только в конце ликвидационного производства.

Вместе с тем не следует обязывать управляющего незамедлительно перечислять все средства на погашение задолженности, так как это может привести к невозможности погашения внеочередных платежей, связанных с производством по делу, и повлечь затягивание процесса. Разумным представляется отнести данный вопрос на рассмотрение соб­рания (комитета) кредиторов.

Законодательство не содержит запрета на осуществление хозяйственной деятельности юридическими лицами и ИП, находящимися в ликвидационном производстве. Более того, управляющий обязан орга­низовывать хозяйственную деятельность должника (ст. 77 Закона о банкротстве).

На практике бывают случаи, когда должник после возбуждения ликвидационного производства продолжает осуществлять хозяйственную деятельность: производить продукцию, оказывать услуги, – поскольку полное прекращение хозяйственной деятельности может повлечь существенные убытки либо снизить инвестиционную привлекательность имущества должника.

На этапе утверждения плана ликвидации кредитору важно отметить, предусмотрено ли в нем ведение хозяйственной деятельности должником, какие права закреплены у управляющего на совершение сделок, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, а также лимиты данных сделок. Необходимо также изучить экономическое обоснование необходимости ведения должником хозяйственной деятельности, финансовый результат от нее.

Процедура, в рамках которой будет продаваться имущество должника – градообразующей организации (конкурс или аукцион), зависит от подачи ходатайства о проведении конкурса государственным органом, в ведении или подчинении которого находится градообразующая организация и который участвует в деле об экономической несостоятельности (банкротстве). Если такое ходатайство было заявлено, то продажа осуществляется на основе конкурса. Если ходатайство не было заявлено или предприятие не было продано путем проведения конкурса, то проводится аукцион (части вторая и пятая ст. 165 Закона о банкротстве).

 

Справочно:

градообразующая организация – юридическое лицо, численность работников которого составляет не менее 1/4 части занятого населения (рабочих мест) соответствующего населенного пункта или за счет осуществления хозяйственной деятельности которого поддерживается жизнеобеспечение соответствующего населенного пункта (ст. 1 Закона о банкротстве).

 

При продаже имущества градообразующей организации в процедуре ликвидационного производства управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие как единый имущественный комплекс (часть шестая ст. 165 Закона о банкротстве).

 

Обратите внимание!

Решение о продаже предприятия как имущественного комплекса градообразующей организации, не имеющей подчиненности, акции (доли в уставном фонде) которой не находятся в собственности государства, подлежат обязательному согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом соответствующей административно-территориальной единицы, на территории которой она находится (часть третья ст. 100 Закона о банкротстве). Такое согласование производится после принятия соответствующего решения собранием (комитетом) кредиторов до начала торгов или до заключения договора купли-продажи в случае, если продажа осуществляется на основании такого договора без проведения торгов.

Кредитору следует провести анализ статей и сумм затрат, отраженных в данном разделе либо приложении к плану ликвидации. Размер затрат может быть выражен в определенной сумме, а может быть указан порядок определения размера данных затрат. Например: «возмещение затрат управляющего, связанных с нахождением должника не по месту нахождения управляющего, – 150 рублей в месяц» либо «возмещение затрат управляющего, связанных с нахождением должника не по месту нахождения управляющего, в размере стоимости 100 л бензина АИ-95, рассчитанной на первое число отчетного месяца».

 

Рекомендация

При анализе статей и сумм расходов должника следует учитывать и тот факт, что размер вознаграждения управляющего не носит существенного характера, поэтому разумные суммы возмещения его затрат и затрат должника следует предусмотреть. В данном вопросе важны консенсус и стремление сторон к совместной эффективной работе.

 

Если кредитор не согласен с планом ликвидации, предложенным управляющим…

Кредитор после ознакомления с планом ликвидации может посчитать, что мероприятия, предусмотренные планом ликвидации, нарушают его права и законные интересы. Например, не определены сроки распределения денежных средств; установлено, что должник будет осуществлять хозяйственную деятельность в ликвидационном производстве, но не предоставлено экономическое обоснование этого, а такая деятельность влечет дополнительные убытки для должника; завышены суммы, отраженные в смете расходов. При несогласии кредитора с планом ликвидации он вправе подать в собрание кредиторов соответствующую жалобу, а в случае недостижения соглашения жалоба может быть подана в суд (ст. 25, 54 Закона о банкротстве).

Конкурсные кредиторы, которые не согласны с планом ликвидации, вправе инициировать созыв собрания кредиторов в порядке, предусмотренном ст. 56 Закона о банкротстве, и предложить рассмот­реть на нем новую редакцию такого плана ликвидации либо внесение изменений по конкретным пунктам такого плана, с которыми они не согласны.

Если между управляющим и собранием кредиторов по результатам рассмотрения плана ликвидации должника возникнут разногласия, то план ликвидации может быть утвержден экономическим судом (часть третья ст. 122 Закона о банкротстве).

 

Резюме

Успешное завершение дела о банкротстве должника и максимальное удовлетворение требований кредиторов возможны при совместной слаженной работе кредиторов и управляющего. С этой целью кредиторам при рассмотрении плана ликвидации особое внимание следует уделить пунктам плана об оценке имущества должника, порядке его реализации и взыскании дебиторской задолженности. В случае выявления пунктов, которые не отвечают интересам кредиторов, рекомендуем в первую очередь письменно обратиться по этому вопросу к управляющему для мирного урегулирования разногласий. Если же мирно урегулировать вопрос не удалось, кредиторы вправе обратиться с жалобой в порядке, установленном Законом о банкротстве.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (Закон о банкротстве).

Указ Президента Рес­публики Беларусь от 05.02.2013 № 63 «О некоторых вопросах правового регулирования процедур экономической несостоятельности (банкротства)» (Указ № 63).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.