1 январь 2021
Страница № 54

    

   

    

    

    

    

Десять нарушений при закупках аудиторских услуг

Григорий Батюлёв, начальник службы экономической безопасности, правового и кадрового обеспечения ОАО «МИСОМ ОП»

Чем поможет статья:

  • познакомит с ошибками, допускаемыми организациями при закупках аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств.

Постановлением № 936 определено, что начиная с отчетности за 2020 г. устанавливаются новые требования по закупке организациями аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств.

 

Справочно:

для целей постановления № 936 под организациями понимаются:

  • республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения;
  • иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности;
  • хозяйственные общества, более 25 % акций (долей) в уставных фондах которых принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности (за исключением банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций).

 

Рассмотрим, в чем состоят новые требования и какие ошибки допускаются субъектами хозяйствования при проведении закупок аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств.

 

Ошибка 1. Многие субъекты хозяйствования именуют проводимые процедуры закупки аудиторских услуг по своему усмотрению. Например, запросом ценовых предложений, процедурой оформления конкурентного листа, запросом коммерческих предложений и т.д.

Что говорит законодательство. Закупки аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности осуществляются организациями с применением конкурсов независимо от стоимости таких услуг. В случае признания конкурса несостоявшимся организация вправе применить процедуру закупки из одного источника (подп. 1.2 п. 1 постановления № 936).

 

Ошибка 2. Некоторые заказчики аудиторских услуг необоснованно указывают в качестве нестоимостных критериев оценки предложений обязательные условия, указанные в подп. 1.3 п. 1 постановления № 936.

Что говорит законодательство. Организации обязаны установить в документации о закупке в составе требований к участвующим в закупках юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям (далее – участники) следующие обязательные требования (подп. 1.3 п. 1 постановления № 936):

  • наличие сведений об участниках в реестре аудиторов, аудиторов – индивидуальных предпринимателей, аудиторских организаций;
  • представление участниками информации, подтверждающей соблюдение ими принципа независимости.

Наличие данных сведений является обязательным «стопроцентным» условием допуска участника к процедуре закупки и не может составлять, например, 20 %. 

 

Ошибка 3. Многие не раскрывают в документации о закупке критерий «цена предложения». Возможно, организации руководствуются желанием получить минимальную цену на аудит от исполнителей.

Что говорит законодательство. Организации обязаны в документации о закупке установить критерий «цена предложения» (подп. 1.5 п. 1 постановления № 936).

 

Ошибка 4. Некоторые организации устанавливают менее 3 нестоимостных критериев оценки и сравнения предложений участников.

Что говорит законодательство. Организации обязаны в документации о закупке установить не менее 3 нестоимостных критериев оценки и сравнения предложений участников, при формировании которых могут учитываться (подп. 1.5 п. 1 постановления № 936):

  • наличие у участников (либо у их работников) опыта проведения аудита отчетности в сфере деятельности заказчика либо у организаций, сопоставимых по объему деятельности с заказчиком (в случае их наличия);
  • соответствие организации внутренней оценки качества работы аудиторов, осуществляемой участниками, требованиям национальных правил аудиторской деятельности и международных стандартов аудиторской деятельности;
  • результаты (при наличии) проведенной Министерством финансов проверки соблюдения законодательства об аудиторской деятельности и (или) осуществленной Аудиторской палатой внешней оценки качества работы участников;
  • иная информация для формирования нестоимостных критериев.

 

Ошибка 5. В документации о закупке определяется удельный вес критерия «цена предложения» в размере 80 %.

Что говорит законодательство. Оценка и сравнение предложений участников проводятся в соответствии с критерием «цена предложения» и нестоимостными критериями в зависимости от их удельного веса, установленного организацией в документации о закупке. При этом удельный вес критерия «цена предложения» должен составлять не менее 40 %, но не более 50 %. Удельный вес каждого из нестоимостных критериев не должен превышать 20 % (подп. 1.6 п. 1 постановления № 936).

 

Ошибка 6. Многие организации в документации о закупках не соблюдают срок для подготовки и подачи предложений. Особенно часто встречаются случаи, когда установленный минимальный 10-дневный срок необоснованно сокращается на 1 день.

Что говорит законодательство. При осуществлении закупок ауди­торских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств организациям следует учитывать и иные (кроме установленных постановлением № 936) изменения, внесенные в сферу регулирования отношений в области закупок за счет собственных средств. Это, в частности, изменения, внесенные постановлением № 717 в постановление № 229, которые вступили в силу с 13.12.2020.

Так, уточнены сроки проведения процедур закупок.

Теперь срок для подготовки и подачи предложений должен составлять на участие в конкурсе не менее 10 рабочих дней со дня размещения приглашения к участию в процедуре закупки в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» (подп. 2.4 п. 2 постановления № 229). Ранее этот срок составлял не менее 20 дней и исчислялся не в рабочих, а в календарных днях.

Относительно исчисления сроков в закупках за счет собственных средств, когда день окончания срока выпадает на нерабочий день, следует руководствоваться правилами ст. 194 ГК. Так, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

 

Ошибка 7. Многие организации поручают представление проекта договора участникам, освобождая себя от этой обязанности.

Такая позиция не просто противоречит законодательству, но и содержит в себе риски при заключении договора с победителем с точки зрения согласования позиций сторон. Если проект договора предлагается заказчиком, то участнику понятно, что это одновременно и часть его требований относительно закупки. А как быть в ситуации, когда победитель выбран в соответствии с установленными критериями, но проект его договора в какой-то части заказчика не устраивает?

Что говорит законодательство. Осуществляя закупки аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств, организации обязаны руководствоваться общими для всех закупок нормами, установленными постановлением № 229.

Так, документация о закупке формируется в случае проведения конкурентных видов процедур закупок и должна содержать сведения, определенные порядком закупок за счет собственных средств, в т.ч. проект договора на закупку (его условия) и срок его заключения (подп. 2.8 п. 2 постановления № 229).

 

Ошибка 8. Субъекты хозяйствования устанавливают такой нестоимостный критерий, как «имеющийся положительный опыт работы с заказчиком». При этом в случае наличия положительного опыта аудита с заказчиком участнику конкурса присваивается, например, 10 %, в случае отсутствия – 0 %. Понятно, что при таком подходе лоббируются интересы конкретного исполнителя.

Что говорит законодательство. Не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки не допускается (подп. 2.5 п. 2 постановления № 229).

Требования к участникам процедуры закупки, закупаемым товарам (работам, услугам), условиям договора на закупку, а также критерии и способ оценки и сравнения предложений участников процедуры закупки устанавливаются и применяются организацией в равной степени ко всем участникам процедуры закупки и их предложениям (подп. 2.6 п. 2 постановления № 229).

 

Ошибка 9. Заказчики аудиторских услуг нередко в документации о закупках формулируют положения, как противоречащие друг другу, так и не соответствующие требованиям постановления № 229.

 

Пример 1 / торговля

Торговое предприятие «Б» в п. 7.2 документации указало, что в случае, если выбранный участник отказался подписать или исполнить договор, то заключить договор на предоставление услуг предлагается участнику, занявшему второе место при оценке предложений. В то же время в п. 8.7 документации отмечено, что конкурс признается несостоявшимся, если победитель конкурса не подписал соответствующий договор оказания аудиторских услуг.

 

Что говорит законодательство. Эта коллизия в документации разрешается путем обращения к постановлению № 229. Так, организация признает конкурентную процедуру закупки несостоявшейся в случаях, если победитель процедуры закупки в т.ч. не подписал договор на закупку (подп. 2.12 п. 2 постановления № 229). Право передачи в этом случае заключения договора «второму призеру» постановление № 229 не предусматривает и делать этого в рамках конкретной процедуры закупки нельзя.

 

Ошибка 10. Многими заказчиками аудиторских услуг не выполняются требования подп. 2.11 п. 2 постановления № 229 и подменяются произвольной трактовкой «ни за что не отвечаю ни при каких обстоятельствах».

 

Пример 2 / промышленность

Промышленное предприятие «В» в п. 13 документации необоснованно написало, что конкурсная комиссия имеет право принимать или отвергать любое предложение участников или его часть, а также прекратить проведение закупки и отказаться от всех предложений участников в любое время до заключения контракта закупки, не объясняя причины и не неся никакой ответственности перед участниками, которым такое действие могло нанести ущерб.

 

Что говорит законодательство. Организация вправе отменить процедуру закупки на любом этапе ее проведения и не несет за это ответственности перед участниками процедуры закупки в случаях (подп. 2.11 п. 2 постановления № 229):

  • отсутствия финансирования;
  • утраты необходимости приобретения товаров (работ, услуг);
  • изменения предмета закупки и (или) требований к квалифика­ционным данным участников процедуры закупки.

В случае отмены процедуры закупки по иным основаниям организация несет ответственность перед участниками процедуры закупки в соответствии с законодательством.

Рекомендация

Используйте в работе методические рекомендации по оценке и сравнению организациями предложений участников, разработанные Аудиторской палатой (утверждены решением Правления Аудиторской палаты от 21.09.2020 № 21).

 

От редакции: пример из практики проведения закупки услуг по обязательному аудиту государственными предприятиями читайте в журнале «Я – юрисконсульт организации», 2020, № 9, в рубрике «Юридическая практика».

 

Документы:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.12.2019 № 936 «О вопросах закупок товаров (работ, услуг), аттестации и подтверждении квалификации аудиторов» (постановление № 936).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2020 № 717 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» (постановление № 717).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (постановление № 229).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.