Открытие счетов субъектами хозяйствования в иностранных банках
Главное в статье:
- одним из способов снизить риски непоступления валютной выручки либо непроведения платежа является открытие счета в иностранном банке. В статье рассматриваются вопросы открытия счетов белорусскими субъектами хозяйствования в иностранных банках.
Право на открытие счета за рубежом
В настоящее время резиденты вправе без ограничений открывать счета в белорусских рублях и иностранной валюте в иностранных банках, если иное не установлено законодательными актами или не введены валютные ограничения (подп. 1.2 п. 1 ст. 8 и п. 1 ст. 17 Закона № 226-З). Получать разрешение Национального банка или иного государственного органа для открытия такого счета также не требуется.
Таким образом, поскольку на сегодняшний день валютные ограничения не установлены, законодательными актами также не установлены какие-либо ограничения на открытие счетов, все разрешения Национального банка отменены, белорусский субъект хозяйствования вправе без каких-либо ограничений открыть счет в иностранном банке.
Вместе с тем необходимо учитывать геополитическую ситуацию в мире и международные санкции. Например, белорусскому субъекту хозяйствования, который попал в SDN список США (Specially Designated Nationals and Blocked Persons list), будет проблематично открыть счет в американском банке.
Контроль со стороны налоговых органов
Резидент обязан сообщать по установленной форме в налоговый орган о факте открытия или закрытия счета в иностранном банке не позднее 10 рабочих дней со дня его открытия или закрытия (подп. 1.9.2 п. 1 ст. 22 НК). Форма сообщения установлена приложением 30 к постановлению № 14.
Также после открытия счета резидент должен представлять в налоговый орган не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, информацию о движении денежных средств по такому счету (за исключением корреспондентских счетов) (подп. 1.10 п. 1 ст. 22 НК). Форма сообщения установлена приложением 34-8 к постановлению № 14.
Режим функционирования счета
Несмотря на то что счет открыт в иностранном банке, необходимо учитывать, что действие Закона № 226-З распространяется на резидентов и нерезидентов, которые проводят валютные и валютно-обменные операции в Республике Беларусь, а также на резидентов, которые проводят валютные операции за пределами Республики Беларусь и валютно-обменные операции по счетам, открытым в иностранных банках (п. 1 ст. 3 Закона № 226-З).
Нормы Закона № 226-З позволяют в отсутствие валютных ограничений без препятствий:
– переводить белорусские рубли и иностранную валюту как со счетов в иностранных банках на счета в белорусских банках, так и обратно (п. 2 ст. 17 Закона № 226-З);
– получать на счета, открытые в иностранных банках, белорусские рубли и иностранную валюту по валютным операциям, связанным с экспортом, импортом, в качестве доходов от инвестиций и др. (п. 3 ст. 17 Закона № 226-З).
Относительно применения п. 3 ст. 17 Закона № 226-З в банковской практике уже возникали интересные ситуации.
Пример
В белорусский банк обратилось юридическое лицо – резидент для перечисления физическому лицу – резиденту белорусских рублей за оказанные услуги на счет, открытый в России. Возник вопрос о правомерности расчетов с учетом п. 3 ст. 17 Закона № 226-З.
С одной стороны, Национальный банк считает, что в данном случае валютная операция отсутствует. Следовательно, ограничения, установленные п. 3 ст. 17 Закона № 226-З, не применяются, и расчеты правомерны. На основании п. 31 Инструкции № 147 у банка нет причин для отказа в проведении валютной операции и он обязан осуществить платеж.
С другой стороны, в данном случае перечисление денежных средств резидентом – юридическим лицом резиденту – физическому лицу производится, скорее всего, на основании гражданско-правового договора. Нормы подп. 3.15 п. 3 ст. 12 и подп. 3.20 п. 3 ст. 17 Закона № 226-З разрешают проведение операций в иностранной валюте между резидентами только в случае выплаты вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, включая денежные вознаграждения и надбавки за особые условия работы (службы), с учетом требований, установленных законодательством о труде.
Таким образом, если перечисление осуществляется в белорусских рублях, то расчеты правомерны и банк осуществит платеж. Но если платеж проводится в иностранной валюте, то юридическое лицо – резидент вправе сделать такое перечисление физическому лицу – резиденту на счет в иностранном банке только за выполнение им трудовых обязанностей на территории иностранного государства. В противном случае банк на основании п. 31 Инструкции № 147 обязан будет отказать в проведении валютной операции.
Резиденты вправе без ограничений проводить валютные операции с использованием белорусских рублей и (или) иностранной валюты, зачисленных в соответствии с п. 3 ст. 17 Закона № 226-З на счета, открытые в иностранных банках, за исключением валютных операций, запрещенных частью второй п. 1 ст. 11, пп. 1–3 ст. 12, пп. 2 и 3 ст. 13 Закона № 226-З.
Резиденту, открывшему счет в иностранном банке и активно занимающемуся внешнеэкономической деятельностью, необходимо учитывать, что белорусские рубли и иностранная валюта, зачисленные на его счет в иностранном банке, должны быть переведены на счет в белорусском банке в течение 5 рабочих дней с даты их зачисления (п. 3 ст. 19 Закона № 226-З).
Исходя из анализа пп. 3 и 4 ст. 17 и ст. 19 Закона № 226-З, можно сделать следующий вывод: валютное законодательство не обязывает резидента перечислять в банк Республики Беларусь проценты на остаток денежных средств на счетах в иностранных банках. Обязанность по репатриации распространяется на сумму, зафиксированную в валютном договоре. Например, если экспортер поставил нерезиденту оборудование на 100 000 у.е., то он и обязан репатриировать 100 000 у.е.
Регистрация валютного договора
Если белорусский субъект хозяйствования открывает депозитный (вкладной) счет в иностранном банке и сумма вклада (депозита) не определена либо равна или превышает 4 000 базовых величин при заключении валютного договора, то в таком случае валютный договор подлежит регистрации на веб-портале Национального банка до совершения платежа (при этом резидент обязан также представлять информацию об изменении, исполнении, исполнении в полном объеме обязательств по валютному договору). Во всех иных случаях регистрация валютного договора не требуется.
Обратите внимание!
Валютный договор подлежит регистрации до совершения резидентом действий, направленных на исполнение валютного договора (одним из таких действий является проведение резидентом платежей), либо не позднее 7 рабочих дней с даты, следующей за датой поступления денежных средств на счет, открытый резиденту в банке либо иностранном банке, – в зависимости от того, какое из указанных событий наступает раньше (п. 6 Инструкции № 37).
Валютный контроль
Для целей мониторинга валютных операций банки Республики Беларусь и Банк развития проверяют в т.ч. соблюдение резидентами требований о регистрации валютных договоров (при проведении валютных операций, связанных с осуществлением платежей и переводов, внесением (снятием) наличных денежных средств на счет (со счета), а также поступлением юридическим лицам – резидентам денежных средств), в т.ч. путем проверки регистрации валютного договора на веб-портале (п. 31 Инструкции № 147).
При проверке регистрации валютного договора банки удостоверяются в соответствии внесенной резидентом на веб-портале информации о номере и дате валютного договора, а также наименовании контрагента-нерезидента, являющегося стороной по валютному договору. Соответствие иной информации о валютном договоре, внесенной резидентом на веб-портале, банками не проверяется.
Таким образом, при отсутствии регистрации валютного договора, когда эта регистрация необходима, банк должен отказать в проведении валютной операции. Такой случай может быть, например, когда резидент намерен перечислить на свой депозитный (вкладной) счет в иностранном банке сумму, превышающую 4 000 базовых величин, а регистрация валютного договора отсутствует.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (Закон № 226-З).
Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК).
Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 26.04.2013 № 14 «Об осуществлении налоговыми органами административных процедур и установлении форм документов» (постановление № 14).
Инструкция о проведении валютных операций, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 31.05.2021 № 147 (Инструкция № 147).
Инструкция о регистрации резидентами валютных договоров, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 12.02.2021 № 37 (Инструкция № 37).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
125
-
123
-
121
-
120
-
119
-
119






