5 май 2022
Страница № 43

    

    

    

    

   

Должна ли организация уплачивать рекламный сбор? Рассматриваем ситуации

Юлия Кудрявец, юрист

Главное в статье:

  • Указом № 131 с 1 мая 2022 г. введен сбор за размещение (распространение) рекламы. Рассматривается применение данного сбора на практических примерах.

 

Кто является плательщиком сбора

Указ № 131 определил, что плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями.

В свою очередь в соответствии со ст. 2 Закона № 225-З рекламо­дателями являются организации и граждане:

– деятельность или товары которых рекламируются;

– которые определили объект рекламирования и (или) содержание рекламы;

– которые предоставили рекламу рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь.

Не являются плательщиками рекламного сбора (подп. 2.2 п. 2 Указа № 131):

– организации, использующие труд инвалидов (с численностью работников-инвалидов не менее 30 % численности работников в среднем за отчетный период);

– исправительные учреждения и республиканские унитарные производственные предприятия Департамента исполнения наказаний Министерства внутренних дел.

Плательщиками рекламного сбора также становятся рекламные агентства в случаях, если они (подп. 2.4 п. 2 Указа № 131):

– осуществляют рекламу деятельности или услуг самого рекламного агентства;

– определяют объект рекламирования;

– осуществляют рекламу деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя;

– осуществляют рекламу, объект рекламирования и (или) содержание которой определены иностранным рекламодателем.

 

Обратите внимание!

Иностранные рекламодатели плательщиками сбора не являются, так как они могут размещать рекламу только через рекламные агентства.

 

Таким образом, любой рекламодатель (за исключением указанных в подп. 2.2 п. 2 Указа № 131) потенциально может быть плательщиком этого сбора, но не всякий его платит, поскольку Указ № 131 детализировал понятия объекта и базы рекламного сбора, а также определил рекламные площадки, в зависимости от которых возникает или не возникает обязанность уплаты.

 

Пример 1 / услуги

Индивидуальный предприниматель размещает информацию об оказываемых им услугах по ремонту на своей странице в социальной сети, которую он создал как физическое лицо. Он является рекламодателем, поскольку рекламирует услуги, которые он оказывает третьим лицам. При квалификации лица в качестве рекламодателя не важно, осуществляет оно рекламу на принадлежащем ему ресурсе или на ином. Но при определении его в качестве плательщика рекламного сбора это важно.

 

Объект обложения рекламным сбором

Объектом обложения сбором признается размещение (распространение) рекламы на территории Республики Беларусь, в т.ч. в Интернете (подп. 2.3 п. 2 Указа № 131).

Что касается Интернета, то речь идет не только о национальном сегменте сети Интернет, но и о рекламе, размещаемой (распространяемой) в сети Интернет и направленной на пользователей, находящихся на территории Республики Беларусь (см. разъяснение Мининформа). Интернет-реклама, размещаемая (распространяемая) за пределами национального сегмента сети Интернет, направленная на граждан, находящихся на территории Республики Беларусь, признается рекламой, размещаемой (распространяемой) на территории Республики Беларусь.

Нормы подп. 2.4 п. 2 Указа № 131 устанавливают случаи размещения или распространения рекламы, которые не признаются объектом обложения рекламным сбором:

– размещение социальной рекламы;

– реклама мероприятий, в число организаторов которых входят государственные органы;

– размещаемая на досках объявлений;

– размещаемая внутри зданий (помещений, сооружений);

– на официальных интернет-сайтах и иных интернет-ресурсах государственных органов и государственных организаций, а также в СМИ, редакциями которых являются государственные органы и государственные организации;

– оказываемая в виде поддержки организациям физической культуры и спорта;

– предоставленная рекламораспространителю для ее размещения (распространения) на территории Республики Беларусь рекламным агентством, за исключением рекламы:

  • деятельности или услуг самого рекламного агентства либо объект рекламирования которой определен рекламным агентством;
  • деятельности или товаров (продукции, работ, услуг) иностранного рекламодателя либо объект рекламирования и (или) содержание которой определены иностранным рекламодателем. В этом случае рекламное агентство признается плательщиком сбора, так как является рекламодателем.

 

Источник:

Разъяснения по применению отдельных норм Указа № 131, размещенные на официальном сайте Министерства информации Республики Беларусь по адресу: http://mininform.gov.by/news/actual/razyasneniya-po-primeneniyu-otdelnykh-norm-ukaza-131-/ (разъяснение Мининформа).

 

Пример 2 / медицина

Государственное медицинское учреждение имеет группу в социальной сети Инстаграм и дает там рекламу платно. Должно ли оно платить сбор с рекламы, размещаемой в этой группе?

На первый взгляд деятельность государственного медицинского учреждения должна подпадать под исключение абзаца шестого подп. 2.4 п. 2 Указа № 131, поскольку учреждение является юридическим лицом, созданным и полностью финансируемым собственником, т.е. государством (п. 1 ст. 120 ГК). Такие организации не должны платить рекламный сбор, если реклама размещается на официальных интернет-сайтах и иных интернет-ресурсах государственных организаций. Интернет-ресурсом считаются интернет-сайт, страница интернет-сайта, форум, блог, приложение для мобильного устройства, иной информационный ресурс (его составная часть), размещенный в сети Интернет, посредством которых распространяется массовая информация (п. 8-1 ст. 1 Закона о СМИ). Полагаем, что ответ на данный вопрос принципиально зависит от квалификации группы в Инстаграме в качестве собственного интернет-ресурса этой государственной организации. Если эта группа была создана самой организацией на своей странице и организация полностью владеет и управляет ею, то медицинская организация не должна будет платить рекламный сбор. Но в вопросе была упомянута платная реклама, поэтому с большой долей вероятности делаем вывод, что группа в сети Инстаграм не принадлежит медицинской организации, между ней и администрацией сети есть договор на размещение рекламы. Следовательно, исключение подп. 2.4 п. 2 Ука­за № 131 применяться не будет, и медицинская организация должна будет платить рекламный сбор.

 

База для исчисления сбора определяется в договоре

Базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС. Стоимость этих услуг должна содержаться в договоре, предусматривающем их оказание. Оказание услуг по размещению (распространению) рекламы без указания их стоимости в договоре является незаконным и запрещается (подп. 2.5 п. 2 Указа № 131).

Мининформ уточняет, что, если стоимость услуг не была определена на момент заключения договора, в договоре обязательно должна быть ссылка на обязательное приложение к договору, являющееся его неотъемлемой частью, содержащее информацию о стоимости фактически оказанных услуг за отчетный период (например, акт выполненных работ) (см. разъяснение Мининформа).

Если вернуться к примеру 1, то становится очевидным, что индивидуальный предприниматель, рекламирующий свои услуги на своей же странице в социальной сети, несмотря на то что формально считается плательщиком рекламного сбора, не будет его платить, так как нет базы для исчисления сбора.

 

Пример 3 / торговля

Торговая организация арендует часть помещения, куда входит фасад здания. На фасаде размещены название организации и указание на вид деятельности. Пользование фасадом оговорено в договоре аренды. Необходимо ли торговой организации заключать с владельцем здания отдельный договор оказания рекламных услуг и платить рекламный сбор?

Базой для исчисления сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС (подп. 2.5 п. 2 Указа № 131). Норма подп. 2.5 п. 2 Указа № 131 однозначно указывает вид договора, применительно к которому исчисляется сумма рекламного сбора: договор возмездного оказания услуг. Соответственно арендодатель не оказывает арендатору услуг по распространению рекламы, и сбор не должен уплачиваться.

Что касается заключения в данной ситуации отдельного договора на оказание рекламных услуг, то такой обязанности Указ № 131 не содержит. Все отношения пользования фасадом здания урегулированы между сторонами в договоре аренды. Размещение средства наружной рекламы оформляется 3-сторонним договором между рекламораспространителем, собственником здания и местным исполнительным и распорядительным органом. Кроме того, если информация об организации, размещаемая на фасаде здания, соответствует определению вывески (приложение 3 к постановлению № 395), то она не подлежит согласованию как наружная реклама.

 

Пример 4 / образование

Школа иностранных языков размещает на сайте информацию о датах проведения курсов, иной своей деятельности. Сайт зарегистрирован на физическое лицо – учредителя этой школы. Никаких договоров между учредителем и школой о размещении рекламной информации нет, школа фактически считает сайт своим. Кто должен платить рекламный сбор?

Плательщиками сбора признаются юридические лица Республики Беларусь и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь, являющиеся рекламодателями (подп. 2.1 п. 2 Указа № 131). Как видим, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не признаются плательщиками сбора. Следовательно, физическое лицо – учредитель школы не должно уплачивать рекламный сбор.

Что касается школы, то она не может выполнять функции владельца информационного ресурса (ст. 1 Закона № 455-З), не имея правовых оснований. Вместе с тем, пока взаимоотношения между владельцем сайта и школой не урегулированы, сбор исчислить невозможно, поскольку базой для исчисления рекламного сбора является стоимость фактически оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы без НДС (подп. 2.5 п. 2 Указа № 131). Договор, предусматривающий оказание услуг по размещению (распространению) рекламы, должен содержать стоимость оказанных для рекламодателя услуг по размещению (распространению) рекламы. В данном случае такой договор отсутствует, фактические возмездные отношения между физическим лицом – владельцем сайта и школой также отсутствуют.

В дальнейшем, если владелец сайта передаст его школе в безвозмездное пользование или, например, пополнит им уставный фонд, базы для исчисления рекламного сбора также не будет.

 

Ставка сбора

Ставки сбора установлены в зависимости от места размещения рекламы:

– 10 % – при размещении наружной рекламы, размещении (распространении) рекламы на транспортных средствах, в т.ч. внутри салонов транспорта общего пользования;

– 20 % – в иных случаях.

Плательщики сбора:

– не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет расчет по форме, установленной МНС;

– не позднее 22-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, уплачивают сбор в республиканский бюджет.

 

Обратите внимание!

Сбор уплачивается от стоимости фактически оказанных и оплаченных услуг с 1 мая 2022 г.

 

Документы:

Указ Президента Республики Беларусь от 31.03.2022 № 131 «О развитии средств массовой информации» (Указ № 131).

Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе» (Закон № 225-З).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 № 427-З «О средствах массовой информации» (Закон о СМИ).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.07.2021 № 395 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам рекламы» (постановление № 395).

Закон Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» (Закон № 455-З).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.