5 май 2022
Страница № 8

    

    

    

    

   

Комиссия по закупкам: состав, полномочия, формирование временных комиссий, заседания в отсутствие председателя

У нас в гостях Юлия Амельченя, канд. юрид. наук, доцент.

Что обсудили:

 

  1. Возможность создания временных комиссий для проведения отдельной процедуры закупки, а также в случае невозможности присутствия полного утвержденного постоянного состава комиссии.
  2. Количество секретарей в комиссии, а также их обязанность участвовать в голосовании в зависимости от того, за счет каких средств (государственных или собственных) осуществляется закупка.

 

 

– Сколько человек должно быть в комиссии по закупкам (как государственных, так и за счет собственных средств), если в орга­низации работает всего 5 человек?

– Если речь о государственных закупках, то минимальное число членов комиссии по государственным закупкам – 5 человек (п. 7 Положения № 7).

При этом в состав комиссии по государственным закупкам могут входить работники других организаций с их согласия и согласия нанимателя.

Для комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок за счет собственных средств, требования к численности членов комиссии не установлены (в соответствии с постановлением № 229).

В целях организации и проведения конкурсов на оказание услуг по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту жилых домов, санитарному содержанию вспомогательных помещений жилых домов, техническому обслуживанию лифтов, обращению с твердыми коммунальными отходами, а также дополнительных жилищно-коммунальных услуг, выполнение работ по объектам внешнего благоустройства населенных пунктов создается комиссия, численность которой должна составлять не менее 5 человек (п. 10 Положения № 826).

Если речь идет о применении Положения № 388, то требования к численности комиссии не установлены.

 

– Допустимо ли в состав комиссии по государственным закупкам включить двух секретарей?

– Допустимо. Норма п. 5 Положения № 7 предусмат­ривает, что председатель, за­меститель (заместители) пред­седателя и секретарь (секретари) комиссии назначаются из числа членов комиссии при утверж­дении ее персонального состава.

 

– Согласно п. 2 ст. 27 Закона № 419-З в случае признания процедуры государственной закупки несостоявшейся заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника по согласованию с государственным органом (организацией), в подчинении (составе, системе) которого находится (входит) заказчик.

Обязательно ли такое решение отражать в протоколе заседания комиссии по признанию процедуры несостоявшейся?

– Нет, поскольку решение о проведении процедуры государственной закупки, в т.ч. повторной или закупки из одного источника после несостоявшихся процедур государственных закупок, принимает заказчик (организатор), т.е. руководитель или уполномоченное им лицо.

 

– Нужно ли утверждать протокол заседания комиссии, созданной для организации и проведения процедуры государственной закупки?

– Нет, такой обязанности не предусмотрено в числе обязательных сведений для отражения в протоколе заседания комиссии по государственным закупкам. Также гриф утверждения отсутствует в примерных формах документов по процедурам государственных закупок (приложения 610 к постановлению № 56).

 

– Имеет ли право голосовать секретарь комиссии (по гос­закупкам и за счет собственных средств)?

– Секретарь и иные члены комиссии по государственным закупкам в соответствии с Положением № 7 обязаны голосовать. Аналогичным образом голосование секретаря как члена комиссии требуется в соответствии с Положением № 826.

При формировании комиссии для проведения закупок за счет собственных средств в соответствии с постановлением № 229 нормативно обязанность голосования для члена комиссии не установлена. Равно как она не усматривается и в соответствии с Положением № 388.

 

– Можно ли проводить заседание комиссии (всего 8 человек) в отсутствие председателя, который находится в трудовом отпуске?

– Если речь идет о государственных закупках, то в отсутствие председателя председательствует на заседании комиссии по государственным закупкам заместитель председателя, который определяется при формировании состава комиссии по государственным закупкам. Аналогичным образом вопрос решается в соответствии с Положением № 826. Для комиссий, создаваемых для проведения закупок за счет собственных средств в соответствии с постановлением № 229 и Положением № 388, специально такие правила не закреплены, но могут определяться самими заказчиками в локальных актах.

 

– На предприятии создана постоянная комиссия по закупкам. Проходит процедура снижения по закупке, а из утвержденного постоянного состава присутствует несколько человек (т.е. заседание комиссии провести нельзя, но участники закупки на снижение приехали).

Можно ли издать приказ о создании временной комиссии на конкретную закупку?

– Исходя из ситуации, речь может идти о закупках за счет собственных средств в соответствии с постановлением № 229 или на основании локального правового акта, если это закупки для строительства (на основании Декрета № 7). В двух указанных случаях правила работы комиссии определяются самим субъектом хозяйствования, в т.ч. может быть определено, что комиссия может создаваться для проведения конкретной процедуры закупки.

 

– В организации есть приказ о создании комиссии по госзакупкам, которая управомочна проводить все виды закупок, кроме закупки из одного источника. То есть в приказе просто не прописано, что комиссия проводит закупки из одного источника. Положение о закупках в организации есть, и там прописаны все виды закупок. Сейчас отдел снабжения самостоятельно проводит закупку из одного источника.

Как правильно оформить это проведение: или возложить полномочия по проведению такого вида закупки на работников отдела снабжения, или создавать отдельную комиссию, или включать в полномочия уже созданной комиссии, или иными способом?

– Исходя из норм Закона № 419-З, для проведения закупки из одного источника комиссия по государственным закупкам не обязательна. Это означает, что для целей организации и проведения закупки из одного источника все действия, связанные с ней, выполняют уполно­моченный работник заказчика (организатора) или структурное подразделение, на которых возложены соответствующие полномочия (п. 1 ст. 12 Закона № 419-З). Обращаем внимание на то, что соответствующие полномочия работника или структурного подразделения должны быть прямо предусмотрены в локальных актах заказчика (орга­низатора), должностных инструкциях и т.п.

Если комиссия по государственным закупкам создана для организации и проведения конкурентных процедур государственных закупок (постоянно действующая), при необходимости в состав ее полномочий могут быть включены полномочия по проведению процедуры закупки из одного источника.

Кроме того, при наличии постоянно действующей комиссии по государственным закупкам, которая не полномочна на проведение процедуры закупки из одного источника, если принято решение такую процедуру проводить комиссионно, может быть создана еще одна временная комиссия для организации и проведения этой конкретной процедуры (часть первая п. 3 Положения № 7).

 

Документы:

Положение о комиссии по государственным закупкам, утвержденное постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7 (Положение № 7).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отно­ше­ний в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (постановление № 229).

Положение о порядке проведения конкурсов на оказание жилищно-коммунальных услуг (выполнение работ), предо­ставляемых на конкурентной основе, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.12.2019 № 826 (Положение № 826).

Положение о порядке закупок товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет денежных средств, поступающих на текущий (расчетный) банковский счет государственного учреждения «Оператор вторичных материальных ресурсов», утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2020 № 388 (Положение № 388).

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419-З).

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 26.08.2020 № 56 «Об установлении примерных форм документов по процедурам государственных закупок» (постановление № 56).

Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (Декрет № 7).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.