Непростая ситуация: как нерезидент-участник может передать денежные средства своему хозяйственному обществу?
Ситуация
Резидент Российской Федерации – участник белорусского ООО планирует безвозмездно передать этому обществу деньги с целью пополнения оборотных средств, направленных на дальнейшее погашение задолженности перед российскими поставщиками.
Белорусскому хозяйственному обществу необходимо правильно решить вопросы:
– попадает ли такая передача под иностранную безвозмездную помощь?
– какими иными способами нерезидент может передать денежные средства обществу-резиденту, участником которого он является?
Является ли такая передача иностранной безвозмездной помощью?
Иностранная безвозмездная помощь (далее – ИБП) – это в т.ч. денежные средства и товары (имущество), безвозмездно передаваемые (предоставляемые) отправителями получателям в собственность, пользование, владение и (или) распоряжение (п. 5 приложения к Декрету № 3). При этом к таким денежным средствам не относятся те, что вносятся иностранным учредителем юридического лица в качестве взноса (вклада) в уставный фонд (п. 3 приложения к Декрету № 3).
Следовательно, если нерезидент – участник хозяйственного общества вносит денежные средства как вклад в уставный фонд белорусской компании, то они не считаются ИБП, и на такие правоотношения Декрет № 3 не распространяется.
В то же время внесение вклада с целью пополнения оборотных средств в уставный фонд вызовет дополнительные трудности и не позволит быстро использовать деньги для текущей деятельности: необходимо направить заявление в общество о намерении внести вклад в уставный фонд, дождаться его рассмотрения, созвать и провести внеочередное общее собрание участников по вопросу изменения размера уставного фонда общества и т.д.
Иные способы внесения денежных средств в имущество общества
Вклад в уставный фонд – это не единственная доступная опция для участников общества. Законодательство помимо внесения вклада в уставный фонд предусматривает такой вариант, как внесение вкладов в имущество хозяйственного общества, не приводящих к увеличению уставного фонда и изменению размера долей (ст. 29-1 Закона № 2020-XII). В рассматриваемой ситуации такой вклад будет соответствовать целям участника-нерезидента.
Внесение участником-нерезидентом денежного вклада именно в имущество общества, а не в уставный фонд, поможет быстро пополнить оборотные средства общества, однако в отношении таких вкладов не предусмотрены исключения по Декрету № 3. Такие вклады как раз будут иметь статус ИБП.
Справочно:
под имуществом понимаются вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в т.ч. имущественные права, либо иные отчуждаемые права, имеющие оценку их стоимости.
Важно!
Соответствующая информация была размещена на сайте Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – Департамент) (https://dha.gov.by/chasto-zadavaemye-voprosy/).
Департамент считает, что «вклад иностранного участника хозяйственного общества в виде товаров (имущества), денежных средств, соответствующих терминам, определенным приложением к Декрету № 3, безвозмездно вносимый в имущество хозяйственного общества Республики Беларусь для оказания финансово-экономической поддержки, не приводящий к увеличению уставного фонда этого хозяйственного общества, является иностранной безвозмездной помощью.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Декрета № 3 данная иностранная безвозмездная помощь подлежит регистрации в Департаменте по заявлению получателя. В соответствии с пунктом 13 Декрета № 3 получатели направляют и используют помощь на указанные в плане целевого использования помощи цели, для реализации которых зарегистрирована помощь.
В плане также отражаются виды и размер расходов использования помощи. Цели использования иностранной безвозмездной помощи определены пунктом 1 Декрета № 3. При этом ее использование на иные цели, не предусмотренные в абзацах втором – четырнадцатом части первой этого пункта, осуществляется при условии согласования данных целей Межведомственной комиссией по вопросам иностранной безвозмездной помощи».
Может ли физическое лицо – нерезидент предоставить ИБП обществу-резиденту, участником которого оно является?
Определение ИБП, приведенное выше, использует такие термины, как «получатель» и «отправитель» ИБП. Получателем может быть юридическое лицо Республики Беларусь, а отправителем – иностранный гражданин или лицо без гражданства, не имеющее постоянного жительства в Республике Беларусь (пп. 10 и 11 приложения к Декрету № 3).
Таким образом, субъектный состав удовлетворяет требованиям законодательства для заключения договора предоставления ИБП.
Соответствует ли такая ИБП установленным целям?
Законодательством установлено, что ИБП может использоваться только на определенные цели (п. 1 Декрета № 3). Такая или похожая цель, как пополнение оборотных средств, направленных на погашение задолженности перед кредиторами, в перечне целей отсутствует. Поэтому предоставление ИБП с целью расчетов с поставщиками запрещено, если только цель, не указанная в Декрете № 3, не согласована с Межведомственной комиссией по вопросам иностранной безвозмездной помощи.
Обратите внимание!
Нецелевое использование (полностью или частично) юридическим лицом иностранной безвозмездной помощи влечет наложение штрафа в размере до 100 % стоимости полученной иностранной безвозмездной помощи с конфискацией такой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации (ч. 2 ст. 24.14 КоАП).
Полагаем, что выход в такой ситуации может быть следующий:
1) участник-нерезидент передает обществу – резиденту ИБП на общехозяйственные расходы;
2) общество «закрывает» за счет предоставленных средств расходы, например, связанные с содержанием аппарата управления, и за счет этого высвобождает собственные денежные средства для расчетов с поставщиками – нерезидентами.
Как мы уже указали, одной из разрешенных целей предоставления ИБП является оплата общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица согласно Перечню, определяемому Управлением делами Президента Республики Беларусь (абзац 14 п. 1 Декрета № 3).
Перечень таких расходов достаточно большой:
– на оплату труда работников и на вознаграждения по гражданско-правовым договорам, заключенным с физическими лицами;
– на содержание и обслуживание основных средств и нематериальных активов общехозяйственного назначения (включая техническое обслуживание, капитальный и текущий ремонты, амортизационные отчисления);
– расходы, связанные с временным владением и пользованием имуществом общехозяйственного назначения по договору аренды, лизинга, безвозмездного пользования;
– на коммунальные услуги, услуги связи, услуги банков;
– на консультационные, информационные, аудиторские и иные услуги общехозяйственного назначения, оказанные сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями;
– налоги и сборы, включаемые в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и исчисляемые по деятельности аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя;
– плата за регистрацию иностранной безвозмездной помощи.
Рекомендация
Рекомендуем участнику-нерезиденту после того, как размер ИБП будет согласован, добавить в заявление о регистрации ИБП договор на предоставление ИБП на такую цель, как «плата за регистрацию иностранной безвозмездной помощи», и соответственно учесть размер платы за регистрацию в размере 0,5 % от суммы ИБП (п. 6 Декрета № 3).
Разъяснение Департамента по гуманитарной деятельности по вопросу представления документов для регистрации иностранной безвозмездной помощи и ее освобождения от налогов, сборов (пошлин), направляемой на иные цели, см. по адресу: https://dha.gov.by/novosti/razyasnenie-poryadka-predstavleniya-dokumentov-dlya-registracii-inostrannoj-bezvozmezdnoj-pomoshhi/.
Иные способы безвозмездной передачи денежных средств
Между физическим и юридическим лицом можно заключить договор дарения, в т.ч. если одной из сторон является нерезидент. Прямого запрета на совершение таких сделок законодательство не устанавливает.
Вместе с тем, поскольку такой договор будет одновременно квалифицироваться как договор предоставления ИБП, контролирующими государственными органами такая сделка может быть расценена как притворная (п. 2 ст. 171 ГК; часть третья п. 15 постановления Пленума ВХС № 26) и признана ничтожной.
Нужно учитывать также и риски административной ответственности (ст. 24.14 КоАП):
– во-первых, использование ИБП, подлежащей регистрации, до получения удостоверения, подтверждающего ее регистрацию, влечет наложение штрафа в размере от 10 до 30 базовых величин. Тот факт, что стороны квалифицировали сделку как дарение, а не как предоставление ИБП, не освобождает стороны от ответственности за отсутствие регистрации такой ИБП, если такая регистрация требуется;
– во-вторых, Департамент может расценить такое «дарение» как нецелевое использование ИБП ее получателем, что влечет наложение штрафа в размере до 100 % от стоимости полученной ИБП с конфискацией такой помощи и (или) средств, полученных от ее реализации, или без конфискации.
В отличие от оспоримой сделки требование об установлении факта ничтожности сделки и (или) о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть заявлено в силу п. 2 ст. 167 ГК неограниченным кругом лиц, интересы которых нарушены ничтожной сделкой. В частности, такими лицами могут являться:
– имеющие непосредственный интерес в исходе дела лица (а в случаях, предусмотренных законодательными актами, – организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане), на права и обязанности которых непосредственно влияет ничтожная сделка;
– лица, выступающие в силу предоставленных законодательством полномочий в защиту государственных и общественных интересов. Заинтересованность госорганов состоит в защите государственных или общественных интересов либо в защите нарушенного ничтожной сделкой права (часть вторая п. 4 постановления Пленума ВХС № 26).
Еще одним распространенным способом финансирования организации своим же учредителем является договор займа. Заключение такого договора не связано с приведенными выше юридическими толкованиями. В данном случае важно только одно условие: заем белорусскому резиденту не должен быть беспроцентным, иначе он также подпадет под определение ИБП (беспроцентные займы упомянуты в п. 3 приложения к Декрету № 3).
Документы:
Декрет Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (Декрет № 3).
Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (Закон № 2020-XII).
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).
Перечень общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, для оплаты которых может использоваться иностранная безвозмездная помощь, являющийся приложением к постановлению Управления делами Президента Республики Беларусь от 12.08.2020 № 2 (Перечень).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.10.2005 № 26 «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего недействительность сделок» (постановление Пленума ВХС № 26).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
124
-
120
-
118
-
118
-
118
-
117






