4 апрель 2022
Страница № 22

    

    

    

    

   

Госзакупки с 31 марта 2022 года: разъясняем основные изменения

Максим Бенсман, адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Имущество Инвестиции» Минской городской коллегии адвокатов

Главное в статье:

  • постановлением № 188 внесен ряд существенных изменений в действующую систему государственных закупок. В частности, изменены пороговые значения для применения процедуры запроса ценовых предложений, введены дополнительные основания для применения процедуры закупки из одного источника, расширен перечень случаев, допускающих изменение объема (количества) товаров (работ, услуг) по договорам государственных закупок, а также внесен ряд других изменений.

 

Изменения при проведении процедуры запроса ценовых предложений

Постановлением № 188 увеличены пороговые значения для применения процедуры запроса ценовых предложений. Теперь такая процедура может применяться при следующих пороговых значениях ориентировочной стоимости годовой потребности в предмете госзакупки (абзацы первый – пятый подп. 1.1 п. 1 постановления № 188):

товары более 300 базовых величин (БВ), но не более 2 000 БВ (ранее 1 000 БВ);

работы (услуги) более 300 БВ, но не более 5 000 БВ (ранее 3 000 БВ).

Следует напомнить, что даже в случае, когда товар (работа, услуга) включены в приложение 2 к постановлению № 395 (Перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов), но ориентировочная стоимость годовой потребности в таких товарах (работах, услугах) составляет сумму, соответствующую пороговым значениям, установленным подп. 1.3 п. 1 постановления № 395, заказчик вправе по своему выбору применить или процедуру запроса ценовых предложений, или элект­ронный аукцион (п. 2 ст. 45 и п. 2 ст. 38 Закона № 419-З).

 

Изменение в ходе исполнения договора госзакупки объема (количества) товаров (работ, услуг)

Теперь допускается увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 15 % (ранее 10 %) по отношению к предусмот­ренному договором при его заключении объему (количеству) соответствующих товаров (работ, услуг). В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) увеличивается пропорционально увеличению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) с учетом этого увеличения (абзац второй подп. 1.8 п. 1 постановления 395).

Кроме того, в рамках договоров, заключенных по результатам про­цедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с пп. 1, 4, 11, 12, 26 и 58 приложения к Закону № 419-З, допускается увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг) без ограничения, установленного абзацем вторым подп. 1.8 п. 1 постановления № 395. То есть в данном случае указанное выше ограничение в 15 % не применяется. Стоимость товаров (работ, услуг) в этом случае также увеличивается пропорционально увеличению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) с учетом этого увеличения (абзац третий подп. 1.8 п. 1 постановления 395).

Указанные в абзаце третьем подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 случаи увеличения объема (количества) товаров (работ, услуг) относятся к следующим закупкам:

приобретение услуг централизованного водоснабжения, водоотведения (канализации), теплоснабжения (отопления, горячего водоснабжения), газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам), услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, а также иных услуг, относящихся к сферам естественных монополий (п. 1 приложения к Закону № 419-З);

приобретение товаров (работ, услуг) у конкретного лица, определенного законодательными актами, а также приобретение товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, юридическими лицами, 100 % простых (обыкновенных) или иных голосующих акций (долей участия) которых принадлежит государству, соответствующие полномочия которых устанавливаются законодательными актами (п. 4 приложения к Закону № 419-З);

приобретение конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного решением Президента Республики Беларусь (п. 11 приложения к Закону № 419-З);

приобретение конкретных товаров (работ, услуг) у потенциального поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного Советом Министров Республики Беларусь по решению или поручению Президента Республики Беларусь (п. 12 приложения к Закону № 419-З);

приобретение материальных ценностей, реализуемых из государственного и мобилизационного материальных резервов (п. 26 приложения к Закону № 419-З);

приобретение товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), установленным законодательством (п. 58 приложения к Закону № 419-З).

 

Обратите внимание!

В случаях, указанных в абзацах втором и третьем подп. 1.8 п. 1 постановления № 395, увеличение объема (количества) допускается исключительно для товаров (работ, услуг), объем (количество) которых был предусмотрен договором. Кроме того, такое увеличение не может применяться для случаев закупок, проводимых с применением нормы абзаца третьего п. 4 ст. 21 Закона № 419-З. В данном случае договор заключается на сумму, не превышающую ориентировочную стоимость предмета государственной закупки, а размер оплаты выполненных работ или оказанных услуг по договору не может превышать указанную сумму.

 

Кроме случаев увеличения объема закупаемых товаров (работ, услуг), подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 дополнен нормой, позволяющей уменьшить их объем (количество) в случае утраты потребности в приобретении предусмотренного договором при его заключении объема (количества). В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) уменьшается пропорционально уменьшению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) с учетом этого уменьшения (абзац четвертый подп. 1.8 п. 1 постановления 395).

 

Изменение в ходе исполнения договора госзакупки цены договора, сроков исполнения обязательств, порядка оплаты

На период 2022 г. Совет Министров Республики Беларусь также ввел ряд новых оснований для изменения по соглашению сторон цены договора, сроков исполнения обязательств и порядка оплаты в ходе исполнения договора госзакупки.

Так, нормами абзацев 10 и 11 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 допускаются в 2022 г.:

изменения цены договора, если такие изменения при приобретении товаров (работ, услуг) согласно приложениям 1-2 и 4 к постановлению № 395, а также сырья, материалов, комплектующих, используемых при производстве таких товаров (выполнении работ, оказании услуг), невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя);

изменения сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка оплаты, если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Невозможность исполнения обязательств без изменения указанных условий должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, для применения данных норм необходимо соблюдение нескольких условий. В частности, для изменения в 2022 г. цены договора по основанию, предусмотренному абзацем 10 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395, необходимо соблюдение двух условий:

1) невозможность предусмотреть такое изменение цены при проведении процедуры госзакупки;

2) представленный поставщиком (подрядчиком, исполнителем) расчет, обосновывающий размер изменения цены договора.

 

Справочно:

приложение 1-2 к постановлению № 395 содержит перечень, в который вошли лекарственные средства, лечебное питание, медицинские изделия и запасные части к ним, а также продукты питания. Приложение 4 к постановлению № 395 содержит перечень товаров (работ, услуг) ежедневной и (или) еженедельной потребности.

 

Аналогично для изменения в 2022 г. сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и порядка оплаты также необходимо соблюдение двух условий:

1) невозможность предусмотреть такое изменение при проведении процедуры госзакупки;

2) наличие представленного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) соответствующего обоснования невозможности исполнения обязательств по договору без изменения указанных условий.

 

Обратите внимание!

Введенные основания для изменения условий договоров госзакупок применяются и для договоров, заключенных до вступления в силу постановления № 188 (часть вторая п. 2 постановления № 188).

 

Справочно:

постановление № 188 вступило в силу 31 марта 2022 г.

 

Проведение процедур закупок из одного источника

Постановлением № 188 введен еще один случай проведения процедуры закупки из одного источника. Так, подп. 1.9 п. 1 постановления № 395 дополнен случаем проведения такой процедуры для приобретения продуктов питания. Однако согласно данной норме такое основание применения процедуры закупки из одного источника может применяться только в 2022 г.

 

Обеспечение исполнения обязательств

Еще одно важное нововведение внесено постановлением № 188 в отношении обеспечения исполнения обязательств по договору госзакупки в случае приобретения работ (услуг) для строительства объекта.

Так, из постановления № 395 исключен подп. 1.10 п. 1, который предусматривал обязательное условие о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения обязательств по договору в случае приобретения работ (услуг) для строительства объекта (абзац 17 подп. 1.1 п. 1 постановления № 188).

Отметим, что заказчик по-прежнему при наличии необходимости вправе установить требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по договору госзакупки на основании ст. 26 Закона № 419-З.

 

Дополнительные требования к поставщикам продуктов питания при проведении госзакупок

Подпунктом 1.7 п. 1 постановления № 395 установлены дополнительные требования к участникам процедур государственных закупок отдельных видов товаров (работ, услуг) согласно приложению 1-1 к данному постановлению.

Так, ранее были установлены дополнительные требования к участникам государственных закупок, предлагающим:

услуги столовых и буфетов учреждений образования;

работы и услуги, указанные в Секции F 41.043.9 ОКРБ 007-2012 (здания и сооружения; работы общестроительные по возведению зданий и сооружений);

услуги в области архитектурной деятельности, инженерных изысканий и связанных с ними консультаций в технических областях.

Постановлением № 188 этот перечень был дополнен. В настоящее время дополнительные требования установлены также к участникам, осуществляющим поставку продуктов питания (позиции из 01, из 10 по ОКРБ 007-2012).

Участники таких закупок должны подтверждать наличие опыта исполнения договоров поставки продуктов питания не менее года до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника).

Для подтверждения соответствия данному требованию участники должны представить реестр договоров, предусматривающих поставку продуктов питания, исполненных участником за год, предшествующий дате подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника), в т.ч. содержащий сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения.

Постановление № 188 вступило в силу с 31.03.2022. Его нормы, за исключением норм, устанавливающих дополнительные основания для изменения условий договоров госзакупок, подлежат применению начиная с 31.03.2022.

Что касается дополнительных оснований для изменения условий договоров, то, как мы говорили выше, данные нормы могут применяться и к договорам, заключенным до указанной даты.

 

Документы:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» (постановление № 188).

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419-З).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (постановление № 395).

Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 (ОКРБ 007-2012).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.