4 апрель 2022
Страница № 6

    

    

    

    

   

Меры поддержки экономики и субъектов хозяйствования: комментарий к Указу № 93

Дмитрий Зикрацкий, старший юрист REVERA
Валерия Гецман, юрист

Важные детали:

  1. С 14 марта 2022 г. действует Указ № 93, принятый в целях создания условий для повышения внутренней устойчивости экономики, включая обеспечение макроэкономической стабильности.
  2. Совету Министров предоставлен ряд полномочий, позволяющих оперативно принимать решения в отношении некоторых мер, предусмотренных Указом № 93.

 

Указ № 93 в подавляющем большинстве не содержит норм прямого действия, он лишь предусматривает комплекс мер, которые могут быть приняты Правительством и государственными органами.

Положения Указа № 93 можно разделить на несколько больших блоков:

– меры в отношении резидентов «недружественных государств»;

– меры в отношении обязательств Республики Беларусь;

– меры, направленные на пополнение бюджета;

– меры, направленные на поддержание бизнеса;

– нормы, направленные на взаимодействие государственных органов и исполнение бюджетного законодательства;

– положения для служебного пользования;

– нормы, направленные на реализацию положений Указа № 93.

 

Меры в отношении резидентов «недружественных государств»

Определение круга лиц, связанных с иностранными государствами, совершающими недружественные действия, достаточно широкое. Это лица, для которых такие государства являются:

– государством гражданства;

– местом регистрации или преимущественного ведения хозяйственной деятельности;

– местом преимущественного извлечения прибыли.

Кроме этого, к ним относятся и лица, находящиеся под контролем указанных выше лиц, независимо от места их регистрации или места преимущественного ведения хозяйственной деятельности.

Таким образом, любое лицо, входящее в холдинг или группу компаний с учредителями или центром регистрации или преимущественного извлечения прибыли в «недружественном государстве», уже сможет быть признано «лицом, связанным с недружественным государством», даже если это лицо является гражданином или зарегистрировано и ведет деятельность в дружественном государстве.

В отношении «недружественных государств» и резидентов из «недружественных государств» могут быть применены следующие меры:

– приостановление исполнения международных соглашений об избежании двойного налогообложения;

– введение сбора за досрочное расторжение кредитных договоров, договоров займа, ссуды, договоров аренды, лизинга иных аналогичных договоров, инициированное лицами из данных государств;

– введение и установление размеров законной неустойки (уплачиваемой резиденту Беларуси) за досрочное расторжение кредитных договоров, договоров займа, ссуды, аренды, инициированной лицами из данных государств;

– изменение ставок налога на доходы нерезидентов в отношении дивидендов, роялти, доходов по кредитам, займам, ценным бумагам, пользования свободными средствами на счетах в банках, доходов от отчуждения находящихся на территории Республики Беларусь недвижимого имущества, предприятия, ценных бумаг, долей в уставном фонде (паев, акций);

– запрет на отчуждение лицами из «недружественных государств» долей (акций) в некоторых юридических лицах, перечень которых должен быть дополнительно утвержден.

 

Справочно:

перечень иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.04.2022 № 209. В перечень входят все государства – члены ЕС, Австралия, Канада, Лихтенштейн, Норвегия, Новая Зеландия, Албания, Исландия, Северная Македония, Великобритания, США, Черногория, Швейцария.

Справочно:

Совет Министров вправе принять как все эти меры, так и только часть из них или не применять их совсем.

 

Для введения указанных мер потребуется принятие Советом Министров соответствующего постановления.

 

Меры в отношении обязательств Республики Беларусь

Совету Министров предоставлено право разрешить Министерству финансов, банкам-агентам и иным юридическим лицам осуществлять исполнение обязательств по внешним государственным займам, государственным ценным бумагам, размещенным на внешних финансовых рынках, в белорусских рублях.

Это право было реализовано посредством принятия постановления № 212/10, закрепляющего право перечисленных субъектов осуществлять исполнение обязательств Республики Беларусь по погашению основного долга и процентов по внешним государственным займам, привлеченным от иностранных кредиторов, включенных в прилагаемый перечень, в белорусских рублях по официальному курсу на дату фактического осуществления платежа.

Перечень таких кредиторов включает в себя Европейский банк реконструкции и развития, Северный инвестиционный банк и Международный банк реконструкции и развития.

Совету Министров также предоставлено право перенести на срок до 5 лет исполнение обязательств (приходящихся на 2022 г.) по бюджетным ссудам (займам), по активам, приобретенным Министерством финансов или местными исполнительными органами по договорам уступки права (требования), исполненным гарантиям Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов.

 

Меры, направленные на пополнение бюджета

Совету Министров в 2022 г. предоставлено право:

изменять размер отчислений, производимых резидентами Парка высоких технологий (далее – ПВТ);

изменять размер консульского сбора за легализацию документов и проставление апостиля;

изменять ставки государственной пошлины за проставление апостиля, за выдачу документов на выезд из Республики Беларусь, вида на жительство, биометрических документов, оформления выезда для постоянного проживания.

Совет Министров уже воспользовался данным правом. Постановлением № 178 размер отчислений, производимых резидентами ПВТ, увеличен в 2 раза с 1 % до 2 % выручки (данная ставка установлена на I квартал 2022 г.).

Постановлением № 148 ставка государственной пошлины за проставление апостиля на официальном документе, составленном на территории Беларуси, установлена в размере 5 базовых величин (для сравнения: п. 94 приложения 22 к НК такая ставка установлена в размере 0,5 базовой величины). В соответствии с п. 7 ст. 3 НК акты налогового законодательства, в т.ч. повышающие налоговые ставки, применяются с момента (даты) вступления их в силу.

 

Меры, направленные на поддержку бизнеса

В целях поддержки бизнеса Совет Министров, в частности, вправе:

изменять сроки уплаты части прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет (для государственных унитарных предприятий, государственных объединений, а также некоторых коммерческих организаций, доли (акции) в которых находятся в государственной собственности);

определять особенности уплаты НДС и акцизов при реализации белорусских нефти и нефтепродуктов между резидентами в случае последующей реализации нефти и нефтепродуктов за пределы страны;

изменять (в т.ч. в индивидуальном порядке) сроки уплаты налогов и иных платежей в бюджет в виде отсрочки и (или) рассрочки, налогового кредита;

изменять плату за предоставление гарантий Правительства по кредитам, выдаваемым белорусскими банками;

изменять размер базовой арендной величины;

сохранять господдержку, оказанную по решениям Президента, даже в случаях невыполнения условий ее предоставления;

продлевать до 3 лет сроки реализации инвестиционных проектов, осуществляемых в соответствии с решениями Президента;

принимать решение об использовании международной технической помощи без согласования с Президентом;

изменять условия финансирования, определенные Указом № 534.

Так, с 1 апреля размер базовой арендной величины постановлением № 180 был оставлен на уровне 16 руб. 90 коп.

В качестве нормы прямого действия Указом № 93 освобождены от НДС обороты по реализации произведенных в Республике Беларусь мерных слитков из драгоценных металлов, некоторых видов драгоценных камней (бриллиантов).

Также коммерческие организации вправе относить на доходы (расходы) будущих периодов и списывать на доходы (расходы) по финансовой деятельности и внереализационные доходы (расходы), учитываемые при исчислении налога на прибыль, суммы разниц, образующиеся с 01.01.2020 по 31.12.2025 при пересчете выраженной в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в официальную денежную единицу Республики Беларусь, в порядке и сроки, установленные руководителем организации, но не позднее 31.12.2025.

Кроме этого, Указом № 93 установлены отдельные нормы, направленные на взаимодействие государственных органов, Национального банка, Банка развития, а также меры, направленные на исполнение бюджетного законодательства.

 

Документы:

Указ Президента Республики Беларусь от 14.03.2022 № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики» (Указ № 93).

Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.04.2022 № 212/10 «О временных мерах по исполнению внешних государственных долговых обязательств» (постановление № 212/10).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2022 № 178 «Об установлении размера отчислений» (постановление № 178).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2022 № 148 «Об установлении ставок консульского сбора и государственной пошлины» (постановление № 148).

Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 534 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» (Указ № 534).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2022 № 180 «Об установлении размера базовой арендной величины» (постановление № 180).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.