Изменение и расторжение договора госзакупки: разбираем 2 ситуации из практики
Главное в статье:
- рассматриваются ситуации, в одной их которых контрагент заявляет новую цену договора госзакупки, а в другой требует расторжения договора, ссылаясь на изменение курса валют.
Ситуация 1 / медицина
Бюджетная организация (больница) в рамках государственной закупки заключила договор подряда. Предмет договора – осуществление работ по замене лифта. Сам лифт тоже предоставляет подрядчик, но в предмет договора он не включен, а включены только работы. Стоимость работ по замене лифта согласована еще в 2021 г. и является неизменной стоимостью. Стоимость лифта также согласована отдельной сметой в 2021 г. Однако сейчас подрядчик заявляет, что стоимость лифта изменилась, так как он вынужден закупить его у производителя по новой цене.
Правомерно ли такое повышение стоимости?
Если договор государственной закупки заключен в отношении строительных работ, то в обязанности подрядчика не входит поставка оборудования, равно как и его приобретение.
Как отмечено в письме Минфина № 16-31/30426, если предмет государственной закупки составляют только подрядные работы и цена предложения участника формируется без учета стоимости оборудования, то последующие приобретение и оплата оборудования должны происходить посредством проведения заказчиком отдельной процедуры государственной закупки в соответствии с Законом № 419-З. Для ее проведения заказчик может привлечь организатора. В качестве организатора может привлекаться инженерная организация, а также подрядчик. При этом если услуги организатора оплачиваются за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, то его выбор должен осуществляться по результатам проведения процедуры государственной закупки в соответствии с Законом № 419-З.
В связи с этим если подрядчик привлекается в качестве организатора, то он проводит процедуру государственной закупки, по результатам которой определяется стоимость оборудования. Договор с поставщиком оборудования в такой ситуации заключает сам заказчик.
Какие-либо правовые последствия согласования стоимости оборудования в отдельной смете (как указано в вопросе) отсутствуют.
Поскольку цена лифта не включена в стоимость работ, подрядчик процедуру госзакупки может провести только как организатор. В обратном случае заказчик сам проводит процедуру госзакупки. В качестве ориентировочной стоимости предмета государственной закупки (лифта) определяется стоимость из проектно-сметной документации.
Ситуация 2 / медицина
Больница заключила договоры госзакупки с поставщиками-нерезидентами (Молдова и Россия) на поставку фруктов (яблоки и апельсины). Договоры были заключены недавно, еще не начали исполняться, а сейчас поставщики заявляют требование о расторжении договора на основании абзаца третьего части второй п. 13 Указа № 143. Покупателю крайне невыгодно это расторжение, но поставщики просто отказываются поставлять товар и ищут формальное основание прекратить договор.
Правомерно ли такое расторжение? Как может больница быстро закупить аналогичный товар?
В соответствии с законодательством предусмотрена возможность применения процедуры закупки из одного источника. Так, п. 13 Указа № 143 предусмотрено, что в случае расторжения договора государственной закупки в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик (организатор) вправе приобрести товары (работы, услуги) ежедневной и (или) еженедельной потребности, включенные в перечень, установленный Советом Министров Республики Беларусь, с применением процедуры закупки из одного источника в объеме (количестве), необходимом для обеспечения потребности заказчика в течение 2 месяцев.
Если заказчик не намерен расторгать договор государственной закупки, он может требовать от поставщика исполнения, в т.ч. в судебном порядке.
Что касается основания для расторжения, которое указывает поставщик в рассматриваемой ситуации со ссылкой на Указ № 143, то только если заказчик согласится на расторжение договора, тогда для целей невключения такого поставщика в список будет иметь значение отсутствие или наличие оснований для этого. Такие основания установлены частью второй п. 13 Указа № 143. И обязательно выполнение условия: обоснование влияния на возможность исполнения договора государственной закупки изменения установленного Национальным банком Республики Беларусь курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем, а в случае проведения электронного аукциона – на дату проведения торгов либо на дату заключения договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника.
Документы:
Письмо Министерства финансов Республики Беларусь от 31.01.2022 № 16-31/30426 «О направлении письма» (письмо Минфина № 16-31/30426).
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419-З).
Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (Указ № 143).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
124
-
120
-
118
-
118
-
118
-
117






