Как организовать охрану объекта
Образцы запросов нанимателя в отношении граждан, принимаемых на работу в охрану, а также согласия физического лица на предоставление сведений см. в рубрике «Правильный документ» на с. 32 журнала.
О чем статья:
- какие организации должны охраняться Департаментом охраны, а какие нет;
- какие требования предъявляются к работникам охраны;
- как выбрать правильное наименование должности (профессии) работника, осуществляющего охрану объекта.
Нормальное функционирование любого предприятия (организации) в определенной степени обеспечивается наличием подразделения или отдельных работников, выполняющих задачи охраны данного объекта.
Вопросы оптимального с учетом специфики деятельности и правильного с точки зрения законодательства порядка организации охраны возникают у руководителей не только вновь создаваемых, но и действующих субъектов хозяйствования.
Законодательством Республики Беларусь определена система органов и организаций, осуществляющих охранную деятельность, с учетом направлений их деятельности и объема предоставленных полномочий.
Прежде всего это так называемый специальный орган охраны (ст. 8 Закона № 175-З), которым является Департамент охраны Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее – Департамент охраны).
Указом № 534 определен перечень объектов, подлежащих обязательной охране Департаментом охраны (далее – Перечень). То есть если создаваемый субъект хозяйствования будет осуществлять, например, полиграфическую деятельность (п. 13 Перечня), то охрана его территории, зданий, помещений, сооружений должна производиться только Департаментом охраны.
До недавнего времени Департамент охраны являлся единственным органом, который оказывает (выполняет) на договорной основе охранные услуги (работы) юридическим лицам и гражданам. Указом № 227 с 21 августа 2020 г. предоставлено право ООО «ГардСервис» оказывать услуги по охране объектов (имущества) физических и юридических лиц (за исключением объектов, подлежащих обязательной охране Департаментом охраны).
Организациями, осуществляющими охранную деятельность, также являются (ст. 9 Закона № 175-З):
- Служба безопасности Президента Республики Беларусь, Министерство обороны Республики Беларусь, Министерство внутренних дел Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь, подчиненные им юридические лица, а также органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, таможенные органы Республики Беларусь, органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
- организации, обладающие правом создания военизированной охраны (перечень организаций, обладающих правом создания военизированной охраны, утвержден Указом № 534);
- организации, не обладающие правом создания военизированной охраны. Перечень организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, в которых допускаются личный досмотр, досмотр вещей и документов, транспортных средств работниками охраны этих организаций, утвержден Указом № 534. Например, в этом перечне присутствует предприятие «Минский метрополитен».
Из сказанного следует, что прочие организации (не входящие в названные перечни) не могут иметь военизированной охраны и не вправе осуществлять досмотры.
Организации в сфере охранной деятельности вправе осуществлять охрану своих работников, охрану принадлежащих этим организациям объектов, проектирование, монтаж, наладку и техническое обслуживание средств и систем охраны на основании специальных разрешений (лицензий) на охранную деятельность, если иное не предусмотрено иными законодательными актами (ст. 9 Закона № 175-З).
С 1 октября 2019 г. в соответствии с Указом № 326 деятельность по охране юридическим лицом своих работников и (или) принадлежащих ему объектов (имущества) больше не относится к лицензируемым видам охранной деятельности.
Это важный момент, значительно упрощающий создание охраны в обычной, не включенной в ранее названные перечни, организации в настоящее время.
Какой объем полномочий имеют работники охраны
На работников охраны распространяется действие абзацев второго и третьего, пятого – седьмого, девятого – одиннадцатого части первой ст. 15, ст. 16–19, 22 и 25 Закона № 175-З, за исключением прав по применению и использованию оружия (часть шестая ст. 24 Закона № 175-З).
Данная норма является отсылочной к статьям, определяющим полномочия работников военизированной охраны, и устанавливает, что обязанности у работников охраны те же, что и у военизированной охраны:
- обеспечивать защиту охраняемых объектов и физических лиц от противоправных посягательств;
- осуществлять мероприятия по соблюдению на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
- принимать в пределах своих полномочий меры по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах;
- принимать меры по поиску и задержанию на территории охраняемых объектов нарушителей;
- немедленно информировать орган внутренних дел и руководителей охраняемых объектов о задержании нарушителей, об обнаружении на охраняемых объектах хищений и иных правонарушений, принимать меры по сохранению следов правонарушений, не допускать на место происшествия посторонних лиц, обеспечивать охрану места происшествия до прибытия сотрудников органа внутренних дел;
- обеспечивать сохранность вещей и документов, изъятых при личном досмотре, досмотре вещей и документов, являющихся орудием или непосредственным объектом правонарушения;
- незамедлительно информировать органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь о возникновении на охраняемых объектах чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера;
- обеспечивать беспрепятственный доступ на охраняемые объекты должностных лиц государственных органов и иных организаций в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Что касается объема прав, то работники охраны обычных организаций, не включенных в перечни, в отличие от военизированной охраны, не имеют права на производство досмотров и применение оружия.
Обратите внимание!
К работникам охраны относятся работники, в обязанности которых входит непосредственное осуществление охраны объектов, физических лиц (часть вторая ст. 24 Закона № 175-З).
Объем конкретных полномочий работников охраны будет зависеть от того, какие должности (профессии) предполагается ввести в штатное расписание.
Наименование должности служащего (профессии рабочего) должно соответствовать квалификационным справочникам (п. 3 части второй ст. 19 ТК).
Так, в выпусках Единого квалификационного справочника должностей служащих содержатся квалификационные характеристики следующих должностей служащих, должностными обязанностями которых предусмотрено выполнение функций по охране объектов:
- заведующий бюро пропусков;
- начальник охраны объекта (участка);
- охранник;
- дежурный бюро пропусков.
Для профессий рабочих § 103 и § 372 выпуска 1 ЕТКС содержат тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих:
- контролер на контрольно-пропускном пункте (тарификация по 4-му разряду);
- сторож (вахтер) (тарификация по 2–3-му разрядам).
В свою очередь, наименованию должности (профессии) соответствуют предусмотренные в квалификационном справочнике должностные обязанности (характеристики работ).
Например, согласно должностным обязанностям охранник производит досмотр вещей, а также личный досмотр работников. Поэтому должность охранника не логична в организации, которая не имеет права на производство досмотров.
Как правило, работники охраны обычных организаций, не включенных в перечни, именуются контролерами на контрольно-пропускном пункте или сторожами (вахтерами) соответствующего разряда. При этом данные профессии также отличаются друг от друга по установленным квалификационным справочником характеристикам работ.
Например, если контролер на контрольно-пропускном пункте принимает меры к задержанию правонарушителей, то у сторожа (вахтера) такой обязанности нет.
Следовательно, именно характер предполагаемых к выполнению работ должен определять соответствующее название работника охраны.
Требования, предъявляемые к работникам охраны
К работникам охраны установлены специальные требования. Работниками охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, могут быть совершеннолетние граждане, по состоянию здоровья, а также профессиональным навыкам годные к выполнению обязанностей работников охраны.
Работниками охраны не могут являться граждане (абзацы второй – пятый и седьмой ст. 14, часть первая ст. 24 Закона № 175-З):
- имеющие судимость;
- признанные в установленном законом порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными;
- которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
- состоящие на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией), а также состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел в связи с противоправным поведением;
- в отношении которых в порядке, установленном законодательством, аннулировано разрешение на хранение и ношение оружия;
- имеющие заболевания или физические недостатки, препятствующие выполнению обязанностей работников охраны (по заключению врачебно-консультационной комиссии организации здравоохранения, выдаваемому в порядке, установленном законодательством).
Справочно:
перечень заболеваний и физических недостатков, препятствующих выполнению обязанностей работников охраны организаций, не обладающих правом создания военизированной охраны, утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.05.2007 № 601.
Перед приемом на работу в охрану наниматель обязан разъяснить кандидату вышеуказанные требования и с его согласия направить соответствующие запросы:
- в областное (г. Минска) управление внутренних дел – относительно возможного наличия у кандидата судимости, факта предъявления обвинения в совершении преступления;
- в районный суд по месту жительства кандидата – принималось ли решение о признании кандидата недееспособным либо ограниченно дееспособным;
- в районный (городской) отдел (управление) внутренних дел – состоит ли кандидат на профилактическом учете в органах внутренних дел в связи с противоправным поведением;
- в районный (городской) отдел (управление) внутренних дел – принималось ли в отношении кандидата решение об аннулировании разрешения на хранение и ношение оружия.
Наряду с отправкой вышеуказанных запросов кандидата необходимо направить на медицинский осмотр (часть третья ст. 24 Закона 175-З).
Справочно:
в направлении кандидата на медосмотр наниматель указывает основание для его проведения: работа в организациях, не обладающих правом создания военизированной охраны (п. 11 приложения 3 к Инструкции № 74).
Представление кандидатом медицинской справки о годности к выполнению работы по охране в совокупности с отрицательными ответами на вышеназванные запросы будет основанием для нанимателя для заключения с кандидатом трудового договора (контракта).
В связи с отменой с 1 октября 2019 г. лицензирования деятельности по охране юридическим лицом своих работников и (или) принадлежащих ему объектов (имущества) требование о наличии в штате не менее 3 работников для осуществления лицензируемой деятельности, для которых работа у данного нанимателя является основным местом работы, также утратило силу.
Таким образом, в настоящее время на работу по охране юридическим лицом своих работников и (или) принадлежащих ему объектов (имущества) можно принимать также и лиц по совместительству.
Работники охраны выполняют свои обязанности при наличии служебных удостоверений и жетонов (часть пятая ст. 24 Закона № 175-З), которые должны соответствовать требованиям, установленным постановлением № 404.
Нарушения, допускаемые юридическими лицами при охране своих работников и (или) принадлежащих им объектов (имущества), квалифицируются как административное правонарушение, предусмотренное КоАП. Ранее это была ст. 23.57, а в настоящее время после введения в действие с 1 марта 2021 г. нового КоАП – ст. 24.37.
Пример из судебной практики
Экономическим судом Гродненской области УП «Г» за нарушения условий и правил осуществления охранной деятельности подвергнуто административному взысканию в виде штрафа в размере 10 базовых величин в сумме 270,00 руб. (постановление экономического суда Гродненской области от 17.06.2020).
Данный случай показателен тем, что наказание было применено в т.ч. за невыполнение вышеуказанных требований законодательства:
- не были представлены справки о несостоянии работников охраны на профилактическом учете в органах внутренних дел в связи с противоправным поведением;
- не представлена справка о непризнании в установленном законодательством порядке недееспособным либо ограниченно дееспособным;
- не представлена справка об отсутствии судимости;
- отдельные работники не проходили медицинский осмотр в установленном порядке.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 08.11.2006 № 175-З «Об охранной деятельности в Республике Беларусь» (Закон № 175-З).
Указ Президента Республики Беларусь от 25.10.2007 № 534 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности» (Указ № 534).
Указ Президента Республики Беларусь от 18.06.2020 № 227 «Об оказании охранных услуг» (Указ № 227).
Указ Президента Республики Беларусь от 02.09.2019 № 326 «О совершенствовании лицензирования» (Указ № 326).
Трудовой кодекс Республики Беларусь (ТК).
Выпуск 1 Единого тарифноквалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденный постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.03.2004 № 33 (выпуск 1 ЕТКС).
Инструкция о порядке проведения обязательных и внеочередных медицинских осмотров работающих, утвержденная постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.07.2019 № 74 (Инструкция № 74).
Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 08.12.2010 № 404 «Об установлении образцов и описаний служебного удостоверения и жетона работника охраны организации, не обладающей правом создания военизированной охраны» (постановление № 404).
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
114
-
108
-
108
-
108
-
103
-
102