6 июнь 2021
Страница № 41

    

    

    

    

   

Договор госзакупки: общие и специальные правила

Юлия Амельченя, канд. юрид. наук, доцент, медиатор

Из статьи вы узнаете:

  • какие общие и специальные правила установлены для договоров госзакупки в зависимости от вида процедуры.

 

Законом № 419-З предусмотрены правила для договора государственной закупки.

Общие правила касаются всех проводимых процедур государственных закупок, специальные же распространяются на определенные виды процедур государственных закупок.

Общие правила, установленные для договоров госзакупок

Во-первых, как правило, договор государственной закупки заключается между заказчиком и участником-победителем (участником процедуры закупки из одного источника) по предмету государственной закупки или по каждой из частей (лотов), если последние выделены в предмете. В то же время Законом № 419-З предусмотрена возможность заключения одного договора с участником-победителем, участником процедуры закупки из одного источника, признанным таковым по нескольким частям (лотам), если условия проектов договоров одинаковы для всех частей (лотов).

 

Справочно:

когда проводится процедура для нескольких заказчиков однородных товаров (работ, услуг), допускается заключение договоров участником­победителем с несколькими заказчиками (п. 2 ст. 24 Закона № 419­-З).

 

Во-вторых, срок действия договора государственной закупки составляет период, равный календарному году. Если срок производства закупаемых товаров (выполнения работ, оказания услуг) составляет более календарного года, договор заключается на необходимый срок, но его исполнение должно осуществляться в пределах годовых ассигнований, предусмотренных для этих целей и уточняемых при необходимости ежегодно в договоре (п. 3 ст. 24 Закона № 419-З). В частности, такая ситуация может иметь место, когда срок строительства объекта превышает календарный год и, как следствие, срок действия договора и исполнения обязательств сторонами будет за пределами календарного года.

В-третьих, Законом № 419-З установлены обязательные условия для договора государственной закупки, а именно условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, а также о порядке оплаты и приемки заказчиком поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) на их соответствие предмету государственной закупки и требованиям к нему и иным условиям договора. Также в договор включается обязательное условие о сроках и порядке возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, и (или) банковской гарантии (п. 6 ст. 24 Закона № 419-З).

Министерство финансов Республики Беларусь дополнительно информирует о том, чтобы в договоре государственной закупки указывались:

  • стороны, подписывающие договор;
  • предмет договора;
  • цена и стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг);
  • порядок расчетов;
  • источник финансирования;
  • ответственность сторон[1].

В-четвертых, установлен запрет на изменение условий проекта договора государственной закупки, за исключением случаев, установленных Законом № 419-З. В частности, условия проекта договора могут измениться в соответствии с п. 4 ст. 26 Закона № 419-З.

В-пятых, Закон № 419-З устанавливает правила изменения договора государственной закупки.

Так, запрещено изменять порядок оплаты, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора. В определенных Законом № 419-З случаях допускается изменять предмет государственной закупки и требования к предмету государственной закупки, его объем (количество), сроки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цену договора.

Изменение предмета и требований к нему. При обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком по согласованию с заказчиком допускается поставка товаров, являвшихся предметом государственной закупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены в договор (часть вторая п. 1 ст. 25 Закона № 419-З).

Изменение объема (количества) предмета допускается не более чем на 10 %. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения (подп. 1.8 п. 1 постановления № 395).

Изменение сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Увеличение сроков исполнения обязательств возможно по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Допускается изменение срока исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы (подп. 1.8 п. 1 постановления № 395).

Изменение цены. Возможно уменьшение цены договора без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в т.ч. их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей (характеристик). Допускается изменение цены договора в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов).

Иные случаи изменения указанных выше условий договора государственной закупки (порядок оплаты, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, предмет государственной закупки и требования к предмету государственной закупки, его объем (количество), сроки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена договора) могут устанавливаться Советом Министров Республики Беларусь.

Не упомянутые выше условия договора могут изменяться без каких-либо ограничений.

В-шестых, расторжение договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также заказчиком при одностороннем отказе от исполнения договора, если в ходе исполнения договора установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствовал требованиям к участникам, установленным документами, представляемыми для подготовки предложения, или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать участником-победителем процедуры государственной закупки, по результатам которой заключен договор, а также в случаях, установленных пп. 1, 2 ст. 26 Закона № 419-З.

Не допускается односторонний отказ от исполнения договора заказчиком и (или) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае надлежащего исполнения договора другой стороной, кроме случая, указанного выше.

 

Справочно:

для бюджетных организаций, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями), требование о предоставлении обеспечения исполнения обязательств по договору не устанавливается.

 

В-седьмых, соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор.

В-восьмых, договор может, а в случаях, установленных законодательством, должен содержать условие о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения обязательств по договору.

 

Специальные правила для договора государственной закупки

В зависимости от вида процедуры государственной закупки установлены также специальные правила для договоров государственной закупки.

Так, для договора, заключаемого по результатам проведения открытых конкурентных процедур государственных закупок (открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений), предусмотрены правила:

1. Договор между заказчиком и участником-победителем заключается на условиях, указанных в документах, представляемых для подготовки предложения, предложении этого участника и протоколе выбора участника-победителя (кроме электронного аукциона).

При проведении электронного аукциона в случае, если предметом государственной закупки являются товары, договор между заказчиком и участником-победителем, не являющимся резидентом, заключается на условиях, указанных в аукционных документах, предложении этого участника и протоколе выбора участника-победителя, за вычетом таможенных платежей, которые взимаются таможенными органами при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, расходов на доставку товаров до пункта таможенного оформления, если они оплачиваются заказчиком (п. 1 ст. 24 Закона № 419-З).

2. Договор заключается в письменной форме в виде электронного документа на электронной торговой площадке (ЭТП) в следующем порядке (п. 4 ст. 24 Закона № 419-З):

  • в течение 5 календарных дней со дня истечения срока для обжалования (10 календарных дней)[2] заказчик размещает на ЭТП проект договора;
  • в случае соответствия условий проекта договора условиям, указанным в документах, представляемых для подготовки предложения, условиям, содержащимся в предложении этого участника-победителя и протоколе выбора участника-победителя, участник-победитель в течение 3 рабочих дней со дня размещения заказчиком проекта договора на ЭТП подписывает такой проект. С момента подписания участником-победителем проекта договора такой договор считается заключенным. Важно: дата договора – это дата его подписания электронной цифровой подписью (ЭЦП) участником-победителем;
  • в случае несоответствия условий проекта договора условиям, указанным в документах, представляемых для подготовки предложения, и (или) условиям, содержащимся в предложении этого участника-победителя и (или) протоколе выбора участника-победителя, участник-победитель в течение 3 рабочих дней со дня размещения на ЭТП заказчиком проекта договора размещает на ЭТП соответствующее уведомление с возражениями. Такое уведомление может быть размещено участником-победителем на ЭТП в отношении соответствующего проекта договора не более 1 раза;
  • заказчик в течение 3 рабочих дней со дня размещения участником-победителем на ЭТП уведомления с возражениями рассматривает его и размещает на ЭТП:

при полном либо частичном согласии с возражениями – извещение о согласии учесть все либо отдельные возражения, формирует и размещает на ЭТП проект договора с учтенными возражениями;

при несогласии с возражениями – извещение с указанием причин невозможности учесть возражения;

  • в течение 5 календарных дней со дня размещения заказчиком одного из указанных выше извещений участник-победитель подписывает проект договора. С момента подписания участником-победителем проекта договора такой договор считается заключенным. Важно: дата договора – это дата его подписания ЭЦП участником-победителем.

 

Справочно:

электронная торговая площадка находится по адресу: https://goszakupki.by.

 

Оператор ЭТП уведомляет участника-победителя о размещении заказчиком проекта договора, извещений, а также заказчика о размещении участником-победителем уведомления с возражениями в порядке, установленном своим регламентом (все уведомления оператора ЭТП отражаются в личном кабинете участника-победителя и заказчика). Операторы ЭТП и государственной информационно-аналити­ческой системы обеспечивают размещение заключенного договора в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками (ГИАС).

Участник-победитель признается уклонившимся от заключения договора при неподписании:

  • проекта договора в срок 3 рабочих дня и неразмещении уведомления с возражениями;
  • проекта договора после ответа заказчика на возражения участ­ника-победителя.

При уклонении участника-победителя от заключения договора государственной закупки заказчик должен направить сведения в МАРТ для включения такого поставщика (подрядчика, исполнителя) в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (ст. 17 Закона № 419-З, постановление № 92).

3. Необходимо, чтобы указанное в преамбуле договора лицо и лицо, подписавшее договор ЭЦП на ЭТП, совпадали[3].

4. Изменение и расторжение договора осуществляется на ЭТП. Заказчик размещает на ЭТП проект соглашения об изменении или расторжении договора. Оператор ЭТП уведомляет поставщика (подрядчика, исполнителя) о размещении заказчиком проекта соглашения об изменении или расторжении договора в порядке, установленном своим регламентом.

В течение 5 рабочих дней со дня размещения заказчиком на ЭТП проекта соглашения об изменении или расторжении договора такой проект соглашения подписывается поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в порядке, установленном п. 4 ст. 24 Закона № 419-З.

Операторы ЭТП и ГИАС обеспечивают размещение соглашения об изменении или расторжении договора в ГИАС.

5. В случае расторжения договора при одностороннем отказе со стороны заказчика по причине несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям к участникам, заявленным им в ходе проведения процедуры государственной закупки (п. 4 ст. 25 Закона № 419-З), заказчиком размещается на ЭТП соответствующее уведомление. Операторы ЭТП и ГИАС обеспечивают размещение такого уведомления в ГИАС. Оператор ЭТП уведомляет поставщика (подрядчика, исполнителя) о размещении заказчиком уведомления об одно­стороннем отказе от исполнения договора. В этом случае договор считается расторгнутым с момента размещения заказчиком на ЭТП уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора.

Если односторонний отказ от исполнения договора в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора осуществлен не по основаниям, указанным в п. 4 ст. 25 Закона № 419-З, то тогда его направление контрагенту должно осуществляться по правилам ГК с учетом постановления Пленума ВХС № 16, но дополнительно может быть размещено соответствующее уведомление на ЭТП.

Для договора государственной закупки, заключаемого по результатам проведения процедуры закупки из одного источника, предусмотрены следующие правила:

  1. Договор между заказчиком и участником заключается на условиях, согласованных сторонами.
  2. Договор заключается в письменной форме.

Для договора государственной закупки, заключаемого по результатам проведения закрытого конкурса, закрытой процедуры запроса ценовых предложений, предусмотрены следующие правила:

  1. Договор между заказчиком и участником-победителем заключается на условиях, указанных в документах, представляемых для подготовки предложения, предложении этого участника и протоколе выбора участника-победителя.
  2. Договор заключается в письменной форме.

По результатам биржевых торгов договор заключается в порядке и форме, установленных законодательством о товарных биржах.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419­-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419-­З).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (постановление № 395).

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.12.2018 № 92 «О формировании и ведении списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок» (постановление № 92).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 № 16 «О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующих заключение, изменение и расторжение договоров» (постановление Пленума ВХС № 16).

 

[1]* ГИАС. Разъяснение о заключении договора в виде электронного документа для последующей его регистрации в автоматизированной системе государственного казначейства // http://www.minfin.gov.by/ru/budget_execution/info/

 

[2]* В случае, если имело место обжалование в уполномоченном государственном органе по государственным закупкам (Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ)), – в течение 5 календарных дней со дня размещения в реестре жалоб решения, принятого МАРТ по результатам рассмотрения жалобы.

 

[3]* По информации Министерства финансов Республики Беларусь: «При выдаче доверенности на получение электронной цифровой подписи для работы на электронной торговой площадке руководитель бюджетной организации, как правило, предоставляет полномочия лицу, получающему ЭЦП, в т.ч. и на заключение и подписание договоров со стороны соответствующего заказчика (получателя бюджетных средств). В связи с этим необходимо обеспечить соответствие лица (руководителя либо лица, которому делегированы права на заключение договора по доверенности), указанного в преамбуле договора, с расшифровкой ЭЦП, которой подписан договор на электронной торговой площадке» (ГИАС. Разъяснение о заключении договора в виде электронного документа для последующей его регистрации в автоматизированной системе государственного казначейства // http://www.minfin.gov.by/ru/budget_execution/info/).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.