Изменения в исполнительном производстве: что важно знать
Мы беседуем с Юлией Мацюк, юристом Arzinger Law Offices, и Миленой Рак, помощником адвоката Arzinger Law Offices.
Что обсудили:
- В Закон № 439-З, ХПК и другие нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства внесены существенные изменения. Основные новшества начнут действовать с 15.07.2021.
- Существенно изменились порядок взыскания по исполнительному документу, очередность взыскателей, порядок обжалования действий (бездействия) судебных исполнителей.
– Как изменится порядок направления исполнительного документа?
– В настоящее время порядок возбуждения исполнительного производства разнится в зависимости от статуса должника:
- если должник является физическим лицом, то взыскатель может без осуществления дополнительных действий направить в орган принудительного исполнения (далее – ОПИ) заявление о возбуждении исполнительного производства;
- если должник – юридическое лицо или ИП, то взыскателю необходимо предварительно направить исполнительный документ в банк (небанковскую кредитно-финансовую организацию) для списания в бесспорном порядке денежных средств, находящихся на банковских счетах должника, и только после этого направить в ОПИ заявление на возбуждение производства, приложив к нему подтверждающий документ.
До начала 2020 г. выполнение этой обязанности представляло сложность, если взыскатель не знал точные реквизиты счета должника. После запуска с 1 января 2020 г. автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (далее – АИС ИДО) взыскателям стало легче соблюдать вышеуказанную норму, так как система позволяет выставлять требования ко всем счетам должника, даже не имея их точных реквизитов. Тем не менее, каким бы простым ни было выставление требований к счетам должника, такая процедура все равно может затянуть взыскание долга.
Со вступлением в силу изменений направление исполнительного документа в банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию до возбуждения исполнительного производства станет не обязанностью, а правом взыскателей (часть первая ст. 41 Закона № 439-З с изменениями). Теперь взыскатель, понимая финансовое положение должника, может сам решить, стоит ли ему предварительно направлять требование о бесспорном списании денежных средств через АИС ИДО, или лучше не терять время и сразу обращаться за возбуждением исполнительного производства.
– Что означает для взыскателей то обстоятельство, что вместо четырех появится шесть очередей?
– Чтобы понимать, какие взыскатели выигрывают от принятых изменений, следует эти изменения проследить.
Первая очередь осталась неизменной (часть первая ст. 122 Закона № 439-З с изменениями). Она включает в себя требования о взыскании алиментов, расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, сумм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина.
Вторая, третья и четвертая очереди существенно перераспределились. Со вступлением в силу изменений они будут выглядеть следующим образом:
- во вторую очередь будут удовлетворяться требования о взыскании оплаты труда по трудовым договорам и договорам подряда, а также о возмещении ущерба, причиненного преступлением или административным правонарушением;
- в третью очередь попали требования о взыскании сумм в бюджеты государственных внебюджетных фондов (взносы на государственное социальное страхование);
- в четвертую очередь будут удовлетворены требования о взыскании денежных средств по исполнению обязательств, обеспеченных залогом (при этом предмет залога будет подлежать реализации), сумм в республиканский и местные бюджеты, сумм в случае потери кормильца, страховых выплат по обязательному страхованию, выплат по государственному социальному страхованию граждан, по требованиям о выплате авторского вознаграждения, а также морального вреда.
Появились пятая и шестая очереди:
- в пятую очередь будут подлежать удовлетворению требования о погашении задолженности по кредитам (и процентам по ним), предоставленным банками под гарантии Правительства и государственных органов управления, а также задолженности по активам, приобретенным ОАО «Банк развития Республики Беларусь» у иных белорусских банков, и по кредитам, предоставленным в рамках государственных программ;
- в шестую очередь вошли все другие требования, включая требования по обычным договорным обязательствам.
В целом положение взыскателей, требующих взыскания долга по гражданско-правовым обязательствам, не претерпело значительных изменений. Все требования по гражданско-правовым договорам, не предусматривающим оказание услуг, выполнение работ, создание объектов интеллектуальной собственности, т.е. по договорам, например, купли-продажи, поставки, аренды, отнесены, как и ранее, в последнюю очередь. Наиболее выигрышными изменения оказались для взыскателей по требованием социального характера, а также для государства.
– Упростится ли порядок обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей?
– Да, упростится. Стороны исполнительного производства и иные лица, чьи права и законные интересы нарушены, смогут обжаловать любые действия и постановления судебных исполнителей и иных работников ОПИ (часть первая ст. 124 Закона № 439-З с изменениями).
Первым шагом при обжаловании будет соблюдение внесудебного порядка: подача жалобы руководителю ОПИ в порядке подчиненности. Требования к форме и содержанию жалобы в целом остались неизменными, однако исключена обязанность уполномоченного представителя юридического лица заверять свою подпись на жалобе печатью этого юридического лица. Также теперь не требуется прилагать к жалобе документ, подтверждающий направление копий сторонам исполнительного производства, судебному исполнителю, руководителю ОПИ, постановления или действия которых обжалуются (часть шестая ст. 126 Закона в № 439-З с изменениями).
– В исполнительное производство вписана медиация. Каким образом будет зависеть исполнение от использования сторонами медиации?
– Первым этапом является заключение соглашения о применении медиации, которое должно содержать указание на разрешаемые споры,
сведения о медиаторе, сроке и месте проведения медиации, вознаграждении медиатора. Если соглашение заключается при наличии возбужденного исполнительного производства, то производство приостанавливается до прекращения медиации (абзац 15 части первой ст. 51 Закона № 439-З с изменениями). При этом медиация прекращается не только при заключении медиативного соглашения, но и при истечении срока проведения медиации, а также по письменному заявлению стороны об отказе от продолжения медиации (ст. 14 Закона № 58-З).
Если заключается медиативное соглашение, то исполнительное производство будет подлежать прекращению, а принудительный сбор будет уменьшен на 50 %. Такой же порядок предусмотрен и при заключении мирового соглашения. Завершение медиации иными способами на исполнительное производство никак не повлияет.
Следует помнить, что и соглашение о применении медиации, и медиативное соглашение должны быть подписаны уполномоченными представителями сторон исполнительного производства. Отдельно отметим, что полномочия по заключению медиативного соглашения нужно специально прописать в доверенности на представителя (часть вторая ст. 24 Закона № 439-З с изменениями).
– На какие еще вопросы вы порекомендуете обратить внимание субъектам хозяйствования?
– Мы настоятельно рекомендуем ознакомиться с полным текстом изменений, так как помимо вышеописанных есть и другие, на которые субъектам хозяйствования следует обратить особое внимание. В частности:
- срок добровольного исполнения можно будет продлить только 1 раз максимум на 7 дней и только пока ранее установленный срок еще течет (сейчас нет ограничений по продлению) (часть четвертая ст. 46 Закона № 439-З с изменениями);
- срок предъявления исполнительных документов, по которым он был восстановлен в судебном порядке, будет составлять 6 месяцев (часть пятая ст. 34 Закона № 439-З с изменениями);
- срок предъявления исполнительного документа будет сокращен на период его нахождения в ОПИ, если исполнительное производство было окончено по заявлению взыскателя или если взыскатель своими действиями повлек возвращение документа (например, не принял имущество) (часть четвертая ст. 35 Закона № 439-З с изменениями);
- при реализации имущества должника исполнитель сможет сделать 4 переоценки. Причем каждый раз стоимость имущества можно будет уменьшать на 20 % от первоначальной цены (части первая и вторая ст. 93 Закона № 439-З с изменениями);
- после каждой переоценки взыскатель с согласия должника будет иметь право оставить за собой нереализованное имущество должника (ст. 94 Закона № 439-З с изменениями).
Документы:
Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (Закон № 439-З).
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (ХПК).
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 58-З «О медиации» (Закон № 58-З).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
114
-
107
-
107
-
106
-
103
-
102