2 февраль 2022
Страница № 15

    

    

    

    

   

Уставный фонд хозяйственного общества: как он соотносится с величиной чистых активов?

Никита Бабкин, юрист Arzinger Law Offices

Важное в статье:

  • разбираются основные моменты, связанные с формированием уставного фонда, объясняется соотношение уставного фонда и величины чистых активов, а также анализируется норма об обязательной ликвидации хозяйственного общества в случае отрицательного или нулевого значения чистых активов.

 

Исходя из нормы ст. 28 Закона № 2020-XII уставный фонд – это минимальный размер имущества общества, гарантирующий интересы кредиторов. Тем не менее это не твердая величина денежных средств, которая хранится на счетах юридического лица. По факту общество вправе распоряжаться средствами уставного фонда так же, как и любым другим принадлежащим ему имуществом. Последняя редакция Закона № 2020-XII закрепила положение, согласно которому, если чистые активы общества по результатам второго и каждого последующего финансового года имеют значение 0 или отрицательное, такое общество подлежит ликвидации (часть четвертая ст. 65, часть третья ст. 91 Закона № 2020-XII).

 

Источники формирования уставного фонда

Вкладом в уставный фонд может быть любое имущество – деньги, оборудование, объекты недвижимости, автомобили и иное имущество, в т.ч. имущественные права (например, права на результаты интеллектуальной деятельности) (часть первая ст. 29 Закона № 2020-XII). Заметим, что при этом общий объем вклада в виде имущественных прав не может быть более 50 % уставного фонда общества (часть третья ст. 29 Закона № 2020-XII). Имущество, вносимое в качества вклада в уставный фонд, должно принадлежать учредителям (участникам) на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (часть вторая ст. 29 Закона № 2020-XII). При внесении неденежного вклада должна быть проведена оценка его стоимости (часть четвертая ст. 29 Закона № 2020-XII). Оценка может быть внутренней или независимой. В случае проведения внутренней оценки императивным требованием является проведение экспертизы достоверности оценки в соответствии с Положением № 173.

Минимальный размер уставного фонда закреплен только для некоторых организационно-правовых форм: ЗАО (100 базовых величин), ОАО (400 базовых величин). Для остальных организационно-правовых форм уставный фонд может составлять любую величину (п. 8 Положения о государственной регистрации).

По общему правилу уставный фонд формируется в течение 12 месяцев с даты государственной регистрации, если меньший срок не определен уставом (часть вторая п. 7 Положения о государственной регистрации). Для некоторых юридических лиц в силу специфики их деятельности и финансовой ответственности предусмотрена обязанность сформировать уставный фонд до начала осуществления деятельности: например, для банков (ст. 79 БК), форекс-компаний (п. 4 Указа № 231).

На практике на первых этапах деятельности юридического лица средства уставного фонда используются для обеспечения текущей деятельности общества и покрытия текущих расходов – арендной платы, заработной платы работников, покупки мебели и техники, оборудования.

 

Соотношение уставного фонда и чистых активов

Если уставный фонд – это условная величина в строке бухгалтерского баланса и часть оборотных средств, то чистые активы общества – это величина, характеризующая финансовое состояние общества и показывающая стоимость активов общества, которые остались бы в распоряжении участников общества после погашения всех его обязательств.

В соответствии с п. 2 Инструкции № 35 стоимость чистых активов определяется как разница между стоимостью активов (долгосрочные + краткосрочные) и стоимостью обязательств (долгосрочные + краткосрочные) (см. схему). Указанные величины можно найти в соответствующих строках бухгалтерского баланса.

 

При этом по смыслу законодательства значения уставного фонда должны коррелировать со стоимостью чистых активов, чтобы у организаций было достаточно средств, чтобы иметь возможность погасить требования кредиторов без обращения к институту банкротства.

 

Так, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества менее уставного фонда, это общество обязано в течение 6 месяцев следующего финансового года уменьшить свой уставный фонд до размера, не превышающего стоимости его чистых активов (часть четвертая ст. 28 Закона № 2020-XII). Таким образом, закрепляется зависимость уставного фонда от размера стоимости чистых активов общества.

В последней редакции Закона № 2020-XII законодатель пошел дальше и закрепил норму об обязательной ликвидации общества, если по результатам второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества равна нулю или имеет отрицательное значение. Вместе с тем дается 6 месяцев следующего финансового года, чтобы «исправить ситуацию»: если в течение указанного срока стоимость чистых активов превысит нулевое значение, то основание для ликвидации отпадет (часть четвертая ст. 65, часть третья ст. 91 Закона № 2020-XII). Таким образом, если участники общества хотят сохранить бизнес и далее осуществлять предпринимательскую деятельность без опасения за риск принудительной ликвидации, то при появлении нулевого или отрицательного значения на 31 декабря соответствующего финансового года (имеется в виду второй год и каждый последующий год существования общества) у них есть полгода следующего финансового года (до 30 июня), чтобы привести чистые активы к положительным значениям. Как видим, для бухгалтеров (бухгалтерских организаций) особенно важно контролировать значения чистых активов на конец года и своевременно сообщать об указанном риске исполнительному органу общества и его участникам, чтобы те могли своевременно предпринять действия по увеличению стоимости чистых активов.

 

Справочно:

последняя редакция Закона № 2020-XII, введенная Законом Республики Беларусь от 05.01.2021 № 95-З «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ», вступила в силу 28.04.2021.

 

Увеличение величины чистых активов

Одним из наиболее простых способов увеличения чистых активов является опция, предоставленная последней редакцией Закона № 2020-XII: внесение вкладов в имущество общества, не приводящих к увеличению уставного фонда и изменению размера долей участников (так называемые вклады не в уставный фонд). Такие вклады могут вноситься участниками общества без ограничений на основании договора между соответствующим участником и самим обществом.

Ранее основной проблемой внесения таких вкладов было их включение в состав внереализационных доходов (что отрицательно влияло на обложение налогом на прибыль). Новая редакция НК исправила данную проблему: теперь вклады не в уставный фонд не включаются в состав внереализационных доходов (подп. 4.25 п. 4 ст. 174 НК) и соответственно при налогообложении не учитываются.

Также отметим, что существует негативный момент в случае внесения такого вклада участником-нерезидентом: данный вклад подпадает под регулирование об иностранной безвозмездной помощи, соответственно до внесения такого вклада его надо зарегистрировать в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь. Для этого потребуется подготовить пакет документов, включая план целевого использования иностранной безвозмездной помощи, а также открыть специальный благотворительный счет в банке. Процесс также осложняется тем, что на практике цели использования такой помощи попадают в список «иных целей», а такие цели дополнительно согласовываются Межведомственной комиссией по вопросам иностранной безвозмездной помощи.

В заключение отметим, что существуют и иные способы увеличения чистых активов, например переоценка основных средств, списание кредиторской задолженности. Однако на практике данные варианты не помогут «перекрыть» значительные отрицательные значения чистых активов.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (Закон № 2020-XII).

Положение о порядке проведения экспертизы достоверности оценки, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2011 № 173 (Положение № 173).

Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (Положение о государственной регистрации).

Банковский кодекс Республики Беларусь (БК).

Указ Президента Республики Беларусь от 04.06.2015 № 231 «Об осуществлении деятельности на внебиржевом рынке Форекс» (Указ № 231).

Инструкция о порядке расчета стоимости чистых активов, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 11.06.2012 № 35 (Инструкция № 35).

Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) (НК).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.