Закупки за свои и за бюджетные средства: разбираем 8 ситуаций
Из статьи узнаете:
– что делать, если не поступило ни одного ответа на запросы о представлении сведений;
– можно ли заключить договор с поставщиком, у которого имеется задолженность по находящимся на исполнении исполнительным документам;
– что нельзя прописывать в Положении о закупках за счет собственных средств.
Вопрос 1. Каким образом необходимо приобретать биржевой товар за счет собственных средств на сумму менее 1 000 базовых величин для строительства?
Ответ зависит от того, является ли для организации обязательным приобретение товаров на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» в соответствии с постановлением № 714.
Если обязательно, то товары приобретаются на биржевых торгах независимо от суммы. Также, если приобретение на биржевых торгах товара для организации не обязательно, но товар является биржевым и допущен к биржевой торговле, может иметь место приобретение на биржевых торгах независимо от суммы.
Также организация может руководствоваться нормами подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7 и не применять процедуры закупок для приобретения товаров (работ, услуг) для строительства (кроме случая, когда приобретаются такие товары (работы, услуги) с привлечением полностью или частично средств внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома) (п. 3 приложения 1 к постановлению № 229).
Вопрос 2. Можно ли в Положении о закупках за счет собственных средств прописать, что предложения поставщиков, неоднократно не исполнивших ранее свои обязательства по договорам, отклоняются?
Нет, таких ограничений участия в процедуре закупки постановлением № 229 не предусмотрено. В силу подп. 2.5 п. 2 постановления № 229 не допускается не предусмотренное законодательством ограничение доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре закупки. Участником конкурентной процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям, установленным организацией в документации о закупке в соответствии с порядком закупок за счет собственных средств, за исключением юридических и физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, включенных в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам, а также в случаях, установленных в части пятой подп. 2.5 п. 2 постановления № 229, в целях соблюдения приоритетности закупок у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей).
Вопрос 3. Проводится процедура государственной закупки из одного источника. Пришли коммерческие предложения (КП). В одном из КП порядок оплаты указан не 100%-я предоплата (как в запросе), а в течение 10 банковских дней по факту поставки. Можно ли отклонить это КП?
В закупке из одного источника не предусмотрено наличие предложений, равно как не установлено оснований для отклонений. При поступлении такого ответа на запрос о предоставлении сведений заказчик может направить поставщику (подрядчику, исполнителю) уточняющий вопрос относительно условий оплаты, в т.ч. предложить их изменить на требуемые заказчику. При отказе от условий, предложенных заказчиком, такой ответ на запрос о предоставлении сведений рассматривается как не соответствующий требованиям самого запроса о предоставлении сведений.
Вопрос 4. Не состоялись 2 аукциона на поставку строительного оборудования (бюджетное финансирование). Организатор закупки перешел к закупке из одного источника. Участник предоставил цену, превышающую стоимость предмета закупки, приложив соответствующее обоснование. Может ли заказчик заключить договор на сумму, указанную участником?
Законодательство о государственных закупках запретов заключения договора государственной закупки по цене, превышающей ориентировочную стоимость, не содержит. Вопросы необходимости корректировки проектной документации решаются на основании соответствующего законодательства.
Вопрос 5. По результатам процедуры государственной закупки участник-победитель прислал письмо, в котором сказано, что он не сможет заключить договор по причине экономической невыгоды. Нужно ли ждать 30 дней с момента объявления победителя процедуры, чтобы признать участника-победителя уклонившимся от подписания договора и выбрать участника, занявшего второе место, либо же можно сделать это до истечения 30 дней?
После выбора участника-победителя конкурентной процедуры государственной закупки в течение 5 календарных дней со дня истечения срока для обжалования решения о выборе участника-победителя заказчиком должен быть размещен на электронной торговой площадке проект договора государственной закупки для его подписания участником-победителем (п. 4 ст. 24 Закона № 419-З). И данные действия заказчик должен совершить независимо от того, какие письма он получает от участника-победителя. Если последний в течение 3 рабочих дней со дня размещения заказчиком проекта договора на электронной торговой площадке не подпишет такой проект и не направит заказчику возражения по нему, он считается уклонившимся от заключения договора государственной закупки.
После неподписания такого проекта договора участником-победителем комиссия по государственным закупкам заседает и определяет участником-победителем участника:
– сделавшего предпоследнюю ставку – если проводится электронный аукцион (п. 5 ст. 44 Закона № 419-З);
– занявшего второе место – если проводится открытый конкурс, процедура запроса ценовых предложений (п. 4 ст. 36, п. 8 ст. 48 Закона № 419-З). Если комиссия не воспользовалась правом выбора участником-победителем занявшего второе место участника, процедура закупки признается несостоявшейся.
Вопрос 6. Процедура закупки – закупка из одного источника. Не поступило ни одного ответа на запросы о предоставлении сведений. Заказчик обязан составить протокол и признать процедуру закупки несостоявшейся?
Закупка из одного источника не может быть признана несостоявшейся ввиду отсутствия в ней участника-победителя (п. 1 ст. 27 Закона № 419-З). В связи с этим при отсутствии ответов на запросы о предоставлении сведений при проведении исследования конъюнктуры рынка на основании постановления № 30 исследование конъюнктуры рынка заказчик может продолжить и далее.
Если при проведении такого исследования конъюнктуры рынка возникли обстоятельства: отсутствие финансирования, утрата необходимости приобретения товаров (работ, услуг), возникновение необходимости внесения изменений и (или) дополнений в предмет государственной закупки и требования к предмету государственной закупки, требования к участникам, а также заказчиком (организатором) выявлены нарушения законодательства при организации и проведении процедуры государственной закупки, – то тогда процедура закупки из одного источника отменяется на основании п. 3 ст. 27 Закона № 419-З.
Вопрос 7. Бюджетная организация проводит закупку из одного источника. Поступило 3 ответа на запросы о предоставлении сведений: в 2 предложениях суммы указаны с НДС, 1 предложение – без НДС (организация освобождена от НДС). Как правильно провести сравнение поступивших предложений?
Рассмотрение, сравнение осуществляются по той цене, которую указали потенциальные поставщики как окончательную в своих ответах на запросы о предоставлении сведений. Иными словами, будут рассматриваться ответы двух поставщиков с ценами с НДС, ответ другого – с ценой без НДС. Каких-либо особенностей в части сравнения законодательство о государственных закупках не предусматривает.
Вопрос 8. При проведении процедуры государственной закупки из одного источника определен потенциальный поставщик. При проверке данного участника посредством информационных ресурсов выяснилось, что у него имеется задолженность по находящимся на исполнении исполнительным документам. Вправе ли заказчик заключить договор с данным поставщиком?
Да, наличие такой задолженности не является препятствием для участия в процедуре и, как следствие, для заключения договора государственной закупки. Требования к участникам ограничены п. 2 ст. 16 Закона № 419-З.
Документы:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.06.2004 № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах» (постановление № 714).
Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (Декрет № 7).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (постановление № 229).
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419-З).
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (постановление № 30).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
122
-
119
-
118
-
117
-
117
-
116






