9 сентябрь 2022
Страница № 15

    

    

Особенности взыскания долга с сельскохозяйственного предприятия

Юлия Мацюк, юрист Arzinger Law Offices

Образец ходатайства в прокуратуру об обращении в суд в интересах кредитора см. в рубрике «Правильный документ» на с. 34 журнала.


Ситуация

Сельскохозяйственное предприятие является должником промышленной организации уже более 6 лет. Оно входит в список неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению, т.е. подпадает под Указ № 399. В отношении долга промышленной организации с 2018 г. установлена рассрочка его выплаты, однако за весь период ни один из этапов графика платежей не выполнен (последний этап будет в августе 2023 г.). Промышленная организация планирует взыскать задолженность через суд.

В связи с этим у организации возникли вопросы: можно ли сейчас взыскать задолженность через суд? Как исчисляется срок исковой давности? Можно ли подать требование в суд через прокуратуру?


Справочно:

задолженностью не­платежеспособной сельскохозяйственной организации является задолженность по основному долгу, процентам, пеням (штрафам) перед кредиторами (государственными органами и иными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими по отношению к сельскохозяйственной организации права требования по денежному обязательству по гражданско-правовой сделке или иному основанию, установленному законодательством) (п. 5 Указа № 399).


Льготный режим погашения задолженности для сельхозорганизаций

С целью повышения эффективности сельскохозяйственного производства для неплатежеспособных сельхозорганизаций законодательством предусмотрены меры по их финансовому оздоровлению. Основной мерой является реструктуризация долга, т.е. изменение формы требования, срока возврата и (или) погашения задолженности сельхозорганизации, не имеющей возможности ее погасить, осуществляемое в соответствии с подп. 1.2 п. 1 Указа № 399 (абзац шестой п. 2 Положения о порядке реструктуризации задолженности неплатежеспособных сельхозорганизаций, утвержденного Указом № 399).

Один из способов реструктуризации – это предоставление отсрочки погашения задолженности с последующей рассрочкой погашения задолженности: на первые 3 года предоставляется отсрочка возврата долга кредитору, а затем рассрочка на 5 лет. По согласованию с кредитором сроки могут увеличиваться или уменьшаться.

Меры финансового оздоровления применяются к тем сельхозорганизациям, которые включены в соответствующий перечень (подп. 1.1 п. 1 Указа № 399). Условие для включения в перечень – согласованный с рай-, гор- и облисполкомом бизнес-план, в котором отражается выбранный механизм реструктуризации задолженности (например, увеличение уставного фонда сельскохозяйственного общества в пределах суммы образовавшейся задолженности с передачей акций (долей в уставном фонде) кредитору, или предоставление отсрочки погашения задолженности на 3 года с последующей рассрочкой на 5 лет, или предоставление отсрочки погашения задолженности с последующей рассрочкой на иной срок по соглашению с кредиторами).

После согласования бизнес-плана облисполкомом принимается решение о включении неплатежеспособной сельхозорганизации в перечень, которое в течение 3 рабочих дней со дня его принятия подлежит размещению на официальном интернет-сайте облисполкома.


Справочно:

решение облисполкома о включении неплатеже­способной сельхозорганизации в перечень может быть обжаловано кредиторами в суд в течение 10 рабочих дней со дня его размещения на интернет-сайте.


Обратите внимание!

С даты включения неплатежеспособной сельхозорганизации в перечень приостанавливается начисление процентов, пеней (штрафов) по всем видам задолженности (за исключением задолженности, возникшей после включения такой организации в перечень, а также процентов, начисляемых ОАО «Агентство по управлению активами», банками и ОАО «Банк развития Республики Беларусь») (подп. 1.3 п. 1 Указа № 399).


Судебная практика

Практика признания недействительными решений облисполкома о включении сельхозорганизаций в перечень отсутствует. Решением экономического суда Гомельской области от 14.05.2019 по делу № 76-10/2019 истцу отказано в удовлетворении требования о признании недействительным решения обл­исполкома от 03.04.2019 № 259 в части включения в перечень неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций, подлежащих финансовому оздоровлению. Постановлением судебной коллегии по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь от 14.08.2019 по делу № 76-10/2019/117А/945К данное судебное решение оставлено без изменения.


Возможность взыскания задолженности сельхозорганизации через суд

Кредиторам сельхозорганизаций важно помнить, что включение последних в перечень предоставляет им право на отсрочку исполнения обязательства с последующей рассрочкой только в отношении реструктуризированной задолженности.

В таком случае реструктуризированную задолженность невозможно взыскать в судебном порядке до того момента, пока не наступит срок исполнения обязательства согласно графику рассрочки. Если срок исполнения обязательства согласно графику рассрочки наступил, а должник свои обязательства не исполнил, тогда кредитор вправе обратиться в суд для взыскания задолженности в судебном порядке (в рамках искового или приказного производства).

В рассматриваемой нами ситуации сельхозорганизация включена в перечень и ее задолженность реструктурирована путем установления рассрочки платежа до августа 2023 г. Следовательно, кредитор вправе обратиться в суд за взысканием только тех платежей по графику рассрочки, срок исполнения по которым уже наступил, но должник их добровольно не выплатил.


Срок исковой давности в случае предоставления отсрочки/рассрочки

По общему правилу течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Вместе с тем по обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения (пп. 1 и 2 ст. 201 ГК).

Срок исполнения обязательств, по которым в соответствии с Указом № 399 организация получила отсрочку с последующей рассрочкой, начинает исчисляться только после истечения соответствующего срока, установленного в графике рассрочки. Порядок исполнения рассрочки (т.е. периоды и суммы погашения задолженности), как правило, отражаются в бизнес-плане. По окончании каждого периода рассрочки по невыполненному обязательству начинает исчисляться свой срок исковой давности.

Таким образом, срок исковой давности будет исчисляться по истечении 3-летней отсрочки с учетом срока последующей рассрочки для каждой суммы погашения, предусмотренной графиком рассрочки.


Взыскание задолженности через прокурора

Взыскатель может как самостоятельно обратиться в суд для взыскания задолженности с сельхозорганизации, так и ходатайствовать перед прокурором об обращении суд в интересах истца (часть вторая ст. 6, часть вторая ст. 66 ХПК).

Иски в экономические суды областей и г. Минска могут подавать прокуроры областей, г. Минска и их заместители, а также прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры и их заместители (абзац третий части третьей ст. 66 ХПК).

Ходатайство к прокурору об обращении в суд в интересах кредитора должно содержать обоснование необходимости представления интересов кредитора в суде. Наиболее частый повод обращения к прокурору с соответствующим ходатайством – это невозможность уплатить госпошлину за обращение в суд из-за тяжелого финансового положения кредитора. В качестве подтверждения отсутствия денежных средств для уплаты госпошлины рекомендуем приложить к ходатайству справку из банка об остатке средств на расчетном счете. К ходатайству также необходимо приложить письменное согласие на предъявление иска прокурором в интересах кредитора, как того требует часть пятая ст. 159 ХПК, и исковое заявление с перечнем документов согласно ст. 160 ХПК.


Обратите внимание!

Обращение с иском в суд в интересах организации является правом, а не обязанностью прокурора, в связи с чем следует помнить о том, что прокурор может отказать организации в удовлетворении ходатайства, если не обнаружит нарушений законодательства в спорных отношениях с должником (часть пятая ст. 159 ХПК).

 

Так как прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу искового заявления (подп. 1.1.13 п. 1 ст. 285 НК), в случае подачи им иска в интересах кредитора государственная пошлина не уплачивается.

 

Документы:

Указ Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций» (Указ № 399).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (ХПК).

Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.