Уступка требования в свете приостановки исполнения исполнительных документов по Указу № 137
Мы беседуем с Дмитрием Боболей, юристом Arzinger Law Offices, и Анной Талалаевой, младшим юристом Arzinger Law Offices.
Что обсудили:
- Указ № 137, вступивший в силу 10 апреля 2022 г., существенно ограничил возможности иностранных кредиторов из «недружественных» стран взыскивать долги с белорусских должников.
- Ограничения заключаются в приостановке исполнения исполнительных документов и отказе в приеме (отзыве) платежных требований, оформленных на основании исполнительных документов, при отсутствии акцепта должника.
– Расскажите, пожалуйста, коротко об Указе № 137 и почему мы рассматриваем уступку требования в связи с ним?
– Указ № 137, вступивший в силу 10 апреля 2022 г., приостанавливает исполнение исполнительных документов, выданных в пользу резидентов «недружественных» иностранных государств. Принятие данного нормативного правового акта, несмотря на его лаконичность, стало важной новостью, так как он существенно ограничил возможности иностранных кредиторов взыскивать долги с белорусских должников.
При этом Указ № 137 не запретил замену кредитора, являющегося резидентом «недружественного» государства, на иного кредитора, не подпадающего под ограничения. Здесь и возможно применение уступки требования. Полагаем, вариант заключения договора уступки требования будет использоваться иностранными кредиторами для обеспечения возможности взыскания долгов с белорусских резидентов в принудительном порядке.
– Можете объяснить суть Указа № 137 и пояснить, в отношении кого он действует?
– Суть заключается в приостановлении исполнения любых исполнительных документов, выданных в пользу резидентов «недружественных» государств (включая судебные постановления, исполнительные надписи нотариусов, выданные как до, так и после вступления в силу Указа № 137). Перечень таких государств определен постановлением № 209. В него включены, в частности, все государства – члены Европейского союза, Великобритания, Канада, США и др., т.е. те государства, которые приняли или присоединились к санкциям в отношении Беларуси.
Приостановление означает:
- во-первых, если такой резидент на основании исполнительного документа предъявит в банк платежное требование для бесспорного списания средств, то банк откажет в его приеме, если со стороны должника нет акцепта (требования, поданные до вступления в силу Указа № 137, отзываются либо их исполнение приостанавливается);
- во-вторых, исполнительные производства, где взыскателями выступают резиденты «недружественных» государств, также приостанавливаются, т.е. исполнитель перестает совершать какие-либо исполнительные действия в рамках соответствующего исполнительного производства, перестает распределять в пользу таких резидентов взысканные с должника денежные средства.
Таким образом, теперь у резидентов государств из перечня, утвержденного постановлением № 209, нет возможности взыскать задолженность с белорусского должника принудительно.
– На какие нюансы Указа № 137 вы хотели бы обратить внимание?
– Есть несколько моментов, которые важно подчеркнуть.
Во-первых, Указ № 137 не устанавливает запрета на добровольное исполнение белорусскими должниками своих обязательств в пользу резидентов «недружественных» государств. Белорусские организации могут рассчитываться с такими резидентами, в т.ч. после вынесения судом решения, выдачи исполнительного документа или возбуждения исполнительного производства.
Во-вторых, Указ № 137 не вводит ограничений на получение резидентами «недружественных» государств исполнительных документов в свою пользу и на прохождение для этого необходимых процедур в Беларуси. Подпадающие под действие Указа № 137 иностранные кредиторы, как и ранее, могут обращаться в суды и к нотариусам для получения исполнительного документа. Более того, отсутствует запрет на возбуждение органами принудительного исполнения исполнительного производства по заявлению иностранного кредитора из «недружественного» государства (хотя после возбуждения исполнитель, руководствуясь предписанием Указа № 137, обязан исполнительное производство приостановить).
В-третьих, Указ № 137 не распространяется на исполнительные документы, выданные в пользу физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В-четвертых, как мы уже отметили, Указ № 137 не ограничивает возможность замены иностранного кредитора на нового кредитора, который не является резидентом государства, включенного в список «недружественных» государств, и на которого соответственно предусмотренные Указом № 137 ограничения не распространяются.
– Можно подробнее про замену кредитора? Как и когда иностранный кредитор может это сделать?
– Замена кредитора может быть произведена резидентом «недружественного» государства на основании договора уступки требования, для заключения которого, как правило, не требуется согласия должника. При этом важно проверить, нет ли запрета на уступку требования с точки зрения договора и применимого к договору права. Так, согласно белорусскому законодательству договор может содержать запрет на уступку требования кредитором (п. 2 ст. 353 ГК). При этом не допускается уступка требования без согласия должника по договору, в котором личность кредитора имеет существенное для должника значение (ст. 354 ГК).
О состоявшемся переходе прав к новому кредитору должник должен быть письменно уведомлен, иначе исполнение должником обязательства первоначальному кредитору считается надлежащим и новый кредитор будет нести риск вызванных таким исполнением неблагоприятных последствий (п. 3 ст. 353 ГК).
– А что касается процессуальных аспектов?
– Следует учитывать стадию, на которой происходит замена кредитора. От этого зависит порядок дальнейших действий нового кредитора.
Допустим, что по спорам из договора компетентным является экономический суд Республики Беларусь. Замена может произойти:
1) до возбуждения дела в экономическом суде. В этом случае при предъявлении иска к должнику новому кредитору необходимо будет предоставить доказательства произошедшего правопреемства (как минимум, договор уступки требования);
2) после возбуждения дела в экономическом суде, но до вынесения решения по делу. Новому кредитору необходимо будет заявить ходатайство о замене стороны по делу правопреемником с приложением доказательств правопреемства;
3) после вынесения решения по делу, но до возбуждения исполнительного производства. Новому кредитору также будет необходимо подать заявление о замене стороны правопреемником в экономический суд, который вынес решение по делу. Данное заявление будет рассмотрено в судебном заседании с извещением сторон (п. 18 постановления Пленума ВХС № 6);
4) после возбуждения исполнительного производства. В этом случае при отсутствии спора о праве относительно факта правопреемства и круга лиц, являющихся правопреемниками, компетенцией по замене кредитора обладает судебный исполнитель. Замена осуществляется по письменному заявлению стороны исполнительного производства или судебным исполнителем по собственной инициативе (ст. 19 Закона № 439-З).
Если к моменту замены стороны судебный исполнитель, руководствуясь нормами Указа № 137, уже приостановил соответствующее исполнительное производство, то у него есть возможность его возобновить для рассмотрения вопроса о замене стороны (часть вторая ст. 51 Закона № 439-З). Законодательная формулировка предполагает, что это право, а не обязанность судебного исполнителя, что может осложнить замену стороны приостановленного исполнительного производства.
Важно!
Если ходатайство о замене стороны при наличии возбужденного исполнительного производства будет направлено в экономический суд, он откажет в вынесении определения о замене стороны, ссылаясь на отсутствие соответствующих полномочий на стадии исполнительного производства в соответствии со ст. 325 ХПК.
– Допустим, иностранным кредитором получена исполнительная надпись нотариуса. Можно получить надпись на нового взыскателя?
По результатам рассмотрения документов нотариус выдает свидетельство об установлении в отношении взыскателя по исполнительной надписи факта правопреемства, которое является неотъемлемой частью исполнительной надписи.
– Есть еще что-то, что необходимо учитывать? Например, требования валютного законодательства?
– Если договор уступки требования заключен между резидентом «недружественного» иностранного государства (т.е. нерезидентом) и резидентом Республики Беларусь (например, дочерней компанией нерезидента), он может подлежать регистрации как валютный договор, если будут выполнены условия п. 3 Инструкции № 37.
Документы:
Указ Президента Республики Беларусь от 07.04.2022 № 137 «Об исполнительных документах» (Указ № 137).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.04.2022 № 209 «О перечне иностранных государств, совершающих недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц» (постановление № 209).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 27.05.2011 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел в хозяйственном суде первой инстанции» (постановление Пленума ВХС № 6).
Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (Закон № 439-З).
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (ХПК).
Закон Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности» (Закон № 305-З).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.12.2020 № 727 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 29 июня 2020 г. № 33-З «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности» (постановление № 727).
Инструкция о регистрации резидентами валютных договоров, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 12.02.2021 № 37 (Инструкция № 37).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
120
-
117
-
116
-
115
-
114
-
113






