Правила закупок за счет собственных средств с 29 мая 2022 года. Разбираемся в нововведениях
Главное в статье:
- очередные изменения законодательства о закупках за счет собственных средств касаются как процедуры закупки из одного источника и конкурентных процедур закупок, так и случаев неприменения постановления № 229.
Изменения, внесенные постановлением № 337 в постановление № 229, обязательны для субъектов, указанных в подп. 1.1 п. 1 постановления № 229. Коммунальным унитарным предприятиям, государственным объединениям, иным юридическим лицам, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственным обществам, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице, и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности, следует ожидать соответствующих корректировок решений местных Советов депутатов (п. 2 постановления № 337).
Что касается действия постановления № 337, то оно вступило в силу с 29 мая 2022 г.
И только для подп. 1.4 п. 1 постановления № 337, касающегося изменений приложения 3-2 к постановлению № 229, содержится правило, традиционное для законодательства о закупках, о том, что его действие не распространяется на закупки, если договоры заключены или процедуры закупок начаты до вступления в силу постановления № 337. Для остальных норм постановления № 337 подобное правило не предусмотрено.
Тем самым с 29 мая 2022 г. субъектам хозяйствования, применяющим постановление № 229, необходимо руководствоваться внесенными изменениями, а также скорректировать собственный порядок осуществления закупок за счет собственных средств.
Нововведения в отношении закупки из одного источника
Относительно закупки из одного источника нормы постановления № 229 дополнены еще одним основанием для ее применения. В частности, может быть проведена закупка из одного источника, если организация осуществляет приобретение продуктов растениеводства (свежие картофель, капусту белокочанную, морковь столовую, свеклу столовую, лук репчатый, яблоки) из стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров у лиц, осуществляющих хранение стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров и реализацию данных продуктов.
Кроме того, уточнено одно из существующих оснований для применения закупки из одного источника. Так, закупка из одного источника может быть проведена не только в случае признания конкурентной процедуры закупки или части (лота) предмета процедуры закупки несостоявшейся, но и части объема (количества) предмета процедуры закупки либо его части (лота). Также требуется условие в виде нецелесообразности проведения повторной процедуры закупки, что, очевидно, должно быть обосновано.
Справочно:
основания признания недействительными процедуры закупки, части (лота) предмета процедуры закупки, части объема (количества) предмета процедуры закупки либо его части (лота) закреплены в подп. 2.2, 2.12 постановления № 229.
Возможность признания несостоявшейся не только всей процедуры закупки, но и части объема (количества) предмета процедуры закупки либо его части (лота) предусмотрена постановлением № 337, если соответствующее право участников процедуры закупки подать предложение на часть объема (количества) предмета процедуры закупки либо его части (лота) (кроме случаев проведения электронного аукциона) содержится в документации на закупку.
Обратите внимание!
В то же время изменения для скорректированного основания для закупки из одного источника не разрешили вопрос о том, допускается ли при таком «переходе» от конкурентной процедуры закупки к одному источнику изменять условия несостоявшейся конкурентной процедуры и в закупке из одного источника устанавливать иные, отличающиеся от условий конкурентной процедуры. В связи с этим по-прежнему полагаем целесообразным в порядке осуществления закупок за счет собственных средств закрепить невозможность такого изменения условий во избежание рисков и нарушений законодательства.
Изменения для конкурентных процедур закупок
1. Определение объема (количества) предмета. В приглашении к участию в процедуре закупки предусматриваются описание предмета закупки, его объем (количество) или способ расчета, а также место и сроки поставки (приобретения иным способом) товаров (выполнения работ, оказания услуг), являющихся предметом закупки. При этом предмет закупки может распределяться по частям (лотам) в целях подачи предложений участниками на любую из таких частей (лотов). Тем самым в отношении объема (количества) может быть уточнена возможность деления предмета на части (лоты).
2. Унифицирован срок для подготовки и подачи предложений. Постановлением № 337 унифицирован срок для подготовки и подачи предложений для участия в любом виде конкурентных процедур закупок. Теперь он должен составлять не менее 5 календарных дней со дня размещения приглашения к участию в конкурентной процедуре закупки в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного республиканского унитарного предприятия «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».
3. Установлены случаи невключения субъектов хозяйствования в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам (далее – Реестр), а также правила для досрочного исключения из Реестра. Так, включение в Реестр не производится в случае уклонения участника-победителя от заключения договора на закупку и при расторжении договора на закупку в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими этих договоров и их расторжением по решению суда, когда наступлению указанных обстоятельств способствовало изменение установленного Нацбанком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем (в случае проведения электронного аукциона – на дату проведения торгов) либо на дату заключения договора на закупку в случае проведения процедуры закупки из одного источника.
В данной ситуации, полагаем, для подтверждения приведенных выше курсовых изменений требуется соответствующее обоснование со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также постановление № 337 закрепляет компетенцию Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь на установление им случаев досрочного исключения субъектов хозяйствования из Реестра. Напомним, что срок нахождения субъекта в Реестре составляет один год, что исключает право на участие в конкурентных процедурах закупок за счет собственных средств.
4. Дополнены требования к документации о закупке. Требования к документации о закупке дополнены таким образом, что она может предусматривать:
– право участников процедуры закупки подать предложение на часть объема (количества) предмета процедуры закупки либо его части (лота) (кроме случаев проведения электронного аукциона). Как следствие, допускается выбор участника-победителя по части объема (количества) предмета процедуры закупки либо его части (лота) и заключение договоров на закупку с несколькими участниками-победителями, в т.ч. если предмет процедуры закупки разделен на части (лоты), – с несколькими участниками-победителями по одной части (лоту);
– возможность признания победителем единственного участника конкурентной процедуры закупки, в т.ч. в отношении части (лота) предмета процедуры закупки, за исключением случаев проведения электронного аукциона, и заключения с ним договора на закупку, если его предложение соответствует требованиям документации о закупке.
Обратите внимание!
С принятием постановления № 337 наличие единственного участника процедуры закупки при условии включения в документацию о закупке условия, приведенного выше, может быть основанием как для признания процедуры несостоявшейся, так и для выбора участника-победителя, если это не электронный аукцион. И организации принадлежит право, а не обязанность признать единственного участника победителем, если оно предусмотрено в документации о закупке.
Как следствие, постановлением № 337 уточнено основание для признания процедуры несостоявшейся таким образом, что процедура признается несостоявшейся, если поступило менее 2 предложений на участие в процедуре закупки, в т.ч. в отношении части (лота) предмета процедуры закупки, и комиссия, создаваемая для проведения процедур закупок, не воспользовалась правом признания победителем единственного участника конкурентной процедуры закупки, в т.ч. в отношении части (лота) предмета процедуры закупки.
5. Уточнены правила выбора участника-победителя. Сохранен подход к выбору победителя по степени выгодности предложений в соответствии с критериями и способом оценки и сравнения, указанными в документации о закупке. Иными словами, в результате проведенной процедуры закупки может быть определен один или несколько победителей. Исключение составляет случай, когда оценка и сравнение предложений не производятся. В частности, когда победителем признается единственный участник конкурентной процедуры закупки, в т.ч. в отношении части (лота) предмета процедуры закупки, за исключением случаев проведения электронного аукциона, если его предложение соответствует требованиям документации о закупке и такая возможность предусмотрена документацией о закупке.
Поскольку постановление № 229 содержит ряд правил для производителей и сбытовых организаций (официальных торговых представителей), то и в случае единственного участника процедуры закупки надо учитывать его правовой статус. И если единственный участник не является производителем или его сбытовой организацией (официальным торговым представителем), он может быть признан победителем при экономической нецелесообразности или невозможности закупки у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей). Обоснование такой нецелесообразности или невозможности должно содержаться в протоколе комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок.
Срок направления уведомления участникам процедуры закупки о выборе победителя (победителей) остался прежним и составляет не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения. Способ уведомления постановлениями № 229 и № 337 не определен, поэтому сама организация может указать его в документации о закупке или в приглашении к участию в процедуре закупки.
Срок заключения договора на закупку унифицирован и составляет не ранее чем через 3 рабочих дня после выбора победителя (победителей) при осуществлении конкурентной процедуры закупки. Тем самым сумма договора не оказывает влияния на срок его заключения.
Исходя из контекста постановления № 337, такой 3-дневный срок может быть использован для обращения, например, участника к организации для урегулирования спора, если он не согласен с решением о выборе победителя.
В целом право на защиту прав сформулировано таким образом, что если при осуществлении закупок решения и (или) действия (бездействие) организации либо членов комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок, нарушают права и законные интересы юридического лица или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, такое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться к организации для урегулирования спора либо обжаловать такие решения и (или) действия (бездействие) в судебном порядке.
Справочно:
договор на закупку может быть заключен не ранее чем через три рабочих дня после выбора победителя (победителей) при осуществлении конкурентной процедуры закупки (подп. 2.9 п. 2 постановления № 229).
Постановление № 337 допускает возможность заключения не отдельного самостоятельного договора на закупку, а дополнительного соглашения к договору как результата конкурентной процедуры закупки. Так, в случае если участником-победителем по результатам проведения процедуры закупки выбран участник, с которым организацией ранее заключен договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом закупки, организация вправе на условиях процедуры закупки заключить с таким участником-победителем договор в форме дополнительного соглашения к действующему договору. Однако, полагаем, данная особенность не исключает обязанность размещения ежеквартального отчета, где будут фигурировать соответствующая закупка и заключенное дополнительное соглашение к договору.
Постановлением № 337 сохранено правило при уклонении участника-победителя от заключения договора: в этом случае участником-победителем может быть признан участник, предложению которого присвоен следующий по степени выгодности порядковый номер, или участник, сделавший предпоследнюю ставку при проведении электронного аукциона.
6. Уточнены правила для сообщения о результате конкурентной процедуры закупки. Постановление № 229 (подп. 2.10 п. 2) требует указания в таком сообщении следующих сведений:
– наименование и местонахождение каждого участника с указанием цен их предложений, в т.ч. участников, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения (за исключением случаев проведения электронного аукциона);
– в случае проведения электронного аукциона – регистрационные номера участников, допущенных к торгам, и участников, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения, а также наименование и местонахождение участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, с указанием величин сделанных ими ставок;
– наименование и местонахождение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В то же время постановление № 337 допускает неразмещение приведенных сведений в открытом доступе по заявлению такого участника, содержащему обоснование для ограничения доступа к соответствующей информации. Полагаем, не потребуется какое-либо подтверждение для такого обоснования, например, об отнесении информации к коммерческой тайне, но указание на причину ограничения доступа к информации должно быть.
Уточнено еще одно основание для признания процедуры несостоявшейся, когда победитель процедуры закупки, в т.ч. если это участник, занявший второе место, уклонился от заключения договора. При этом полагаем, что уклонение здесь необходимо понимать в широком смысле: это может быть как отказ (в т.ч. письменный), так и неподписание договора, бездействие со стороны участника-победителя в отношении принятия на себя обязательств по договору на закупку.
7. Постановление № 337 допускает управляющим компаниям холдинга устанавливать особенности осуществления закупок за счет собственных средств для дочерних компаний холдинга. Также закреплен запрет на установление государственными органами (государственными организациями) для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему, являющихся дочерними компаниями холдингов) организаций требований к осуществлению закупок за счет собственных средств, не предусмотренных законодательными актами, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
8. Уточнены требования к документам, подтверждающим страну происхождения товаров из приложений 3 и 3-1 к постановлению № 229. Так, вместо ранее установленного требования о выдаче таких подтверждающих документов не ранее чем за 6 месяцев до дня подачи предложения в случае проведения конкурентных процедур закупок или дня заключения договора при проведении закупки с применением процедуры закупки из одного источника, постановление № 337 исключает требование об указанном сроке действия. Тем самым срок действия документов определяется по правилам их выдачи. Например, срок действия сертификата не может превышать одного года (п. 11 Положения № 1520).
Дополнительные случаи, когда постановление № 229 не применяется
Приложение 1 к постановлению № 229 дополнено случаями, когда применение постановления № 229 не требуется, а также уточнены некоторые существующие.
Новыми являются случаи осуществления закупок:
– вторичных материальных ресурсов для собственного производства (п. 63 приложения 1 к постановлению № 229, в редакции постановления № 337);
– до 1 января 2024 г. оборудования, инструментов, сырья, материалов и комплектующих по перечню (должен содержать указание на товарные позиции и (или) конкретные товары), согласованному государственным органом (государственной организацией) для организации, находящейся в его подчинении (входящей в его состав, систему, являющейся дочерней компанией холдинга), для собственного производства товаров (работ, услуг) такой организации. При согласовании оценивается невозможность осуществления закупок в соответствии с постановлением № 229, в т.ч. на основании информации, представленной организацией, находящейся в подчинении (входящей в состав, систему, являющейся дочерней компанией холдинга) (п. 64 приложения 1 к постановлению № 229, в редакции постановления № 337).
На последний упомянутый случай неприменения постановления № 229 не распространяются правила о минимальной доле белорусских товаров.
Также обращаем внимание на корректировку приложений 3 и 3-2 к постановлению № 229.
Документы:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (постановление № 229).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2022 № 337 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» (постановление № 337).
Положение о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2010 № 1520 (Положение № 1520).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
122
-
120
-
118
-
118
-
117
-
117






