Новые основания досрочного исключения из списка недобросовестных поставщиков (Комментарий к постановлению МАРТ № 38)
Важные детали:
- С 28 мая 2022 г. расширен перечень случаев для досрочного исключения субъектов хозяйствования из списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее – Список).
- Новые основания для досрочного исключения из Списка связаны с курсовыми колебаниями, наличием обстоятельств непреодолимой силы, а также принятием решения судом о признании недействительным решения о выборе участника-победителя.
С 28 мая 2022 г. вступили в силу изменения, внесенные постановлением № 38 в Инструкцию № 92.
В частности, постановление № 38 вводит новые основания для досрочного исключения субъекта хозяйствования из Списка и уточняет ранее существовавшие.
Что осталось прежним
Как и ранее было предусмотрено, основанием для досрочного исключения из Списка является направление субъектом хозяйствования в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) заявления о том, что заказчиком (организатором) при направлении в МАРТ документов для включения субъекта хозяйствования в Список были представлены не соответствующие действительности документы и (или) сведения.
Однако наряду с заявлением субъект хозяйствования, включенный в Список, должен направить в МАРТ документы, подтверждающие представление заказчиком (организатором) документов и (или) сведений, послуживших основанием для включения в Список, не соответствующих действительности. К примеру, это могут быть документы, подтверждающие надлежащее исполнение субъектом хозяйствования обязательств, тогда как заказчик расторг с ним договор (односторонний отказ от исполнения договора), ссылаясь на неисполнение обязательств со стороны такого субъекта.
Как и ранее были предусмотрены, так и постановлением № 38 сохранены такие основания для досрочного исключения из Списка, как принятие решения судом о признании расторжения договора недействительным и о признании недействительным решения МАРТ о включении субъекта хозяйствования в Список.
В указанных случаях при наличии принятых решений они могут быть направлены в МАРТ субъектом хозяйствования для его досрочного исключения из Списка. На сегодняшний день, к сожалению, отсутствует механизм самостоятельного направления судом, принявшим указанные решения, таких решений в МАРТ для целей досрочного исключения из Списка. Полагаем, при дальнейшей корректировке Инструкции № 92 такой подход может быть воспринят и закреплен в Инструкции № 92, что согласуется с абзацем третьим п. 13 Протокола о порядке регулирования закупок, являющегося приложением 25 к Договору о ЕАЭС.
Также сохранилось такое основание для досрочного исключения из Списка, как направление заявления от юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, включенного в Список, подтверждающего, что такое лицо является единственным отечественным производителем определенного товара.
Сам порядок досрочного исключения остался прежним и предполагает, что по факту направления указанных выше документов и (или) сведений юридическое или физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель, досрочно исключаются из Списка в течение 5 рабочих дней со дня поступления в МАРТ соответствующего заявления или копии решения суда (часть третья п. 9 Инструкции № 92).
Что нового?
Новые основания для досрочного исключения из Списка связаны с курсовыми колебаниями, и при этом они согласуются с нормами Указа № 143, которым закреплены случаи, когда субъект хозяйствования не подлежит включению в Список.
Обратите внимание!
В Указе № 143 закреплены основания для невключения субъекта в Список, тогда как Инструкция № 92, в редакции постановления № 38, устанавливает аналогичные основания для досрочного исключения субъекта из Списка.
Так, согласно п. 13 Указа № 143 включение в Список не производится в случае, если договор государственной закупки с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) расторгнут в связи с его неисполнением либо ненадлежащим исполнением:
– вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Наличие обстоятельств непреодолимой силы у поставщика (подрядчика, исполнителя) свидетельствует Белорусская торгово-промышленная палата (БелТПП) в установленном ею порядке либо уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является поставщик (подрядчик, исполнитель);
Справочно:
обстоятельства непреодолимой силы – это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, которые исключают ответственность за неисполнение обязательства (п. 3 ст. 372 Гражданского кодекса Республики Беларусь).
– в связи с изменением установленного Нацбанком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем, а в случае проведения электронного аукциона – на дату проведения торгов либо на дату заключения договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника.
Основания для досрочного исключения из Списка также сформулированы в привязке к изменению курсов валют на этапе:
– заключения договора (когда имело место уклонение от заключения договора);
– исполнения обязательств по договору государственной закупки (когда договор государственной закупки расторгнут в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по нему со стороны поставщика (подрядчика, исполнителя)).
В первом случае субъекту хозяйствования необходимо представить в МАРТ заявление с приложением документов и (или) сведений, подтверждающих, что уклонение от заключения договора было вызвано изменением установленного на последний день срока для подписания договора Нацбанком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем, а в случае проведения электронного аукциона – на дату проведения торгов.
Во втором случае требуется заявление с приложением документов и (или) сведений, подтверждающих, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора было вызвано изменением установленного Нацбанком курса белорусского рубля к одной из иностранных валют, входящих в корзину валют, более чем на 20 % по отношению к курсу, действовавшему на дату подачи предложения участником-победителем, а в случае проведения электронного аукциона – на дату проведения торгов либо на дату заключения договора в случае проведения процедуры закупки из одного источника.
Тем самым от субъекта, включенного в Список, требуется оценка приведенной курсовой разницы, и при выполнении условий для досрочного исключения из Списка им может быть направлено заявление в МАРТ.
Кроме того, наличие обстоятельств непреодолимой силы может быть основанием для досрочного исключения из Списка. В этом случае субъектом представляется заявление с приложением документов и (или) сведений, подтверждающих, что неисполнение либо ненадлежащее исполнение договора было вызвано обстоятельствами непреодолимой силы, наличие которых свидетельствует БелТПП или уполномоченный орган в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является включенное в Список лицо.
Справочно:
с порядком обращения в БелТПП за получением заключения о наличии обстоятельств непреодолимой силы можно ознакомиться здесь: https://www.cci.by/uslugi/pravovoe-obespechenie-ved/svidetelstvovanie-ob stoyatelstv-nepreodolimo y-sily-fors-mazhor/
Обратите внимание!
Действие обстоятельств непреодолимой силы должно оказывать непосредственное влияние на договор, неисполнение или ненадлежащее исполнение которого субъектом хозяйствования послужило основанием для включения в Список.
Новым основанием для досрочного исключения из Списка можно назвать факт принятия решения судом о признании недействительным решения о выборе юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, участником-победителем. В данном случае речь идет о том, что субъект хозяйствования определен участником-победителем, но уклонился от заключения договора, в связи с чем был включен в Список. Но если судом принято решение о признании недействительным решения о выборе юридического или физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, участником-победителем, то последний, будучи включенным в Список, может обратиться в МАРТ с копией такого решения суда, на основании которого МАРТ исключит субъекта из Списка.
Вывод
Таким образом, расширение перечня случаев для досрочного исключения субъектов хозяйствования из Списка позволяет последним минимизировать или исключить риски, связанные с участием в процедурах государственных закупок в текущих экономических условиях, избегая нахождение в Списке и соответствующее ограничение их правоспособности (ограничение права на участие в процедурах государственных закупок).
В то же время, полагаем, необходимо проводить мониторинг действия приведенных норм, чтобы оценить, насколько добросовестно и разумно субъекты хозяйствования используют предоставленные им механизмы защиты их прав и законных интересов и не нарушен ли баланс интересов заказчиков и субъектов рынка в пользу последних.
Документы:
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 10.05.2022 № 38 «Об изменении постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29 декабря 2018 г. № 92» (постановление № 38).
Инструкция о порядке формирования и ведения списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.12.2018 № 92 (Инструкция № 92).
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (Договор о ЕАЭС).
Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (Указ № 143).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
121
-
118
-
117
-
117
-
116
-
114






