9 сентябрь 2021

Содержание

Страница № 61

    

Транспортно-экспедиционная деятельность: что предусмотреть и урегулировать в договоре

Сергей Белявский, директор юридической фирмы ООО «Экономические споры», медиатор, председатель Третейского суда «Экономические споры», более 10 лет стажа работы судьей экономического суда
Виктор Полещук, юрист

Из статьи вы узнаете:

  • какие условия следует тщательно и подробно прописывать в договоре транспортной экспедиции и почему.

 

В белорусском законодательстве вопросы транспортно-экспеди­ционной деятельности регулируются как актами внутреннего законо­дательства, так и актами международного права. Среди них ГК, Закон № 124-З, Конвенция ООН «О международных смешанных перевозках грузов». При исполнении договора транспортной экспедиции целесообразно также учитывать Конвенцию о договоре между­народной дорожной перевозки грузов (КДПГ), Таможенную конвенцию о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП).

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента – грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договор также может предусматривать дополнительные услуги, связанные с перевозкой (ст. 755 ГК).

Виды транспортно-экспедиционных услуг детализируются в ст. 8 Закона № 124-З. При этом перечень их не является исчерпывающим.

 

Обратите внимание!

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора транспортной экспедиции, устанавливается на 10 месяцев (ст. 31 Закона № 124-З).

 

Отношениям сторон в транспортно-экспедиционной деятельности присущ, как правило, большой объем прав и обязанностей участников сделки.

Экспедитор может выступать не только организатором процесса перевозки. Он может быть уполномочен заказчиком получить груз у грузоотправителя, а также оплатить его, страховать или иным образом отвечать за его сохранность, организовать его перевалку, хранить груз в месте доставки и др.

Большой объем прав и обязанностей требует тщательной детализации условий договора транспортной экспедиции, в особенности тех, которые, как показывает правоприменительная и судебная практика, могут стать причиной спора между сторонами. Среди них споры об условиях оплаты, возмещении ущерба, удержании груза до оплаты услуг, участии и ответственности перевозчика и др.

Экспедитор несет ответственность за несохранность (утрату, недо­стачу, повреждение (порчу)) груза только в случае принятия груза в свое ведение, если такие утрата, недостача, повреждение (порча) груза произошли после его принятия в ведение экспедитора и до выдачи его грузополучателю или иному лицу, уполномоченному на получение груза. Принятие экспедитором в свое ведение груза удостоверяется соответствующей отметкой в товарно-транспортных документах на груз, заполняемых в соответствии с требованиями законодательства, или выдачей расписки экспедитора (части первая, вторая ст. 27 Закона № 124-З).

В случае, когда экспедитор не принимает груз в свое ведение, требования о возмещении убытков, вызванных несохранностью груза, к нему будут неправомерными. Они должны предъявляться к перевозчику, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено предъявление таких требований непосредственно к экспедитору.

О такой возможности нужно дословно указывать в договоре. Приведенный ниже пример подтверждает, что отношения сторон могут быть многообразными и сложными. Отсюда – необходимость тщательной и подробной проработки условий договора перевозки или транспортной экспедиции.

 

Пример из судебной практики / транспорт

Между ООО «Заказчик» и ООО «Экспедитор» возникли гражданские правоотношения на основании заключенного между ними договора по вопросам выполнения автомобильных перевозок грузов в международном сообщении при исполнении заявки № 3 на транспортно-экспедиционные услуги.

ООО «Заказчик» обратилось в экономический суд с иском о взыскании с ООО «Экспедитор» убытков. Убытки возникли вследствие ненадлежащего исполнения обязательств ответчиком по договору международной перевозки грузов по заявке № 3 на транспортно-экспедиционные услуги по доставке груза из Республики Польша в Российскую Федерацию в связи с утратой груза и понесенными расходами по оплате перевозки.

ООО «Экспедитор» без надлежащего согласования с ООО «Заказчик» осуществило выгрузку в промежуточном пункте. Дальнейшую доставку груза поручило третьему лицу – ООО «В». Последнее вручило груз неуполномоченному лицу. Груз ввиду недоставки его заказчику признан утерянным.

Решением экономического суда с ООО «Экспедитор» в пользу ООО «Заказчик» взысканы убытки. Апелляционная инстанция поддержала выводы и решение экономического суда.

ООО «Экспедитор» обратилось с кассационной жалобой на эти судебные постановления.

Судебная коллегия по экономическим делам Верховного Суда Республики Беларусь (далее – СКЭД) отметила, что в рамках данного договора возникли гражданские правоотношения как из перевозки груза, так и из транспортной экспедиции с учетом обстоятельств исполнения конкретной заявки на перевозку. Доставку груза непосредственно начало исполнять ООО «Экспедитор» в качестве перевозчика. Впоследствии к дальнейшей перевозке было привлечено ООО «В».

СКЭД установила, что ООО «Заказчик» не дало согласия на привлечение ООО «В» к перевозке груза, так как изменения в заявку в письменной форме не вносились, замена перевозчика не согласована способом, предусмотренным условиями договора. По условиям рассматриваемого договора ответчик несет ответственность перед заказчиком за действия привлеченных им третьих лиц как за свои собственные.

Стороны в договоре согласились об ответственности ООО «Экспедитор» за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза, а также за иные нарушения своих обязанностей по основаниям, в пределах и порядке в соответствии с КДПГ и применимым правом.

Учитывая обстоятельства исполнения договора с привлечением третьих лиц, правомерно применение к спорным правоотношениям правил об ответственности экспедитора за действия привлеченных им третьих лиц. Основание – условие договора о применении законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности и КДПГ.

Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязанности на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора (ст. 758 ГК).

Фактически, ООО «Экспедитор», приняв груз в свое ведение, в ходе пере­возки осуществило самостоятельно распорядительные действия, связанные с перевозкой груза, которые надлежащим образом не были согласованы с ООО «Заказчик». Кроме того, при исполнении договора было допущено нарушение требований договора, так как не было обеспечено наличие у привлеченного перевозчика действительного полиса страховой ответственности, что позволяло бы компенсировать утрату груза. В нарушение условий договора привлеченным перевозчиком произведена передача груза неизвестному лицу без надлежащей проверки его полномочий на получение груза от имени грузополучателя.

Таким образом, ненадлежащее исполнение ответчиком принятых обязательств по договору привело к утрате груза и возникновению у истца убытков.

Представленная ООО «Экспедитор» электронная переписка не признана кассационной инстанцией надлежащим доказательством доводов о согласовании привлечения третьего лица к перевозке, поскольку не идентифицируется с ООО «Заказчик», и ее использование не было оговорено сторонами[1].

 

Нередки случаи, когда спор возникает ввиду удержания экспедитором груза до оплаты экспедиционных услуг заказчиком. Это имеет место в случаях, когда условиями договора предусмотрена выгрузка груза экспедитором и его хранение у экспедитора и услуги не оплачивались предварительно.

Здесь необходимо понимать, что удержание не будет правомерным, если предусмотренный договором срок оплаты транспортно-экспедиционных услуг не наступил (например, предоставлялась отсрочка оплаты). Данное правило актуально и для отношений, вытекающих из договора перевозки.

Выводы

  1. В зависимости от объемов, состава транспортно-экспедиционных услуг, сложности и многочисленности иных условий и обстоятельств сделки следует уделять серьезное внимание составлению договоров по транспортной экспедиции. Максимально полно и конкретно определять их условия.
  2. Необходимо учитывать как обязательные нормы законодательства, так и договорные. Стороны могут формировать условия договоров по своему усмотрению и взаимному согласию. Закон № 124-З в этой части дает им свободу выбора.

 

Документы:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Закон Республики Беларусь от 13.06.2006 № 124-­З «О транспортно-экспедиционной деятельности» (Закон № 124­З).

 


[1]* Постановление Верховного Суда Республики Беларусь от 21.07.2020 по делу № 107-6/2019/38А/719К (http://court.gov.by/ru/justice_rb/praktice/acts_vs/economics/fc0bcf99965046f1.html).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.