Принять нельзя отказаться, или Какие должностные лица не могут получать подарки
Образец Положения о порядке сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом, см. в рубрике «Правильный документ» на с. 31 журнала.
Образцы форма заявления о получении имущества с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением своих служебных (трудовых) обязанностей
Главное в статье:
- разъясняется, кому нельзя получать подарки, в чем отличие подарка от сувенира, как организации документально оформить порядок приема и сдачи подарков должностными лицами.
Государственное должностное или приравненное к нему лицо не вправе принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, в связи с исполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом служебных (трудовых) обязанностей (абзац восьмой ст. 17 Закона № 305-З).
Несмотря на то что данная норма содержит краткий ответ на вопрос, вынесенный в заголовок статьи, на практике тема «Подарок должностному лицу» имеет массу нюансов, в которых необходимо разбираться и дарителям, и одаряемым должностным лицам, чтобы подарок не принес неприятности в виде нарушения установленного законодательством порядка его получения (запрета на получение) и, как следствие, предусмотренной ответственности.
Кто является субъектом установленных ограничений?
В данной публикации речь будет идти о государственных должностных или приравненных к ним лицах, т.е. той категории должностных лиц, на которых распространяются ограничения, установленные Законом № 305-З.
Государственными должностными лицами являются (применительно к рассматриваемой нами теме) лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (абзац третий ст. 1 Закона № 305-З).
К приравненным лицам относятся в т.ч. работники, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей; лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (абзац пятый ст. 1 Закона № 305-З).
В Законе № 305-З отсутствует правовое определение терминов «организационно-распорядительные обязанности», «административно-хозяйственные обязанности», «юридически значимые действия», «специальные полномочия», понимание которых необходимо для определения круга государственных должностных и приравненных к ним лиц.
Содержание этих понятий раскрыто в пп. 6–9 постановления Пленума ВС № 12.
К занимающим должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, необходимо относить лиц, осуществляющих руководство деятельностью учреждения, организации или предприятия, их структурных подразделений, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы работников, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий и т.п.
Занимающими должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, следует признавать, в частности, лиц, осуществляющих полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, а также по организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей.
Лицами, уполномоченными в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, являются работники, совершающие такие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица.
Под специальными полномочиями надо понимать функции, которыми наделено лицо в соответствии с законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочного на то органа или должностного лица.
С учетом названных критериев в организациях утверждаются перечни должностей:
- государственных должностных лиц (например, в ОАО, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, в этом перечне обязательно будут присутствовать руководитель и его заместители, начальники структурных подразделений и их заместители);
- лиц, приравненных к государственным должностным лицам (например, в том же ОАО к приравненным лицам будет относиться специалист по продаже, на которого возложены обязанности секретаря комиссии по закупкам).
Наличие этих перечней (и главное – обоснованное их составление) является отправной точкой при оценке действий должностного лица, принявшего подарок.
Что такое подарок, сувенир?
Закон № 305-З не дает нормативного определения этих понятий.
По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу, либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом. При наличии встречной передачи вещи или права либо встречного обязательства договор не признается дарением (ст. 543 ГК).
Из этой нормы можно сделать вывод, что подарок – это имущество, безвозмездно переданное государственному должностному лицу или приравненному к нему лицу в связи с исполнением им своих трудовых обязанностей, если передача такого имущества государственному должностному лицу или приравненному к нему лицу не обусловлена совершением этим лицом каких-либо действий (бездействием этого лица) по работе в интересах лица, передавшего имущество, или представляемых им лиц.
В отличие от подарка взятка – принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (ч. 1 ст. 430 УК).
Исходя из сложившейся практики сувенир – вещь, как правило, небольшой стоимости (календарь, ручка, пакет, блокнот, ежедневник, зажигалка, значок, предмет посуды, изделие народных промыслов, миниатюра выпускаемой продукции и т.п.). Основным предназначением сувенира является:
- напоминание о месте пребывания (страна, город, исторический центр, выставка и др.);
- напоминание о праздничных датах, торжественных событиях и иных мероприятиях (памятная дата, открытие объекта, юбилей компании, историческое событие, премьера, семинар, симпозиум и др.);
- создание имиджа компании и бренда, поддержание корпоративного стиля;
- работа на увеличение продаж;
- использование в рекламных акциях путем отражения соответствующей информации на такой вещи (государственная символика, наименование страны, населенного пункта либо региона, изображение национального орнамента, наименование праздничной даты, торжественного события или иного мероприятия, логотип компании, ее наименование и (или) дата образования, наименование торговой марки и т.п.).
Законодатель в Законе № 305-З не обозначил ни стоимость, ни количество сувениров, которые государственные должностные или приравненные к ним лица могут получать при проведении протокольных и иных официальных мероприятий в связи с исполнением ими служебных (трудовых) обязанностей.
Такие ограничения установлены только для государственных служащих. Так, в подп. 1.8 п. 1 ст. 22 Закона № 204-З указывается, что полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает 5 базовых величин (далее – БВ), передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность.
Здесь необходимо указать, что понятия «государственное должностное лицо» и «государственный служащий» не являются тождественными. Термин «государственное должностное лицо» является более широким по своему содержанию: каждый государственный служащий является одновременно государственным должностным лицом, но не любое государственное должностное лицо относится к категории государственных служащих.
Поэтому обязанности по сдаче сувениров стоимостью более 5 БВ, установленные для госслужащих, не распространяются на государственных должностных лиц, которые госслужащими не являются. Следовательно, эти государственные должностные лица могут оставлять себе сувениры любой стоимости (при соблюдении прочих условий).
С учетом изложенного представляются необоснованными случаи, когда руководители организаций устанавливают для своих работников – государственных должностных лиц, не являющихся госслужащими, обязанность по сдаче сувениров стоимостью более 5 БВ.
Запрет на получение государственным должностным или приравненным к нему лицом имущества (подарков) не распространяется:
- на имущество, полученное в соответствии с актами законодательства и локальными правовыми актами организации (материальная помощь, ценные подарки в виде поощрения и т.д.);
- канцелярские принадлежности (блокнот, карандаш, ручка и т.п.), предоставленные участникам официальных мероприятий;
- обычные угощения (чай, кофе, печенье), цветы, принятые в ходе официальных мероприятий;
- денежные вознаграждения и ценные подарки, полученные по решениям органов местной исполнительной власти;
- государственные награды.
Что относится к протокольным и иным официальным мероприятиям?
Термины «протокольное мероприятие» и «иное официальное мероприятие» в законодательстве не раскрыты.
Исходя из сложившейся практики официальное мероприятие – протокольное и любое другое проводимое в установленном порядке мероприятие, связанное с деятельностью организации (совещание, заседание, переговоры, официальная встреча, семинар, выставка, благотворительное мероприятие, презентация, юбилей, мероприятие по случаю памятной даты, государственный или профессиональный праздник, закладка основания здания, введение в строй строительных объектов и т.п.), в котором государственное должностное лицо или приравненное к нему лицо участвует по письменному или устному поручению руководителя либо уполномоченного им лица.
Как не ошибиться при приеме подарка/сувенира?
Поскольку государственное должностное или приравненное к нему лицо не вправе принимать имущество (подарки), за исключением сувениров, оно обязано самостоятельно определить:
- является ли полученное им имущество сувениром или подарком;
- передан ли этот сувенир/подарок ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;
- является ли мероприятие, на котором вручен сувенир/подарок, официальным.
При наличии затруднений при рассмотрении этих вопросов государственное должностное или приравненное к нему лицо должно обратиться с соответствующим заявлением к руководству организации, где оно работает, а также в комиссию по противодействию коррупции.
Для того чтобы не нарушить установленные ограничения, государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано сдать по месту работы:
- подарки, не являющиеся сувенирами, полученные в связи с исполнением трудовых обязанностей на официальных мероприятиях;
- подарки, не являющиеся сувенирами, полученные в связи с исполнением трудовых обязанностей не на официальных мероприятиях;
- сувениры, полученные в связи с исполнением трудовых обязанностей не на официальных мероприятиях.
Каков порядок сдачи подарков?
Организациям, где работают государственные должностные и (или) приравненные к ним лица, следует принять локальный правовой акт – соответствующее Положение, где с учетом специфики организации изложить данные вопросы.
Государственное должностное или приравненное к нему лицо обязано письменно в виде заявления уведомлять организацию, в которой указанное лицо осуществляет трудовую деятельность, обо всех случаях получения имущества с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей и безвозмездно сдавать его по месту службы (работы) (п. 3 Положения № 45).
Одновременно с подачей заявления государственное должностное или приравненное к нему лицо в присутствии названного уполномоченного должностного лица передает имущество на хранение материально ответственному лицу в порядке, установленном руководителем организации. При этом оформляется акт о приеме-передаче имущества в 3 экземплярах. Один экземпляр передается лицу, сдавшему имущество на хранение, второй – материально ответственному лицу, принявшему имущество на хранение, третий – уполномоченному должностному лицу.
Регистрация заявления производится уполномоченным должностным лицом в день его подачи в журнале регистрации заявлений о получении имущества (п. 4 Положения № 45).
Документы:
Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (Закон № 305З).
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы» (постановление Пленума ВС № 12).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Уголовный кодекс Республики Беларусь (УК).
Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» (Закон № 204З).
Положение о порядке сдачи, учета, хранения, оценки и реализации имущества, в том числе подарков, полученного государственным должностным или приравненным к нему лицом с нарушением порядка, установленного законодательными актами, в связи с исполнением им своих служебных (трудовых) обязанностей, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2016 № 45 (Положение № 45).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
183
-
140
-
136
-
127
-
125
-
122






