7 июль 2021
Страница № 44

Применение преференциальной поправки при проведении госзакупок с 12 июня 2021 года

Максим Бенсман, адвокат Минской городской коллегии адвокатов, управляющий партнер адвокатского бюро «Кунцевич, Бенсман и партнеры»

Из статьи вы узнаете:

  • об особенностях применения преференциальной поправки с 12 июня 2021 г., а также о действиях комиссии при отсутствии подтверждения права на применение преференциальной поправки.

 

Постановлением № 318 в условия применения преференциальной поправки были внесены некоторые изменения. Письмом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ) от 16.06.2021 № 14-01-10/1505К были даны некоторые разъяснения действующего порядка применения преференциальной поправки.

 

Справочно:

преференциальная поправка – это предоставление преимущества товарам (работам, услугам), предлагаемым участниками.

 

Действие постановления № 318 не распространяется на государственные закупки, если процедуры начаты или договоры заключены до вступления его в силу. При этом процедура государственной закупки считается начатой со дня принятия заказчиком решения о ее проведении. Постановление № 318 вступило в силу 12 июня 2021 г. Соответственно проведение процедур закупок, решение о проведении которых было принято до вступления в силу постановления № 318, осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу данного постановления. С учетом изменений, внесенных постановлением № 318, должны осуществляться процедуры государственных закупок, начатые с 12 июня 2021 г.

 

Применение преференциальной поправки к части товаров (работ, услуг)

Преференциальная поправка не применяется (часть пятая подп. 1.5 п. 1 постановления № 395):

1. В отношении части товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки, в т.ч. его лотом (частью). Таким образом, для применения права на преференциальную поправку участник должен подтвердить право на ее применение в отношении всех предлагаемых им в процедуре товаров (работ, услуг), являющихся предметом закупки.

Однако, как разъяснено МАРТ, если предмет закупки разделен на лоты (части), то решение о применении преференциальной поправки при наличии соответствующего заявления участника принимается по каждому лоту (части) отдельно. Соответственно, если в лоте (части) на какую-то часть товара отсутствуют документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, то к цене предложения такого участника по данному лоту (части) преференциальная поправка не применяется. При этом в отношении иных лотов (частей) при наличии подтверждающих документов преференциальная поправка применяется.

 

Справочно:

в настоящее время национальный режим в сфере государственных закупок (далее – национальный режим) предоставлен только Рес­публике Армения, Рес­публике Казахстан, Кыргызской Республике и Российской Федерации.

 

Применяется преференциальная поправка и в случаях, когда участником предлагаются товары из разных стран, но при условии, если все предлагаемые товары происходят из Республики Беларусь или стран, которым предоставляется национальный режим.

Если же участником одновременно предлагаются товары, происходящие из Республики Беларусь или стран, которым предоставляется национальный режим, а также товары, происходящие из иных государств, которым национальный режим не предоставляется, то преференциальная поправка не применяется.

В своем письме МАРТ обращает внимание еще на одну особенность применения преференциальной поправки.

В зависимости от того, выделяет ли заказчик расходные материалы (в т.ч. запасные части) как отдельную составляющую предмета госзакупки или предусматривает, что их стоимость включается в стоимость работ (услуг), будет определяться и перечень документов, необходимых для подтверждения права на преференциальную поправку.

Так, если предметом госзакупки являются только работы (услуги), а стоимость расходных материалов (запасных частей) включается в стоимость таких работ (услуг), то участнику достаточно подтвердить право на применение преференциальной поправки только в отношении предлагаемых им работ (услуг). В отношении расходных материалов (запасных частей), включаемых в стоимость работ (услуг), подтверждения права на применение преференциальной поправки не требуется.

Если же предмет госзакупки составляют как работы (услуги), так и отдельно товары, например расходные материалы (запасные части), и соответственно цена предложения участника позволяет определить отдельно стоимость работ (услуг) и стоимость товаров (расходных материалов (запасных частей)), то для применения преференциальной поправки участник обязан представить как документы, подтверждающие право на ее применение в отношении работ (услуг), так и документы, подтверждающие право на ее применение в отношении товаров.

При этом следует помнить, что если такие работы (услуги) и товары не являются однородными, то при их объединении в один предмет госзакупки независимо от его последующего разделения на части (лоты) требуется обоснование технологической и функциональной связи между ними.

2. Преференциальная поправка не применяется в отношении товаров (работ, услуг), являющихся предметом государственной закупки при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений, в случае подачи предложений только участниками, имеющими право на применение преференциальной поправки одинакового размера.

Однако не применяется преференциальная поправка в данном случае при условии, если все участники не только заявили одинаковый ее размер, но и представили документы, подтверждающие право на ее применение. Если же заявление о праве на применение преференциальной поправки сделано всеми участниками процедуры, но кто-либо из них не подтвердил право на ее применение, преференциальная поправка применяется, но только в отношении предложений, содержащих соответствующие подтверждающие документы.

Для электронного аукциона порядок применения преференциальной поправки в случае, когда всеми участниками сделано заявление о ее применении в одинаковом размере, урегулирован иначе. Даже если все участники заявили о праве на применение преференциальной поправки в первых разделах своих предложений независимо от ее размера, преференциальная поправка применяется для целей последующего проведения торгов. В этом случае начальная цена электронного аукциона определяется комиссией по государственным закупкам с учетом максимального размера заявленной участниками преференциальной поправки.

 

Заявительный принцип применения преференциальной поправки

Этот принцип означает, что предложение участника, претенду­ющего на применение к его предложению преференциальной поправки, должно содержать заявление о праве на ее применение и документы, подтверждающие право на применение преференциальной
поправки. При проведении электронного аукциона заявление о праве на применение преференциальной поправки должно содержаться в первом разделе предложения участника, а документы, подтверждающие право на ее применение, ‒ во втором разделе предложения.

В случае проведения открытого конкурса, электронного аукциона и процедуры запроса ценовых предложений заявление о праве на применение преференциальной поправки должно быть представлено по форме, установленной регламентом оператора электронной торговой площадки. При проведении процедуры закупки, сведения о которой составляют государственные секреты, соответствующее заявление необходимо отдельно приложить в составе предложения.

В своем письме МАРТ обращает внимание на то, что применение преференциальной поправки к цене предлагаемых товаров (работ,
услуг) является правом участника, которым он может не воспользоваться.

Соответственно при отсутствии заявления о праве на применение преференциальной поправки в установленной форме участник будет считаться не заявившим о таком праве, и к цене его предложения преференциальная поправка применяться не будет даже при представлении им подтверждающих документов.

Также преференциальная поправка не применяется при наличии заявления, но отсутствии подтверждающих документов.

Таким образом, преференциальная поправка применяется к предложению участника только в том случае, если участник заявил о ее применении и представил подтверждающие документы.

 

Действия комиссии при отсутствии подтверждения права на применение преференциальной поправки

МАРТ своим письмом разъясняет порядок действий комиссии по госзакупкам (далее – комиссия) в случае наличия надлежащего заявления участника о праве на применение преференциальной поправки, но при отсутствии подтверждающих такое право документов.

В зависимости от вида проводимой процедуры государственной закупки комиссия либо отклоняет такое предложение, либо осуществляет его оценку и сравнение без учета преференциальной поправки.

В частности, при проведении открытого и закрытого конкурсов, а также процедуры запроса ценовых предложений предложение участника должно содержать заявление о праве на применение преференциальной поправки по форме, установленной регламентом оператора электронной торговой площадки (ЭТП), и документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, если участник заявляет о таком праве и ее применение установлено Советом Министров.

Поскольку при проведении данных процедур закупок преференциальная поправка применяется непосредственно для целей оценки и сравнения предложений участников, то, по мнению МАРТ, если участником не представлены либо заявление, либо документы, подтверждающие применение преференциальной поправки, такая поправка не должна применяться комиссией. В этом случае оценка и сравнение предложений таких участников осуществляются без учета преференциальной поправки.

Иначе разрешается данная ситуация при проведении электронного аукциона. Первый раздел аукционного предложения участника должен содержать заявление о праве на применение преференциальной поправки по форме, установленной регламентом оператора ЭТП, если участник заявляет о таком праве и применение преференциальной поправки установлено Советом Министров (абзац третий части второй п. 2 ст. 41 Закона № 419-З). Второй раздел аукционного предложения должен содержать документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, если участник заявил о таком праве (абзац четвертый части четвертой п. 2 ст. 41 Закона № 419-З).

Однако заявление участника о применении преференциальной поправки в первом разделе аукционного предложения изменяет начальную цену электронного аукциона, уменьшая ее на размер преференциальной поправки.

Таким образом, при проведении электронного аукциона как таковая оценка и сравнение предложений в том виде, как это происходит при проведении конкурсов и процедур запроса ценовых предложений, не осуществляются. При проведении электронного аукциона преференциальная поправка фактически применяется только на основании заявления участника о ее применении, сделанного в первом разделе предложения.

Как разъясняет МАРТ, эта презумпция применения преференциальной поправки только на основании заявления участника означает, что второй раздел предложения такого участника должен содержать документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки.

Соответственно, если во втором разделе аукционного предложения участника, заявившего о применении к его предложению преференциальной поправки, вообще отсутствуют документы, надлежаще подтверждающие право на ее применение, то в данном случае участник недобросовестно заявил о праве на применение преференциальной поправки. А поскольку в таком случае преференциальная поправка уже была применена при определении начальной цены элект­ронного аукциона и повлияла на ход торгов, то, по мнению МАРТ, такие действия участника следует квалифицировать как представление недостоверных сведений (п. 4 ст. 44 Закона № 419-З). По этой причине такое предложение должно быть отклонено.

Если же документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, представлены, но не соответствуют установленным требованиям, то предложение участника электронного аукциона также отклоняется по причине того, что оно не отвечает требованиям аукционных документов ко вторым разделам предложений (абзац второй п. 4 ст. 44 Закона № 419-З).

 

Документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки

Постановлением № 318 были внесены изменения в постановление № 395 в части документов, подтверждающих право на применение для товаров преференциальной поправки в размере 15 %.

Начиная с 12 июня 2021 г. документы, которыми подтверждается право на применение преференциальной поправки в размере 15 % при проведении процедуры госзакупки товаров, зависят от того, включен закупаемый товар в приложение 1 к постановлению № 395 или нет.

 

Так, для товаров, не включенных в приложение 1 к постановлению № 395, документами, подтверждающими право на применение преференциальной поправки, являются:

1. Если товар происходит из Республики Беларусь – один из следующих документов:

  • документ о происхождении товара, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой (далее – БелТПП) или ее унитарными предприятиями в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны, или его копия. Указанный документ выдается по форме сертификата о происхождении товара, установленной Правилами определения страны. В данном случае имеется в виду сертификат о происхождении товара формы СТ-1 (далее – сертификат СТ-1). Такой сертификат заполняется в порядке, определенном для сертификатов о происхождении товаров, с учетом особенностей, установленных постановлением № 21;
  • сертификат продукции собственного производства, выданный БелТПП или ее унитарными предприятиями, их представительствами и филиалами, или его копия. В случае представления указанного документа участником, не являющимся производителем товара, также представляется документ (договор, доверенность или иной документ), подтверждающий правомочие на использование такого сертификата участником.

В гр. 1 сертификата СТ-1 (грузоотправитель/экспортер) указывается информация о заявителе – участнике процедуры госзакупки (подп. 1.1 п. 1 постановления № 21). Соответственно, по мнению МАРТ, такой сертификат не может быть передан иному лицу для целей применения преференциальной поправки и может предъявляться в процедуре госзакупки только участником, указанным в гр. 1 такого сертификата. Также сертификат СТ-1, выдаваемый в Республике Беларусь для целей участия в государственных закупках, действителен в течение 6 месяцев. Соответственно выданный на иной срок сертификат не может быть использован для предъявления в процедурах государственных закупок в целях подтверждения права на применение преференциальной поправки.

При представлении участником, не являющимся производителем товара, сертификата продукции собственного производства, полученного им от производителя, требуется именно документ, подтверждающий правомочие не на реализацию товара, а непосредственно на использование сертификата продукции собственного производства.

Как указывает МАРТ, из текста такого документа должно очевидным образом следовать предоставленное полномочие на использование сертификата продукции собственного производства от производителя такого товара;

2. Если товар происходит из Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики или Российской Федерации – документ о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) этих государств в соответствии с Правилами определения страны, или его копия.

При этом независимо от того, кто участвует в процедуре госзакупки, таким документом является сертификат СТ-1, выдаваемый уполно­моченными органами (организациями) государства происхождения то­вара. Дополнительное получение заменяющего сертификата СТ-1 для участника процедуры государственной закупки не требуется.

Если товар включен в приложение 1 к постановлению № 395, то для подтверждения права на применение преференциальной поправки участнику необходимо представить:

1. Для товаров, происходящих из Республики Беларусь, – один из следующих документов:

  • сертификат СТ-1, выдаваемый БелТПП или ее унитарными предприятиями с учетом особенностей, или его копию;
  • сертификат продукции собственного производства, выданный БелТПП или ее унитарными предприятиями, их представительствами и филиалами, или его копию (с подтверждением правомочий на его использование);
  • выписку из евразийского реестра промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), полученную в соответствии с п. 24 Правил № 105, или ее копию.

2. Для товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики или Российской Федерации, – выписку из евразийского реестра промышленных товаров государств – членов ЕАЭС, полученную в соответствии с п. 24 Правил № 105, или ее копию.

 

Справочно:

с евразийским реестром промышленных товаров государств – членов ЕАЭС можно ознакомиться и получить выписку по ссылке:
https://erpt.eecommission.org.

 

Рекомендация МАРТ

При подготовке заказчиком (организатором) документов, представляемых для подготовки предложения, целесообразно установить, входит ли закупаемый товар в приложение 1 к постановлению № 395, и в зависимости от этого определить перечень документов, подтверждающих право на применение преференциальной поправки.

 

Документы:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Респуб­лики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (постановление № 395).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.06.2021 № 318 «Об изменении постановлений Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 и от 15 июня 2019 г. № 395» (постановление № 318).

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419-З).

Правила определения страны происхождения товаров, являющиеся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 (Правила определения страны).

Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 06.06.2016 № 21 «О заполнении сертификата формы СТ-1 для целей проведения процедур государственных закупок» (постановление № 21).

Правила опреде­ления страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденные решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 (Правила № 105).

 

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.