Договор подряда с водителем-международником
Наша организация осуществляет международные автомобильные перевозки грузов, имеет соответствующую лицензию.
Можем ли мы для осуществления международных перевозок нанять водителя по договору подряда или такой водитель обязательно должен состоять в штате организации?
Одним из лицензионных требований для организаций, занимающихся международными автомобильными перевозками грузов, является привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителей механических транспортных средств, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством (абзац четвертый п. 122 Положения о лицензировании). Основания привлечения водителя к осуществлению такой деятельности (трудовой договор или гражданско-правовой договор) Положение о лицензировании не регламентирует.
Иные нормативные правовые акты (далее – НПА), определяющие требования к водителям, выполняющим международную перевозку, также не затрагивают вопрос о том, как организации надлежит оформлять отношения с ними. Это значит, что с водителем может быть заключен как трудовой договор, так и гражданско-правовой договор (договор подряда).
Справочно:
требования и порядок подтверждения профессиональной компетентности водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов, установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 971.
Часто встречающееся утверждение о строгой необходимости только трудовых отношений с водителем-международником основывается на некоторых нормах НПА, регламентирующих работу и безопасность транспорта. Так, например, юридические лица, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, обязаны организовывать перед допуском к работе проведение стажировки водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении указанных работ более 1 года, водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля, а также водителей маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (часть первая ст. 34 Закона № 313-З). Также в правах и обязанностях водителей, закрепленных в национальных правилах перевозок, зачастую есть отсылка на необходимость соблюдения правил и инструкций, разработанных для работников организации.
Кроме того, если обратиться к обязанностям водителей, пересекающих границы и представляющих документы таможенным органам, то п. 4 ст. 82 ТК ЕАЭС указывает на выполнение таможенных операций декларантами, перевозчиками, иными лицами самостоятельно или через работников, состоящих с ними в трудовых отношениях.
Таким образом, можем сделать вывод, что нормы законодательства в целом свидетельствуют, что между организацией, осуществляющей международные перевозки грузов, и водителем подразумеваются именно трудовые отношения. При этом мы не утверждаем, что такое требование прямо установлено законодательством, так как нет четко подтверждающих это норм. Следовательно, договор подряда может быть заключен с водителем для осуществления международных перевозок грузов.
В то же время мы не можем не затронуть вопрос правовых рисков, связанных с заключением гражданско-правового договора подряда с водителем-международником.
Во-первых, большое значение имеет систематичность осуществления международных перевозок грузов водителем, привлеченным на основе договора подряда. Если водитель осуществляет такие перевозки регулярно, работает полный рабочий день, соответствующая штатная единица предусмотрена штатным расписанием и его деятельность соответствует рабочей инструкции, то он фактически исполняет трудовые обязанности. В такой ситуации организация может быть обвинена в подмене трудовых отношений гражданско-правовыми. Ответственность для такого случая установлена ч. 4 ст. 9.19 КоАП.
Во-вторых, кроме обязательного набора документов, подтверждающих компетенцию и навыки лица, управляющего транспортным средством, организация должна оформить ряд сопроводительных документов на груз. Эти документы подписываются от имени самой организации уполномоченным ею лицом, что, в свою очередь, подводит к вопросу о материальной ответственности за груз в целом и за несохранную перевозку в частности.
Таким образом, ориентируясь на подходы транспортного, таможенного законодательства и правоприменительной практики, рекомендуется с водителями, осуществляющими международные перевозки грузов, заключать трудовые, а не гражданско-правовые договоры. Договор подряда заключить можно, прямого запрета нет, но в этом случае следует учитывать возможные проблемы при совершении таможенных операций и соблюдении требований к работникам, которые могут возникнуть у организации. Считаем возможным заключать гражданско-правовой договор только при необходимости разовых перевозок, при этом тщательно прорабатывать условия договора.
Документы:
Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (Положение о лицензировании).
Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-З «О дорожном движении» (Закон № 313З).
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
120
-
116
-
116
-
114
-
114
-
113