2 февраль 2021
Страница № 36

Договор подряда с водителем-международником

Анна Шинкевич, арбитр Международного арбитражного суда при БелТПП, директор ЗАО «ЮРЭКС»

Наша организация осуществляет международные автомобильные перевозки грузов, имеет соответствующую лицензию.

Можем ли мы для осуществления международных перевозок нанять водителя по договору подряда или такой водитель обязательно должен состоять в штате организации?

 

Одним из лицензионных требований для организаций, занимающихся международными автомобильными перевозками грузов, является привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителей механических транспортных средств, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством (абзац четвертый п. 122 Положения о лицензировании). Основания привлечения водителя к осуществлению такой деятельности (трудовой договор или гражданско-правовой договор) Положение о лицензировании не регламентирует.

Иные нормативные правовые акты (далее – НПА), определяющие требования к водителям, выполняющим международную перевозку, также не затрагивают вопрос о том, как организации надлежит оформлять отношения с ними. Это значит, что с водителем может быть заключен как трудовой договор, так и гражданско-правовой договор (договор подряда).

 

Справочно:

требования и порядок подтверждения профессиональной компетентности водителей, выполняющих международные автомобильные перевозки грузов, установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 971.

 

Часто встречающееся утверждение о строгой необходимости только трудовых отношений с водителем-международником основывается на некоторых нормах НПА, регламентирующих работу и безопасность транспорта. Так, например, юридические лица, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, обязаны организовывать перед допуском к работе проведение стажировки водителей, принятых на работу и имеющих перерыв в выполнении указанных работ более 1 года, водителей, переведенных на другую марку (модель) автомобиля, а также водителей маршрутных транспортных средств при переводе на другой маршрут в порядке, установленном Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (часть первая ст. 34 Закона № 313-З). Также в правах и обязанностях  водителей, закрепленных в национальных правилах перевозок, зачастую есть отсылка на необходимость соблюдения правил и инструкций, разработанных для работников организации.

Кроме того, если обратиться к обязанностям водителей, пересекающих границы и представляющих документы таможенным органам, то п. 4 ст. 82 ТК ЕАЭС указывает на выполнение таможенных операций декларантами, перевозчиками, иными лицами самостоятельно или через работников, состоящих с ними в трудовых отношениях.

Таким образом, можем сделать вывод, что нормы законодательства в целом свидетельствуют, что между организацией, осуществляющей международные перевозки грузов, и водителем подразумеваются именно трудовые отношения. При этом мы не утверждаем, что такое требование прямо установлено законодательством, так как нет четко подтверждающих это норм. Следовательно, договор подряда может быть заключен с водителем для осуществления международных перевозок грузов.

В то же время мы не можем не затронуть вопрос правовых рисков, связанных с заключением гражданско-правового договора подряда с води­телем-международником.

Во-первых, большое значение имеет систематичность осуществления международных перевозок грузов водителем, привлеченным на основе договора подряда. Если водитель осуществляет такие перевозки регулярно, работает полный рабочий день, соответствующая штатная единица предусмотрена штатным расписанием и его деятельность соответствует рабочей инструкции, то он фактически исполняет трудовые обязанности. В такой ситуации организация может быть обвинена в подмене трудовых отношений гражданско-правовыми. Ответственность для такого случая установлена ч. 4 ст. 9.19 КоАП.

Во-вторых, кроме обязательного набора документов, подтверждающих компетенцию и навыки лица, управляющего транспортным средством, организация должна оформить ряд сопроводительных документов на груз. Эти документы подписываются от имени самой организации уполномоченным ею лицом, что, в свою очередь, подводит к вопросу о материальной ответственности за груз в целом и за несохранную перевозку в частности.

Таким образом, ориентируясь на подходы транспортного, таможенного законодательства и правоприменительной практики, рекомендуется с водителями, осуществляющими международные перевозки грузов, заключать трудовые, а не гражданско-правовые договоры. Договор подряда заключить можно, прямого запрета нет, но в этом случае следует учитывать возможные проблемы при совершении таможенных операций и соблюдении требований к работникам, которые могут возникнуть у организации. Считаем возможным заключать гражданско-правовой договор только при необходимости разовых пере­возок, при этом тщательно прорабатывать условия договора.

 

Документы:

Положение о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 01.09.2010 № 450 (Положение о лицензировании).

Закон Республики Беларусь от 05.01.2008 № 313-­З «О дорожном движении» (Закон № 313­З).

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.