2 февраль 2021
Страница № 12

    

    

    

    

   

Как изменилось законодательство об административной ответственности для субъектов хозяйствования

Что обсудили:

  1. Изменения в экономической сфере, внесенные КоАП-2021, вступающим в силу 1 марта 2021 г., в основном направлены на смягчение санкций и сужение субъектного состава правонарушений.
  2. Главной особенностью КоАП-2021 является его профилактический и предупредительный характер, когда применение профилактических мер по ряду правонарушений обязательно.

 

Мы беседуем с Еленой Ардяко, заместителем начальника управления законодательства о национальной безопасности и правоохранительной деятельности Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

 

– В настоящее время развернулось активное обсуждение новшеств, которые появятся с 1 марта 2021 г. в административном законодательстве. Юристов-практиков особенно интересует, насколько изменится подход к административному наказанию в сфере экономической деятельности с введением в действие нового кодекса.

 

– КоАП-2021 в целом сохранил существующий подход к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Его суть заключается в том, что за совершение административных правонарушений в экономической сфере в первую очередь к ответственности привлекают виновных должностных лиц, а ответственность самих субъектов хозяйствования рассматривается как дополнительная. Она применяется в тех случаях, когда ответственность должностного лица явно недостаточна в силу того, что нарушение наносит значительный вред интересам государства и общества, а также связано с получением субъектами хозяйствования существенных экономических пре­имуществ в результате незаконной деятель­ности.

Развитие данного подхода мы видим в исключении института вины юридического лица. Специальные условия привлечения юридического лица к административной ответственности закреплены в ст. 4.6 КоАП-2021, в которую также вошли положения ст. 3.5 действующего КоАП, касающиеся вины юридического лица.

 

– Какие составы правонарушений, относящиеся к экономи­ческой деятельности, вообще исключены, а какие остались, но серьезно изменились?

 

– Изменения в статьях данной сферы в основном направлены на смягчение или исключение ряда санкций, сужение субъектного состава правонарушений (за некоторые правонарушения к ответственности будет привлекаться только работник юридического лица). Так, например, из ряда статей исключена санкция в виде лишения права заниматься определенной деятельностью (ст. 13.3, 13.10 КоАП-2021), снижены размеры штрафов (ст. 13.11, 13.13, 15.6, 24.14 КоАП-2021 и др.). В некоторых случаях полностью исключена ответственность субъектов хозяйствования (нарушение сроков выплаты заработной платы, отдельных платежей в бюджет, правил осуществления риэлтерской деятельности и др.).

Либерализацию административной ответственности в КоАП-2021 отражает также примечание к гл. 16, которым предусматривается возможность лица при определенных условиях быть освобожденным от административной ответственности за деяния, предусмотренные данной главой, с вынесением ему предупреждения.

Концептуальное изменение коснулось сферы таможенных правонарушений. Так, если сегодня за одно таможенное правонарушение возможно привлечение к ответственности и физического, и юридического лица, то в КоАП-2021 исключается ведение административного процесса в отношении физического лица, если есть основания для начала процесса в отношении юридического лица за данное таможенное правонарушение.

Наряду с либерализацией административной ответственности в КоАП-2021 введены новые составы административных правонарушений, а по некоторым составам ответственность усилена. В частности:

  1. усилена ответственность за нарушение требований законодательства о маркировке товаров (ст. 13.24 КоАП-2021);
  2. установлена ответственность:
  • за использование для хранения и продажи табачных изделий в магазинах и павильонах оборудования, размещаемого над контрольно-кассовыми узлами (ч. 11 ст. 13.22 КоАП-2021);
  • несоблюдение ограничений деятельности субъектов естественных монополий, установленных законодательством о естественных монополиях (ч. 4 ст. 13.32 КоАП-2021).

 

– В чем состоят принципиальные изменения правил наложения административных взысканий и освобождения от административной ответственности?

 

– Главной особенностью КоАП-2021 является его профилактический и предупредительный характер.

Предупреждение исключено из числа административных взысканий и переведено в разряд профилактических мер воздействия, к которым также будут относиться устное замечание и меры воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

В сравнении с действующим КоАП возможность применения данной профилактической меры существенно расширится. Так, сегодня предупреждение может применяться лишь за четвертую часть от общего количества предусмотренных законом административных правонарушений, когда оно прямо указано в санкции статьи. После вступления в действие КоАП-2021 предупреждение можно будет применять за все проступки и абсолютное большинство значительных административных правонарушений, которые составляют более 90 % от общего количества предусмотренных законом административных правонарушений.

Также с целью профилактики и предупреждения все административные правонарушения разделены на 3 категории в зависимости от характера и степени общественной вредности (ст. 2.2 КоАП-2021):

  • административные проступки;
  • значительные административные правонарушения;
  • грубые административные правонарушения.

К административным проступкам относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение штрафа в размере, не превышающем для физического лица 10 базовых величин (далее – БВ), для индивидуального предпринимателя – 25 БВ, для юридического лица – 50 БВ.

К грубым относятся административные правонарушения, за совершение которых предусмотрено наложение административного взыскания в виде общественных работ, административного ареста, лишения права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность.

К значительным отнесены все остальные административные право­нарушения.

 

– Как изменились сроки, в течение которых лицо считается подвергнутым административному взысканию

 

– Сроки, по истечении которых физическое или юридическое лицо не будет считаться подвергнутым административному взысканию, будут исчисляться с учетом категории правонарушения (см. выше).

На данный момент лицо считается не подвергавшимся административному взысканию по истечении 1 года после исполнения административного взыскания. Иными словами, лицо остается правонарушителем в течение длительного периода за совершение любого административного правонарушения независимо от его тяжести и наложенного административного взыскания.

В КоАП-2021 заложен иной подход. Лицо, совершившее:

  • административный проступок, не будет считаться подвергавшимся взысканию со дня исполнения наложенного взыскания;
  • значительное административное правонарушение, – по истечении 6 месяцев.

Годичный срок сохраняется лишь для лиц, совершивших грубое административное правонарушение.

От категории правонарушения также будет зависеть возможность освобождения от административной ответственности с применением профилактической меры воздействия. Так, за впервые совершенные деяния, не относящиеся к категории грубых нарушений, вместо взыскания будут преимущественно применяться профилактические меры.

 

– Как изменилась компетенция государственных органов по применению административных взысканий?

– Административный процесс в целом не подвергся коренному пересмотру, он уже достаточно отработан и на практике не вызывает проблем. Большинство административных правонарушений будет разрешаться в упрощенном порядке.

С целью обеспечения формирования единой правоприменительной практики в рамках государственных органов одной системы органы, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, систематизированы в соответствии с их ведомственной подчиненностью, а их количество сокращено. Оптимизирована подведомственность административных дел с целью исключения у контролирующих органов дублирующих функций.

В завершение отметим, что в целом КоАП-2021 более либерален к субъектам хозяйствования, чем действующий кодекс. В нем пересмотрены и исключены неактуальные и формальные составы административных правонарушений, составы, имеющие гражданско-правовую природу. Вместе с тем сохранены предусмотренные действующим КоАП стимулы и условия освобождения от административной ответственности.

 

Документы:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 06.01.2021 № 91­З (КоАП­2021).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 № 194­З (действующий КоАП).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.