2 февраль 2021
Страница № 39

    

    

    

    

   

Последствия сокращения бюджетного финансирования по договору госзакупки

Юлия Амельченя, канд. юрид. наук, доцент, медиатор

Главное в статье:

  • анализируются правовые последствия уменьшения бюджетных ассигнований по договору государственной закупки.

 

Особенность отношений в сфере государственных закупок заключается в том, что государственная закупка предполагает приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, а также отношения, связанные с исполнением договора государственной закупки (абзац второй ст. 1 Закона № 419-З).

Как следствие, государственные закупки так или иначе связаны с бюджетным финансированием, а соответствующие отношения – бюджетные – носят публичный характер. Это общее правило, исключением из него выступает установление для небюджетных средств обязательности применения законодательства о государственных закупках (в соответствии с Указом № 214).

С одной стороны, правовое регулирование отношений в сфере государственных закупок осуществляется ГК, Законом № 419-З и иными актами законодательства, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом № 419-З, то применяются правила международного договора (ст. 3 Закона № 419-З).

С другой стороны, нормы бюджетного законодательства также применимы для регулирования отношений в условиях наличия обязательств по оплате за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов.

 

Когда резервируются бюджетные средства

Если проводятся процедуры государственных закупок: открытый конкурс, электронный аукцион, процедура запроса ценовых предложений, то перед размещением соответствующих документов по ней на электронной торговой площадке осуществляется резервирование средств на предполагаемую закупку. По сути, фактически автоматизированной системой финансовых расчетов Министерства финансов Республики Беларусь подтверждается последующая оплата денежных обязательств за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов по договору, заключенному по результатам такой процедуры. 

Для закупки из одного источника такое резервирование не осуществляется.

Соответственно при заключении договора государственной закупки денежные обязательства исполняются на условиях, установленных в документах, представляемых для подготовки предложения, предложении участника-победителя и протоколе выбора участника-победителя (п. 1 ст. 24 Закона № 419-З). Для закупки из одного источника допускается согласование условий заказчиком и участником (при этом принимаются во внимание нормы абзаца третьего п. 2 ст. 27 Закона № 419-З).

 

Когда возможно изменение условий договора государственной закупки

Изменение условий заключенного договора государственной закупки осуществляется с учетом следующего:

  1. не допускается изменять ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора государственной закупки и порядок оплаты;
  2. предмет государственной закупки и требования к предмету государственной закупки, его объем (количество), сроки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цену договора допускается изменять только в случаях, установленных частью второй п. 1 ст. 25 Закона № 419-З и подп. 1.8 п. 1 постановления № 395;
  3. иные условия договора государственной закупки могут быть изменены в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

 

Пример

Предмет государственной закупки в договоре может быть изменен таким образом: при обоснованной невозможности исполнения договора поставщиком по согласованию с заказчиком допускается поставка товаров, являвшихся предметом государственной закупки, показатели (характеристики) которых являются аналогичными или улучшенными по сравнению с показателями (характеристиками), указанными в договоре. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены в договор (часть вторая п. 1 ст. 25 Закона № 419-З).

 

Иные условия изменяются в случаях (подп. 1.8 п. 1 постановления № 395):

  • изменения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 10 %. В этом случае стоимость товаров (работ, услуг) изменяется пропорционально изменению их объема (количества), а сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения;
  • увеличения сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки;
  • уменьшения цены договора без изменения объема (количества) товаров (работ, услуг), в т.ч. их потребительских, функциональных, технических, качественных и эксплуатационных показателей характеристик;
  • изменения цены договора в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов);
  • изменения срока исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.

Иными словами, стабильность условий договора государственной закупки обеспечивается исключительными случаями, когда такие условия могут изменяться.

Вместе с тем в нормах бюджетного законодательства содержатся специальные правила относительно финансирования принятых по договору государственной закупки обязательств.

Так, получатели бюджетных средств обязаны в случае уменьшения распорядителем бюджетных средств размера ранее доведенных бюджетных ассигнований, приводящего к невозможности исполнения принятых бюджетных обязательств и заключенных договоров (соглашений), принять меры по корректировке указанных договоров (соглашений) по суммам, срокам и условиям выполнения (подп. 2.8 п. 2 ст. 82 БК).

Таким образом, при применении данной нормы, когда исполнение договора государственной закупки становится невозможным из-за уменьшения бюджетных средств, потребуется изменение заключенного договора государственной закупки в части сумм, сроков и условий выполнения. Очевидно, такая корректировка договора в части сроков выполнения обязательств осуществляется пропорционально уменьшенной сумме финансирования. О том, какие условия выполнения договора государственной закупки, кроме суммы и сроков исполнения обязательств, изменяются, в норме не уточняется. По мнению автора, это условия, которые зависят от суммы и сроков исполнения обязательств.

Поскольку приведенные нормы носят императивный характер, они должны применяться с учетом ст. 3 БК.

Касательно того, насколько подобная ситуация согласуется с правом ЕАЭС, в частности Протоколом, согласно которому должно выстраиваться национальное законо­дательство о государственных закупках, отметим следующее.

В законодательстве государства – члена ЕАЭС о закупках должен быть предусмотрен запрет на изменение условий исполнения договорных обязательств, в т.ч. изменение цены договора (контракта) о закупке, за исключением случаев, предусмотренных таким законодательством. Не допускается уменьшение количества товаров, объема работ и услуг без пропорционального снижения цены договора (конт­ракта) о закупке (подп. 3 п. 22 Протокола).

Исходя из этого в Запрет на изменение условий исполнения договорных обязательств, в т.ч. изменение цены договора (контракта) о закупке. В данной части норма согласуется с Протоколом. В этой же норме Закона № 419-З имеются исключения, когда такой запрет не применяется (часть вторая п. 1 ст. 25 Закона № 419-З и подп. 1.8 п. 1 постановления № 395), что также соответствует Протоколу. В то же время, учитывая, что согласно Протоколу случаи, когда запрет на изменение условий не действует, предусматриваются законодательством государства – члена ЕАЭС, очевидно последним, в частности бюджетным (подп. 2.8 п. 2 ст. 82 БК), допустима корректировка сумм, сроков и условий выполнения при уменьшении финансирования.

Поэтому можно сделать вывод о том, что нормы бюджетного законодательства также согласуются с подп. 3 п. 22 Протокола.

 

Вывод

При уменьшении бюджетного финансирования требуется корректировка условий договора государственной закупки, если отсутствуют собственные средства, за счет которых обязательства по договору государственной закупки могут быть исполнены. Это может быть реализовано либо заключением дополнительного соглашения об изменении таких условий, либо соглашением о расторжении договора государственной закупки.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419­-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419­З).

Указ Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 214 «О некоторых мерах по совершенствованию деятельности в сфере лесного хозяйства» (Указ № 214).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (постановление № 395).

Бюджетный кодекс Республики Беларусь (БК).

Протокол о порядке регулирования закупок, являющийся приложением 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (Протокол).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.