2 февраль 2021
Страница № 6

Изменения в Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2021 года (Комментарий к отдельным нормам Закона № 72-З)

Наталья Звороно, член правления, эксперт, советник по налоговым вопросам АБ «Горецкий и партнеры»

Важные детали:

  1. Уточнена дата начала исчисления срока применительно к событию.
  2. Ко взаимозависимым лицам не относятся орга­низации, у которых учредители или участники – госорганы.

 

Закон № 72-З внес изменения и дополнения в НК, которые вступили в силу с 1 января 2021 г.

Рассмотрим наиболее значимые новации, внесенные в Общую часть НК.

 

Уточнена дата начала исчисления срока применительно к событию

В налоговом законодательстве порядок исчисления сроков регулируется ст. 4 НК.

Установленный налоговым законодательством срок определяется календарной датой или истечением периода, который исчисляется годами, календарными годами, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено.

На практике последний способ определения срока нередко применяется с ошибками, поскольку зачастую события, к которым стороны договора привязывают начало или окончание течения какого-либо срока, не обладают признаком неизбежности наступления, так как зависят от воли и действий сторон.

В связи с этим в ст. 4 НК с 1 января 2021 г. уточнено, что «течение срока, установленного для наступления события, совершения действия и исчисляемого годами (за исключением календарного года), месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты, наступления события или совершения действия, которыми определено его начало».

Внесенная новация призвана урегулировать вопросы, связанные с определением начала отсчета срока, который определяется событием, например, отсчета 180 дней для подтверждения факта экспорта товаров для целей НДС.

 

Уточнено определение термина «дивиденды»

Определение термина «дивиденды» содержится в подп. 2.4 п. 2 ст. 13 НК. Дивиденды – это доход, начисленный организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

С 1 января 2021 г. это определение дополнено новой частью. С указанной даты к дивидендам приравниваются любые доходы, начисленные унитарным предприятием собственнику его имущества – юридическому или физическому лицу в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения, а также приходящаяся на долю вышедшего (исключенного) участника часть прибыли, остающейся после налогообложения, полученная хозяйственным обществом с момента выбытия этого участника до момента расчета с ним.

В результате внесенной новации доходы участника хозяйственного общества в случае выхода (исключения) участника общества с ограниченной ответственностью в виде выплаты части прибыли, приходящейся на его долю, полученной этим обществом с момента выбытия этого участника до момента расчета, приравниваются к дивидендам и подлежат налогообложению в порядке, предусмотренном Особенной частью НК.

 

Ко взаимозависимым лицам не относятся организации, у которых учредители или участники – госорганы

Взаимозависимые лица – институт исключительно налогового права. К ним относятся физические лица и (или) организации, которые:

  1. имеют отношения, перечисленные в части второй п. 1 ст. 20 НК;
  2. оказывают и (или) могут оказывать непосредственное влияние на условия и (или) экономические результаты их деятельности и (или) деятельности представляемых ими лиц (п. 1 ст. 20 НК).

Взаимозависимость имеет значение при контроле ценообразования в сделках между взаимозависимыми лицами (трансфертное ценообразование), а также в правиле «тонкой капитализации».

 

Справочно:

трансфертное ценообразование – формирование цены между взаимозависимыми лицами, которая отличается от объективно формирующейся рыночной с учетом того, что отно­шения между такими лицами могут оказывать влияние на результат сделки и ее условия.

 

С 1 января 2021 г. из-под действия ст. 20 НК выведены правоотношения плательщиков – организаций, у которых учредителями (участниками) являются Республика Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы, республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, во всех случаях, перечисленных в части второй п. 1 ст. 20 НК.

 

Справочно: 

лица могут быть признаны взаимозависимыми в судебном порядке по основаниям иным, чем это предусмотрено частью второй п. 1 ст. 20 НК, если отношения между этими лицами оказывают и (или) могут оказывать непосредственное влияние на условия и (или) экономические результаты их деятельности и (или) деятельности представляемых ими лиц (п. 4 ст. 20 НК).

 

При этом положения п. 4 ст. 20 НК сохраняются и тем самым устанавливают безграничные возможности для признания взаимозависимости для целей налогообложения.

 

Уточнен перечень бухгалтерской отчетности, которую надо представлять налоговому органу

Одна из обязанностей плательщика – представление не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, годовой индивидуальной отчетности, составленной в соответствии с национальным законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности (подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК).

Закон № 72-З конкретизировал перечень представляемых документов путем внесения изменений в подп. 1.4.2 п. 1 ст. 22 НК, которые необходимо рассматривать в совокупности с изменениями, внесенными в п. 4 ст. 40 НК.

С учетом внесенных новаций плательщики обязаны не позднее 31 марта года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган в виде электронного документа:

  • годовую индивидуальную отчетность, а также положение об учетной политике на текущий налоговый период.

Такая обязанность распространяется на организации, составляющие отчетность в соответствии с национальным законодательством о бухгалтерском учете и отчетности.

Под организациями понимаются юридические лица Республики Беларусь, их филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, представительства иностранных и международных организаций, холдинги, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности).

Данная обязанность распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей (далее – ИП), которые в истекшем отчетном году вели учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, а также на ИП, которые в истекшем отчетном году признавались плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

Указанная новация позволит избежать представления дублиру­ющей отчетности в разные государственный органы и использовать ее из одного источника, коим будет налоговый орган.

Нормы подп. 1.4.2.1 п. 1 ст. 22 НК не коснутся следующих категорий плательщиков:

  • бюджетные организации;
  • некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность;
  • иностранные организации, не осуществляющие деятельность, которая согласно ст. 180 НК рассматривается как деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство;
  • Нацбанк и его структурные подразделения;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства, которые вели по состоянию на 31 декабря истекшего отчетного года бухгалтерский учет в книге учета доходов и расходов крестьянского (фермерского) хозяйства.

 

Причиной корректировки подп. 1.17 п. 1 ст. 22 НК стала цифровизация страны

Цифровизация – это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства.

Благодаря им с 1 января 2021 г. измененная редакция подп. 1.17 п. 1 ст. 22 НК узаконила право:

  • юрлиц и ИП, открывших электронные кошельки и прошедших идентификацию в установленном порядке, получать электронные деньги от покупателей (потребителей) электронными деньгами;
  • физических лиц, открывших электронные кошельки и прошедших идентификацию в установленном порядке, использовать электронные деньги для совершения широкого спектра платежей, в т.ч. в торговых объектах, объектах общественного питания, объектах сферы услуг, общественного транспорта, интернет-среде и др. Перечисление электронных денег с электронного кошелька покупателя (потребителя) производится непосредственно в электронный кошелек юридического лица или ИП – получателя (продавца).

 

Справочно:

порядок использования электронных денег, имеющихся в электронных кошельках, определен Правилами осуществления операций с электронными деньгами, утвержденными постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.11.2003 № 201.

 

Аналогичный механизм может использоваться для осуществления платежей непосредственно с банковского счета покупателя на счет продавца. В стране созданы правовые условия для проведения безналичных платежей при приобретении товаров (работ, услуг) новыми способами инициирования платежей: при использовании QR-кодов и (или) мобильных приложений и совершения операций с электронными деньгами.

Кроме того, в п. 4 ст. 22 НК произведены на первый взгляд редакционные правки. Так, в абзаце третьем части второй п. 4 ст. 22 НК слова «аудиторской организации (аудитора) иностранного государства» заменены словами «, указанных в пункте 10 статьи 180 настоящего Кодекса». Однако эта корректировка корреспондирует с корректировками пп. 10 и 11 ст. 180 НК, которыми установлены требования по представлению аудиторских заключений в целях подтверждения зарубежных затрат, а также содержанию аудиторских заключений.

 

Элементы налогообложения также претерпели изменения

1. Устранена правовая неопределенность, существовавшая в п. 1 ст. 31 НК (определяет, что есть реализация для целей налогообложения) в отношении объектов интеллектуальной собственности.

С 1 января 2021 г. указанная норма дополнена новой частью, согласно которой передачей имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности признается:

  • передача данных прав правообладателем полностью или частично другому лицу по договору, предусматривающему передачу (уступку) исключительных прав на такие объекты;
  • предоставление правообладателем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) либо лицензиатом сублицензиату разрешения использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности.

2. Уточнен действующий в п. 4 ст. 35 НК порядок управления плательщиком своим правом на льготы.

Плательщик вправе:

  • использовать льготы по налогам, сборам (пошлинам) с момента возникновения правовых оснований для их применения и в течение всего периода действия этих оснований;
  • отказаться от использования льгот по налогам, сборам (пошлинам) либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов.

Исходя из вопросов, возникавших на практике, связанных с разграничением таких понятий, как «неиспользование льготы» и «отказ от льгот», а также с учетом того, что плательщик может использовать налоговые льготы при наличии нескольких условий, одним из которых является отказ от их использования, новация фактически вводит порядок управления плательщиком своим правом на льготы, облекая в письменную или электронную форму волеизъявление плательщика.

3. Закреплено в п. 3 ст. 38 НК и одновременно в ст. 137 НК право на проведение зачета не только излишне уплаченной (взысканной) суммы налога, сбора (пошлин), пеней, но и разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой НДС, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.

 

Справочно:

зачет, возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налогов осуществляется налоговым органом и является административной процедурой, указанной в подп. 1.22 п. 1 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.

 

Уточнены некоторые вопросы представления налоговых деклараций

По предложению бизнес-сообщества в п. 4 ст. 44 НК:

  • установлен срок представления налоговых деклараций при прекращении деятельности на территории Республики Беларусь иностранных организаций и их представительств по аналогии со сроком их представления при прекращении деятельности иностранных организаций через постоянное представительство – не позднее чем за 5 рабочих дней до прекращения такой деятельности;
  • терминология приведена в соответствие с терминологией подп. 2.2 п. 2 ст. 72 НК.

Корректировке также подвергнута часть первая п. 5 ст. 45 НК. Согласно внесенным новациям налоговая декларация при реорганизации организации в форме присоединения представляется правопреемником этой организации в соответствии с требованиями части первой п. 2 ст. 40 НК:

  • не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем реорганизации;
  • отдельно по деятельности присоединенной организации за период до внесения в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Данная корректировка позволит обеспечить единый порядок представления налоговых деклараций правопреемниками реорганизованных организаций.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 29.12.2020 № 72­З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь» (Закон № 72­З).

Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.