10 октябрь 2021
Страница № 38

    

    

    

    

   

Государственные закупки: как обосновать выбор не самого дешевого товара

Анна Третьякова, главный советник управления законодательства о гражданских, финансово-экономических и экологических отношениях Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь

Главное в статье:

  • автор разъясняет, по каким критериям осуществляется выбор участника-победителя заказчиком при осуществлении различных процедур государственных закупок товаров (работ, услуг) в соответствии с законом.

 

Суть проблемы

Для заказчика одним из основных критериев выбора участника-победителя является предложенная цена закупаемых товаров

(работ, услуг), которая должна быть, как правило, минимальной. На практике возникают вопросы:

1) обязан ли заказчик всегда выбирать самые дешевые товары (работы, услуги)?

2) вправе ли заказчик выбрать дешевые товары (работы, услуги), если они не соответствуют отдельным требованиям к предмету государственной закупки?

Решение поставленных вопросов будет варьироваться в зависимости от вида проводимой процедуры государственной закупки. Рассмотрим возможные варианты.

 

Особенности определения цены при закупке из одного источника

При проведении процедуры закупки из одного источника (неконкурентной процедуры) заказчик в некоторых случаях приобретает товары (работы, услуги) у единственного поставщика (например, монополиста в определенной сфере). При этом вариантов для выбора стоимости может и не быть. Тем не менее в случае проведения указанной выше процедуры для определения поставщика (подрядчика, испол­нителя) (далее – поставщика) заказчик должен изучить конъюнктуру рынка (часть первая п. 3 ст. 49 Закона № 419-З).

Так, одним из способов изучения конъюнктуры рынка является изучение информации о ценах на товары (работы, услуги), содержащейся в прейскурантах действующих цен (тарифов), прайс-листах, а также информации, размещенной потенциальными поставщиками на интернет-сайтах, электронных торговых площадках (п. 1 постановления № 30).

С учетом конъюнктуры рынка определяется также ориентировочная стоимость предмета государственной закупки.

Приобретая товар (работу, услугу) из одного источника, заказчик исходит из ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, а также цены предложения поставщика и при соответствии иных условий (характеристик предмета закупки, сроков поставки и т.п.), скорее всего, выберет поставщика, предлагающего наименьшую цену. Но даже если предложение потенциального поставщика будет выше ориентировочной стоимости, заявленной заказчиком, решение вопроса о приобретении соответствующего предмета закупки может быть принято в пределах бюджетного финансирования, преду­смот­ренного на соответствующую государственную закупку. Другими словами, у заказчика есть право купить не самый дешевый товар (работу, услугу), если позволяет финансирование.

 

Справочно:

способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки установлены постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки».

 

Указанное справедливо для всех видов процедур государственных закупок.

 

Решение вопроса о цене при проведении открытого и закрытого конкурсов

При проведении открытого и закрытого конкурсов на основании п. 1 ст. 32 Закона № 419-З применяются стоимостная и нестоимостная группы критериев оценки и сравнения предложений (далее – критерии оценки) (п. 1 постановления № 449).

В конкурсных документах заказчики определяют не менее чем по одному критерию оценки из каждой группы критериев оценки. При этом наличие критерия оценки «цена предложения» обязательно. Отметим, что цена предложения относится к стоимостной группе критериев. Указывается также удельный вес этих критериев оценки в группе, определяемый с учетом удельного веса групп критериев оценки согласно приложению к постановлению № 449, если иное не установлено законодательными актами (подп. 1.2 п. 1 постановления № 449).

Заказчик вправе при наличии соответствующего обоснования определить в конкурсных документах значения удельного веса групп критериев оценки, отличные от установленных постановлением № 449. Таким образом, при должном обосновании цена в рассмат­риваемой процедуре государственной закупки может быть не определяющим критерием.

Однако есть процедуры, в которых определение цены подчинено более жестким правилам.

 

Определение цены при проведении электронного аукциона

При проведении электронного аукциона аукционные документы должны содержать помимо прочих сведений порядок формирования цены предложения (п. 1 ст. 39 Закона № 419-З). Здесь, как и при проведении иных процедур государственных закупок, ориентировочная стоимость предмета закупки, указанная в аукционных документах, служит отправной точкой для определения начальной цены электронного аукциона.

Победителем в электронном аукционе признается участник, предложивший наименьшую цену по результатам торгов и соответству­ющий требованиям аукционных документов (п. 1 ст. 38 Закона № 419-З). Договор государственной закупки между заказчиком и участником-победителем в случае проведения электронного аукциона заключается по цене последней ставки (в некоторых случаях – предпоследней ставки) с учетом применения преференциальной поправки, если ее применение установлено Советом Министров (п. 1 ст. 39 Закона № 419-З).

Таким образом, при проведении электронного аукциона договор должен быть заключен по цене последней (наименьшей для конкретного аукциона) ставки.

 

Определение цены в процедуре запроса ценовых предложений

Процедура запроса ценовых предложений – конкурентная про­цедура, при которой оценка и сравнение предложений участников

(которых должно быть не менее двух) всегда осуществляется на основании критерия «цена предложения».

В результате оценки и сравнения предложений участников процедуры запроса ценовых предложений каждому из участников присваивается порядковый номер (место) по степени выгодности их предложений. Участник, представивший предложение, которому присвоен порядковый номер 1 (первое место), признается победителем.

В случае если в результате оценки и сравнения предложениям нескольких участников присвоен порядковый номер 1 (первое место), победителем признается участник, предложение которого подано ранее других таких предложений (п. 5 ст. 48 Закона № 419-З).

Таким образом, цена в процедуре запроса ценовых предложений также имеет определяющее значение.

 

Резюме

С учетом изложенного, отвечая на вопрос о том, обязан ли заказчик при проведении процедур государственных закупок выбирать только самый дешевый товар (работу, услугу), считаем, что в большинстве случаев заказчик обязан выбрать товар (работу, услугу), соответствующий всем предъявляемым требованиям к предмету государственной закупки, который имеет наименьшую цену из предложенных участниками. Исключением является проведение конкурса, в обосновании к которому может содержаться необходимость приобретения товара определенных характеристик, цена на которые может быть не самая низкая, а также приобретение товаров (работ, услуг) при применении процедуры закупки из одного источника.

 

Вместе с тем, если товар (работа, услуга) не соответствует требованиям, предъявляемым к предмету государственной закупки, заказчик обязан отклонить такое предложение и не ориентироваться на цену.

 

Определение требований по качеству в документах

Требования к предмету государственной закупки разрабатываются заказчиком, который определяет потребительские, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели (характеристики) предмета государственной закупки (часть вторая п. 1 ст. 13 Закона № 419-З).

При описании предмета в конкурсных документах, аукционных документах, документах, представляемых юридическому или физическому лицу (индивидуальному предпринимателю), для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, включая приглашение к участию в процедуре государственной закупки, заказчик должен руководствоваться правилами, предусмотренными ст. 21 Закона № 419-З.

Одним из требований указанной статьи является обязанность заказчика указывать условия о гарантии качества товаров (работ, услуг) и гарантийном обслуживании товаров.

Так, если предметом государственной закупки являются машины и (или) оборудование, заказчик устанавливает в документах, представляемых для подготовки предложения, требования к гарантийному сроку товаров и (или) объему предоставления гарантий их качества, гарантийному обслуживанию товаров, расходам на их обслуживание и (или) эксплуатацию в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товаров. Если предметом государственной закупки являются новые товары, заказчик устанавливает в документах, представляемых для подготовки предложения, требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика товаров и сроку действия гарантии.

Возможность включения ссылки на обязательные для соблюдения технические нормативные правовые акты при описании предмета государственной закупки также предусмотрена п. 4 ст. 21 Закона № 419-З.

Например, требования к проведению испытаний, методам испытаний, упаковке, маркировке, этикеткам, подтверждению соответствия, процессам и методам производства, установленные в нормативных правовых актах или в обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах, могут быть установлены заказчиком при описании предмета государственной закупки в документах, представляемых для подготовки предложения.

 

Обратите внимание!

Нормы Закона № 419-З не содержат требований о необходимости представления участниками процедур государственных закупок документов, подтверждающих качество товара (работы, услуги), непосредственно при подаче предложения для участия в процедуре государственной закупки. Более того, в ст. 32, 39 и 46 Закона № 419-З содержатся нормы о недопустимости требования о представлении документов, которые в соответствии с законодательством передаются только при поставке товаров (выполнении работ, оказании услуг). Такими документами, например, могут являться технический паспорт, сертификат качества, инструкция по эксплуатации и т.п., предусмотренные законодательством или договором (п. 2 ст. 426 ГК).

 

Так, в отношении качества товара (работ, услуг) действуют нормы ст. 439444, 674, 675, 710, 711, 737 ГК и др. Порядок приемки товаров, в т.ч. по качеству, регулируется Положением № 1290.

Следовательно, представляется целесообразным включать условия о качестве товара (работы, услуги), его гарантии и необходимости представления документов, подтверждающих соответствующее качество, в проект договора государственной закупки, который является неотъемлемой частью документов, представляемых для подготовки предложения, и при поставке товара (выполнении работ, оказании услуг) руководствоваться нормами вышеуказанных актов законодательства и закрепленными в договоре положениями.

Предложения участников должны полностью соответствовать требованиям к предмету государственной закупки, установленным заказчиком, по составу, комплектации, ассортименту, объему (количеству), иметь те же потребительские, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели (характеристики).

Если участником предлагается товар в составе, комплектации, ассортименте, объеме (количестве) меньшем или ином, чем установлено в соответствующих документах, представленных для подготовки предложения, то его предложение не отвечает требованиям таких документов, и соответственно должно быть отклонено. Так, комиссия отклоняет предложение в случае, если предложение участника, представившего его, не отвечает требованиям документов, представля­емых для подготовки предложения (п. 4 ст. 35, п. 4 ст. 42 и п. 4 ст. 48 За­ко­на № 419-З).

Таким образом, дешевый товар, не соответствующий требованиям к предмету государственной закупки, не может быть приобретен, и соот­ветственно предложения таких участников должны быть отклонены.

 

Документы:

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419-З).

Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (постановление № 30).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 № 449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов» (постановление № 449).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.09.2008 № 1290 (Положение № 1290).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.