Алгоритм ликвидации ОАО при проведении процедуры банкротства в упрощенном порядке
Главное в статье:
- изменения Закона № 2020-XII, вступившие в силу 28.04.2021, определили срок ликвидации акционерного общества в случае уменьшения стоимости чистых активов по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда. В статье предлагается алгоритм действий по ликвидации открытого акционерного общества (ОАО) при наличии такого основания*.
Основание ликвидации
В случае уменьшения стоимости чистых активов акционерного общества по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда общество должно принять решение о ликвидации не позднее 6 месяцев после окончания соответствующего финансового года, если указанное основание ликвидации в течение указанного срока не отпало (часть четвертая ст. 65 Закона № 2020-XII).
Если акционерное общество не предпринимает никаких действий по решению указанной ситуации, оно может быть ликвидировано в принудительном порядке по решению суда, рассматривающего экономические дела, или регистрирующего органа (подп. 3.2–3.3 п. 3 Положения о ликвидации).
Обратите внимание!
Органами, которые вправе в пределах своей компетенции обратиться в суд с иском о ликвидации юридического лица при обнаружении оснований для ликвидации, предусмотренных в абзацах втором, третьем, пятом и шестом подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации, являются органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, государственной безопасности, налоговые и иные уполномоченные органы (абзац восьмой подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации).
Пошаговый алгоритм действий при ликвидации через банкротство в упрощенном порядке
Шаг 1. Подача ликвидационной комиссией заявления о банкротстве в экономический суд
Заявление о банкротстве подается в экономический суд в течение 1 месяца со дня установления обстоятельств о невозможности удовлетворения в полном объеме требований кредиторов (часть вторая ст. 233 Закона о банкротстве).
Месячный срок, в течение которого ликвидационная комиссия обязана подать заявление о банкротстве ликвидируемого должника, начинает течь с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса в соответствии с частью первой ст. 233 Закона о банкротстве.
В то же время Закон о банкротстве не содержит запрета на подачу ликвидационной комиссией (ликвидатором) такого заявления и до истечения месячного срока при наличии всех иных условий, соблюдение которых обязательно для возбуждения дела о банкротстве должника.
Шаг 2. Открытие конкурсного производства
Экономический суд выносит определение об открытии конкурсного производства и назначении антикризисного управляющего (часть первая ст. 234 Закона о банкротстве).
Шаг 3. Передача ликвидационной комиссией управляющему всех дел ОАО
После возбуждения производства по делу о банкротстве должника – юридического лица ликвидационная комиссия передает все дела назначенному управляющему в срок, установленный хозяйственным судом, который не может превышать 7 дней со дня возбуждения производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) (часть вторая ст. 234 Закона о банкротстве).
Шаг 4. Извещение государственных органов и подача объявления
Антикризисный управляющий направляет копии определений суда об открытии конкурсного производства в соответствующую ИМНС, ФСЗН, РУСП «Белгосстрах». Также он организует публикации сведений по делу об экономической несостоятельности, закрытие расчетных счетов ОАО, кроме основного, направление запросов в управление ГАИ и кадастровое агентство о наличии имущества в собственности ОАО (ст. 21, 85 Закона о банкротстве).
Справочно:
объявление об открытии конкурсного производства публикуется в журнале «Судебный вестник Плюс: экономическое правосудие» и включается в Единый государственный реестр сведений о банкротстве (части первая, вторая, четвертая ст. 21 Закона о банкротстве).
Шаг 5. Формирование реестра кредиторов
После опубликования объявления о банкротстве ОАО антикризисный управляющий в течение 2 месяцев со дня опубликования сообщения принимает требования кредиторов в порядке, установленном ст. 89 Закона о банкротстве.
Так, предъявленные требования кредиторов должны быть рассмотрены управляющим не позднее 7 дней после их получения. По итогам их рассмотрения управляющий вносит соответствующие записи в реестр требований кредиторов и о результатах рассмотрения письменно уведомляет кредиторов в срок, не превышающий 7 дней со дня получения требований.
Шаг 6. Составление антикризисным управляющим отчета
Антикризисный управляющий составляет отчет по форме и в соответствии с постановлением № 6.
Шаг 7. Принятие экономическим судом решения об открытии ликвидационного производства
Экономический суд принимает решение об открытии ликвидационного производства в течение 4 месяцев со дня возбуждения производства по делу о банкротстве ликвидируемого ОАО в случае, если отчет управляющего содержит сведения о неудовлетворительной структуре бухгалтерского баланса, наличии неплатежеспособности.
Допускается принятие решения о банкротстве и после истечения указанного срока, но не позднее 6 месяцев с момента открытия конкурсного производства (часть пятая ст. 234 Закона о банкротстве).
Антикризисный управляющий представляет в суд отчет по результатам ликвидационного производства.
Шаг 8. Завершение ликвидационного производства
Экономический суд после рассмотрения отчета управляющего и признания его обоснованным выносит определение о завершении ликвидационного производства (ст. 151 Закона о банкротстве).
Определение хозяйственного суда о завершении ликвидационного производства является основанием для внесения записи об исключении должника из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГР). В связи с этим антикризисный управляющий направляет определение о завершении ликвидационного производства в соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, для внесения записи в ЕГР об исключении из него ОАО.
Ответственность
В свете требований ст. 65 Закона № 2020-XII отдельного внимания заслуживает вопрос о возможных мерах ответственности в случае
нарушения ОАО порядка и срока ликвидации, непринятия общим собранием ОАО решения о ликвидации в 6-месячный срок.
Нарушение срока ликвидации в совокупности с нарушением его порядка является основанием для ликвидации организации в судебном порядке (подп. 2 п. 2 ст. 57 ГК; абзац шестой подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации; часть первая п. 18 постановления Пленума ВС № 10).
Обратите внимание!
Основанием для ликвидации в судебном порядке субъекта хозяйствования, в отношении которого принято решение о ликвидации, является наличие в совокупности 2 условий: нарушение порядка и нарушение срока ликвидации, установленных законодательством (абзац шестой части первой подп. 2 п. 2 ст. 57 ГК; абзац шестой части первой подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации).
Следует отметить, что в законодательстве отсутствует основание для принудительной ликвидации в случае неликвидации субъекта хозяйствования в добровольном порядке. В то же время нормой абзаца третьего подп. 3.2 п. 3 Положения о ликвидации предусмотрено, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению экономического суда в случае «...осуществления деятельности... с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов...».
В связи с этим полагаем, что неликвидация общества в добровольном порядке теоретически может рассматриваться в качестве такого грубого нарушения требований законодательных актов Республики Беларусь.
Обратите внимание!
При рассмотрении иска о ликвидации, заявленного по основанию осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями законодательных актов (п. 17 постановления Пленума ВС № 10), экономическим судам следует оценивать характер допущенных нарушений, их продолжительность и последствия, деятельность субъекта хозяйствования после совершения таких нарушений, предпринятые меры для их устранения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора. При оценке фактов грубого нарушения законодательных актов экономическим судам следует учитывать негативные последствия, которые они повлекли, в т.ч. причинение ущерба государственным и (или) имущественным интересам, гражданам и (или) юридическим лицам, а также иные обстоятельства.
В то же время, по мнению авторов, при наличии положительной динамики изменения стоимости чистых активов и уставного фонда и улучшения финансовых показателей ОАО, даже при недостижении данным ОАО необходимых критериев согласно ст. 65 Закона № 2020-XII, ликвидация такого ОАО в принудительном порядке по решению суда представляется маловероятной.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (Закон № 2020-XII).
Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 (Положение о ликвидации).
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (Закон о банкротстве).
Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 04.05.2020 № 6 «Об отчетах временных (антикризисных) управляющих» (постановление № 6).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20.12.2018 № 10 «О некоторых вопросах применения законодательства при рассмотрении судами экономических дел, связанных с государственной регистрацией и ликвидацией (прекращением деятельности) субъектов хозяйствования» (постановление Пленума ВС № 10).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
158
-
156
-
154
-
142
-
141
-
139






