7 июль 2022
Страница № 46

    

    

    

    

   

МАРТ разъяснил правила изменения договоров государственных закупок

Максим Бенсман, адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Имущество Инвестиции» Минской городской коллегии адвокатов

Главное в статье:

  • разъясняются нюансы изменения проекта договора госзакупки, а также уже заключенного договора.

 

В практике применения организациями Республики Беларусь законодательства о государственных закупках нередко возникают вопросы, касающиеся заключения, изменения и расторжения договоров государственных закупок. Разъяснение некоторых из этих вопросов было дано в письме № 14-01-10/1774К.


Изменение проекта договора

При заключении договора государственной закупки по результатам конкурентных процедур изменение условий проекта договора допускается только в случаях, прямо предусмотренных Законом № 419-З (п. 7 ст. 24 Закона № 419-З).

Рассмотрим, в каких случаях Закон № 419-З допускает изменение проекта договора.

Как разъясняет в своем письме МАРТ, исходя из положений ст. 24 Закона № 419-З в случае несоответствия проекта договора условиям, указанным в документах, представляемых для подготовки предложения, и (или) условиям, содержащимся в предложении участника-победителя и (или) протоколе выбора участника-победителя, в проект договора могут быть внесены изменения в части приведения его в соответствие с указанными документами.

Кроме того, в ходе проведения процедуры государственной закупки допускается изменение заказчиком объема (количества) предмета государственной закупки и (или) его части (лота) в следующих случаях (п. 2 ст. 21 Закона № 419-З):

– включения в иные соответствующие части (лоты) предмета государственной закупки объема (количества) части (лота), выделенного изначально для субъектов малого и среднего предпринимательства, в случае признания по такой части (лоту) процедуры несостоявшейся (п. 2 ст. 29 Закона № 419-З);

– уменьшения объема (количества) предмета государственной закупки и (или) его части (лота) не более чем на 10 % при недостаточности финансирования (п. 3 ст. 35, п. 3 ст. 42, п. 3 ст. 44, п. 3 ст. 48 Закона № 419-З).


Справочно:

неподписание проекта договора участником-победителем, ранее представившим возражения заказчику по проекту договора, не лишает такого участника права обжаловать несогласие заказчика с его возражениями в МАРТ в порядке, предусмотренном ст. 52 Закона № 419-З.



Указанную корректировку объема (количества) предмета государственной закупки и (или) его части (лота) необходимо отразить в протоколе выбора участника-победителя. Соответственно и проект договора в этом случае должен быть скорректирован с учетом такого протокола.

Еще одно изменение проекта договора государственной закупки предусмотрено частью третьей п. 4 ст. 26 Закона № 419-З. Согласно данной норме в случае замены вида обеспечения исполнения обязательств по договору в проект договора вносятся соответствующие изменения.


Справочно:

случаи возможного изменения условий договора, перечисленных в ст. 25 Закона № 419-З, установлены подп. 1.8 п. 1 постановления № 395. Однако наряду с постановлением № 395 такие случаи могут устанавливаться Советом Министров Республики Беларусь и в иных постановлениях. Так, например, п. 1-1 постановления № 632 указанные случаи установлены для договоров об оказании (выполнении) охранных услуг (работ) Департаментом охраны Министерства внутренних дел.

Как отмечает МАРТ, кроме вышеперечисленных, иных случаев для изменения проекта договора Закон № 419-З не содержит.


Изменение заключенного договора государственной закупки

Условия договора государственной закупки, возможность изменения которых ограничена

После заключения договора его исполнение, изменение и расторжение осуществляются в соответствии с ГК с учетом особенностей, предусмотренных ст. 25 Закона № 419-З.

В частности, не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора, за исключением случаев, установленных частью второй п. 1 ст. 25 Закона № 419-З, а также Советом Министров Республики Беларусь.

Таким образом, ст. 25 Закона № 419-З определяет перечень условий договора государственной закупки, возможность изменения которых ограничена. Что касается иных условий договора государственной закупки, то их изменение при исполнении договора Законом № 419-З не запрещено.


Изменение объема (количества) товаров (работ, услуг)

В связи со вступлением в силу постановления № 188 МАРТ в письме № 14-01-10/1774К даны разъяснения некоторых норм, регулирующих изменение объема (количества) закупаемых товаров (работ, услуг).


Обратите внимание!

Внесенные постановлением № 188 основания для изменения условий договора применимы в т.ч. и к договорам, заключенным до вступления в силу указанного постановления, т.е. до 31.03.2022.

 

Так, в настоящее время допускается увеличение (абзацы второй и третий подп. 1.8 п. 1 постановления № 395):

– объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 15 % по отношению к предусмотренному договором при его заключении объему (количеству) соответствующих товаров (работ, услуг) (за исключением случаев процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с пп. 1, 4, 11, 12, 26 и 58 приложения к Закону № 419-З);

– объема (количества) товаров (работ, услуг) в рамках договоров, заключенных по результатам процедур закупок из одного источника, проведенных в соответствии с пп. 1, 4, 11, 12, 26 и 58 приложения к Закону № 419-З. Предельный объем (количество) увеличения товаров (работ, услуг) по данному основанию не установлен.

При этом, как указывает МАРТ, если договор заключен на несколько наименований товаров (работ, услуг), то увеличение объема (количества) в пределах 15 % необходимо рассчитывать отдельно по каждому наименованию товаров (работ, услуг), включенных в договор.


Обратите внимание!

Приведенные нормы, позволяя увеличить объем (количество) товаров (работ, услуг), не позволяют увеличить срок исполнения договора государственной закупки. Соответственно увеличенный объем закупки должен быть исполнен в пределах ранее согласованных сроков исполнения договора.

 

Также МАРТ обращает внимание на то, что допускается именно увеличение объема (количества) предусмотренных договором товаров (работ, услуг) не более чем на 15 %, а не дополнение новыми товарами (работами, услугами) либо иное изменение ассортимента. Соответственно для приобретения товаров (работ, услуг), не предусмотренных договором, или при увеличении объема (количества) товаров (работ, услуг) свыше 15 % (кроме закупок из одного источника на основании пп. 1, 4, 11, 12, 26 и 58 приложения к Закону № 419-З) необходимо проводить новую процедуру государственной закупки.

Уменьшение же объема (количества) товаров (работ, услуг) допускается без каких-либо ограничений по размеру в случае утраты потребности в приобретении предусмотренного договором при его заключении объема (количества) соответствующих товаров (работ, услуг) (абзац четвертый подп. 1.8 п. 1 постановления № 395). Иных оснований для уменьшения количества законодательство не предусматривает.


Обратите внимание!

Уменьшение объема (количества) не дает оснований заказчику (организатору) полностью исключить какой-либо из товаров (работ, услуг), предусмотренных договором, уменьшив объем (количество) до нуля.

 

Изменение объема (количества) товаров (работ, услуг) возможно только в случае, если в договоре изначально определен такой объем (количество). Если же государственная закупка осуществлялась с учетом абзаца третьего п. 4 ст. 21 Закона № 419-З (когда невозможно определить объем (количество)), то изменение объема (количества) товаров (работ, услуг) не допускается.

При любом изменении объема (количества) товаров (работ, услуг) их общая стоимость изменяется пропорционально изменению объема (количества), а стоимость сопутствующих работ (услуг) – с учетом этого изменения.


Уменьшение цены договора

Допускается уменьшение цены договора без ограничения по размеру и каких-либо специальных оснований и обоснования при условии, что не меняются (абзац шестой подп. 1.8 п. 1 постановления № 395):

– объем (количество) товаров (работ, услуг);

– потребительские, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели (характеристики).

Такое уменьшение может быть как за счет пропорционального уменьшения стоимости товаров (работ, услуг) за весь период действия договора, так и за счет изменения стоимости части товаров (работ, услуг), например, в конкретном месяце (месяцах).


Изменение цены договора, в том числе в сторону увеличения

Допускается изменение цены договора в связи с изменением законодательства, а также в случае изменения регулируемых цен (тарифов) (абзац седьмой подп. 1.8 п. 1 постановления № 395). Таким образом, в данном случае речь идет как об уменьшении, так и об увеличении цены договора.

Однако в указанной норме имеются в виду случаи изменения законодательства, оказавшие влияние на формирование цены конкретных товаров (работ, услуг), поставка (выполнение, оказание) которых предусмотрена договором.

Таким образом, изменение цены договора по данному основанию допускается только в случае вступления в силу норм законодательства, которые оказывают влияние на формирование поставщиком (подрядчиком, исполнителем) цены конкретного товара (работы, услуги) (например, когда в связи с изменением Налогового кодекса Республики Беларусь возникает обязанность уплаты налога при реализации определенного товара (работы, услуги)).

При этом, по мнению МАРТ, поставщик (подрядчик, исполнитель) должен обосновать влияние изменений законодательства на изменение цены договора в каждом конкретном случае.


Изменение в 2022 году цены договора на отдельные виды товаров (работ, услуг)

Допускается изменение в 2022 г. цены договора, если такие изменения при приобретении товаров (работ, услуг) согласно приложениям 1-2 и 4 к постановлению № 395, а также сырья, материалов,

комплектующих, используемых при производстве таких товаров (выполнении работ, оказании услуг), невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Размер изменения цены договора должен быть подтвержден соответствующим расчетом поставщика (подрядчика, исполнителя) (абзац 10 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395).

Соответственно изменение цены договора по указанному основанию возможно исключительно в отношении товаров (работ, услуг), поименованных в приложениях 1-2 и 4 к постановлению № 395. Если товары (работы, услуги) не включены в указанные приложения, то увеличивать цену договора по указанному основанию не допускается.

Решение об изменении цены договора возможно только по соглашению сторон. В одностороннем порядке изменять цену договора, заключенного по результатам проведения процедуры государственной закупки, поставщик (подрядчик, исполнитель) не вправе.

Как указывает МАРТ, в случае поступления от поставщика (подрядчика, исполнителя) предложения об изменении цены договора заказчик рассматривает представленные документы, в т.ч. соответствующий расчет, и оценивает их достаточность для подтверждения наличия оснований изменения цены. С учетом такой оценки, имеющегося финансирования и времени на возможное проведение новой процедуры государственной закупки заказчик принимает решение о заключении соответствующего дополнительного соглашения либо отклонении предложения поставщика (подрядчика, исполнителя) об изменении цены договора. При этом с учетом того, что одним из основных принципов осуществления государственных закупок является эффективное расходование денежных средств, заказчику до принятия решения об изменении цены договора необходимо изучить уровень цен на рынке на приобретаемый товар (работу, услугу) во избежание необоснованного увеличения цены договора.


Изменение сроков исполнения обязательств

Допускается увеличение сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки (абзац пятый подп. 1.8 п. 1 постановления № 395).

При этом законодательством не определено, что именно относится к конструктивным, технологическим решениям. Соответственно этот вопрос решается сторонами договора в каждом конкретном случае самостоятельно.

Кроме того, возможность изменения срока исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотрена также абзацем восьмым подп. 1.8 п. 1 постановления № 395. Основанием такого изменения является невозможность исполнения обязательств вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы.


Справочно:

под обстоятельствами непреодолимой силы надо понимать чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, в результате которых исключена возможность надлежащего исполнения обязательства поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (п. 3 ст. 372 ГК).


Конкретный перечень обстоятельств, относящихся к обстоятельствам непреодолимой силы, законодательством не определен.

Как указывают специалисты Белорусской торгово-промышленной палаты, на практике к обстоятельствам непреодолимой силы могут быть отнесены как природные стихийные явления (наводнения, ураганы, пожары и т.д.), так и явления общественной жизни (войны, забастовки и т.д.). При этом, как правило, к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся: изменение курсов валют; снижение выручки от продажи товаров, работ, услуг, в т.ч. в связи с приостановлением деятельности; снижение числа посетителей кафе, ресторанов, иных организаций общественного питания, казино, гостиниц, кинотеатров; увеличение стоимости транспортировки товаров, в т.ч. морским транспортом.

Таким образом, обстоятельства непреодолимой силы определяются в каждой конкретной ситуации индивидуально, в т.ч. с учетом условий заключенного договора.

Начиная с 31 марта 2022 г. нормой абзаца 11 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395 сторонам договора государственной закупки на период 2022 г. предоставлено право изменять сроки исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. При этом невозможность исполнения обязательств должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя).

Законодательством не установлены требования к содержанию и достаточности такого обоснования. Однако, по мнению МАРТ, в таком обосновании поставщику (подрядчику, исполнителю) необходимо отразить информацию, достаточную для установления факта невозможности исполнения обязательств в случае сохранения сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), установленных договором при заключении.


Изменение порядка оплаты

В период 2022 г. допускается изменение порядка оплаты по договору государственной закупки в случае, если необходимость таких изменений невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки. Такая невозможность исполнения обязательств должна быть подтверждена соответствующим обоснованием поставщика (подрядчика, исполнителя) (абзац 11 подп. 1.8 п. 1 постановления № 395).

Законодательством о государственных закупках не определено содержание термина «порядок оплаты». По мнению МАРТ, под порядком оплаты понимаются форма расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), вид, способ такого расчета, условие предоставления (непредоставления) аванса, предварительная оплата, оплата по факту поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и пр.

Также, как указывает МАРТ в письме № 14-01-10/1774К, в обосновании необходимости изменения порядка оплаты поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отразить информацию, достаточную для установления факта невозможности исполнения обязательств в случае сохранения порядка оплаты, установленного договором при заключении. Такой информацией, например, могут быть сведения о введении ограничений в торговле и запрета на оплату товаров, происходящих из определенных государств, и иные.


Важные моменты

  1. Вышеуказанные изменения условий договора возможны только по соглашению сторон либо в судебном порядке. При этом возможность и достаточность оснований для изменения условий в каждом конкретном случае определяет именно заказчик.
  2. В случае недостижения сторонами согласия об изменении условий договора он может быть расторгнут по соглашению сторон.
  3. Когда заказчик не соглашается на изменение условий договора или его расторжение по соглашению сторон, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе обратиться в суд с требованием об изменении или расторжении договора.
  4. Как отмечает МАРТ, до изменения условий договора в установленном порядке поставка товара (выполнение работ, оказание услуг) на иных условиях, в т.ч. в части изменения цены, не допускается.


Документы:

Письмо Министерства антимонопольного регулирования и тор­говли Республики Бела­русь от 08.06.2022 № 14-01-10/1774К «Об изменении условий договора государственной закупки и его проекта» (письмо № 14-01-10/1774К).

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419-З).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (постановление № 395).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 11.07.2012 № 632 «О формах типовых договоров об оказании (выполнении) охранных услуг (работ)» (постановление № 632).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2022 № 188 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 июня 2019 г. № 395» (постановление № 188).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.