Как изменится порядок работы с обращениями с 2 января 2023 года
Мы беседуем с Александром Пестуновым, заместителем начальника отдела конституционного права управления конституционного и международного права Национального центра законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.
Что обсудили:
- С 2 января 2023 г. вступают в силу изменения в Закон об обращениях, коснувшиеся ведения книги замечаний и предложений, электронных обращений, ответов на письменные обращения и др.
- Создается государственная единая (интегрированная) республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц, направляемых в государственные органы и организации.
– В связи с изменениями Закона об обращениях как меняется работа с книгой замечаний и предложений? Остается ли замечание, внесенное в книгу, обращением? Меняется ли порядок рассмотрения таких обращений?
Сейчас обязанность ведения книги замечаний и предложений возложена на все организации и индивидуальных предпринимателей, независимо от характера их деятельности и степени востребованности такой книги. С 2 января 2023 г. круг субъектов, обязанных вести книгу замечаний и предложений, существенно сократится: ее должны будут вести организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары, выполняющие работы, оказывающие услуги только в отдельных сферах, которые будут определены в соответствующем постановлении Совета Министров Республики Беларусь. В иных организациях книга замечаний и предложений вестись не будет. Граждане и юридические лица смогут реализовать свое право на обращение в такие организации путем подачи обращений иными предусмотренными Законом об обращениях способами.
Для тех организаций, в которых книга замечаний и предложений сохранится, порядок рассмотрения внесенных в нее записей не изменится. Такие записи по-прежнему будут рассматриваться в качестве одного из альтернативных способов подачи обращений, подлежащих рассмотрению в установленном Законом об обращениях порядке.
– Изменится ли перечень случаев, когда обращения можно оставить без рассмотрения?
В отношении как письменных, так и устных обращений устанавливается, что без рассмотрения по существу могут быть оставлены обращения, которые содержат угрозы жизни, здоровью и имуществу, побуждение к совершению противоправного деяния либо в которых заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение. При этом не конкретизируется перечень ситуаций, которые признаются злоупотреблением правом на обращение. Это вызвано тем, что установление закрытого перечня не позволит учесть все возможные ситуации, возникающие на практике, и существенно сузит рамки применения данного основания. Решение об оставлении обращения без рассмотрения по существу по данному основанию принимается точно так же, как и при оставлении обращения без рассмотрения по существу по другим основаниям (в отношении письменных обращений – руководителем организации, в которую поступило обращение, или уполномоченным им должностным лицом, а в отношении устных обращений – должностным лицом, проводящим личный прием).
Кроме того, перечень случаев, когда устные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, дополняется случаем, когда в ходе личного приема заявитель применяет технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) без согласия должностного лица, проводящего личный прием, и отказывается остановить их применение.
Данное нововведение обусловлено необходимостью создания механизма, обеспечивающего реализацию новой нормы, содержащейся в абзаце восьмом ст. 7 Закона об обращениях, предусматривающего, что заявители имеют право применять технические средства (аудио- и видеозапись, кино-и фотосъемку) с согласия должностного лица, проводящего личный прием.
При этом следует обращать внимание, что обращение оставляется без рассмотрения по существу по рассматриваемому основанию только в случае, если заявитель сначала изложил свое обращение, а потом начал применение технических средств без согласия должностного лица, проводящего личный прием. В случае же, если заявитель начал применение технических средств до изложения сути обращения, т.е. до фактического начала личного приема, используется другой механизм: заявителю отказывается в личном приеме в соответствии с абзацем шестым п. 2 ст. 6 Закона об обращениях.
– Что меняется в порядке работы с электронными обращениями?
Создается государственная единая (интегрированная) республиканская информационная система учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (далее – ЕИС). Направить электронное обращение можно будет только через эту систему, зайдя на интернет-сайт https://обращения.бел/ и пройдя идентификацию и аутентификацию. Направить электронное обращение с помощью электронной почты или специальной формы на интернет-сайте соответствующей организации станет невозможно. Ответы на свои обращения заявители будут получать также с использованием данной информационной системы (в личном кабинете пользователя).
Особо следует отметить, что подача электронных обращений через ЕИС будет возможна только в государственные органы и организации.
Кроме того, рассматриваемая информационная система будет служить в государственных органах и организациях для хранения как электронных обращений, ответов (уведомлений) на них, так и электронных копий письменных обращений, электронных копий ответов (уведомлений) на письменные обращения, иной информации о рассмотрении обращений, об оставлении обращений без рассмотрения по существу.
Таким образом, ЕИС фактически станет основным инструментом для работы со всеми видами обращений в государственных органах и организациях.
– Как по новым правилам следует знакомить заявителей с материалами, полученными при рассмотрении обращений, и как отвечать в случае невозможности представить сведения?
Нередко при ознакомлении заявителей с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, возникали конфликты, связанные с фиксацией в том или ином виде полученной информации.
В целях исключения неоднозначности толкования объема прав заявителей в данном направлении в Законе об обращениях прямо закрепляется право заявителей делать выписки из материалов, непосредственно относящихся к рассмотрению обращений, а также осуществлять их фотосъемку. Это позволит, с одной стороны, заявителю зафиксировать заинтересовавшую его информацию, а с другой – избежать возложения на организации, представляющие соответствующие материалы для ознакомления, затрат на изготовление копий таких материалов, которые в ряде случаев могут быть весьма существенными.
Кроме того, установлено, что право на ознакомление с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, не распространяется на материалы, содержащие информацию, распространение и (или) представление которой ограничено. Ранее подобное ограничение касалось сведений, составляющих государственные секреты, коммерческую и (или) иную охраняемую законом тайну. Вместе с тем указанная формулировка нуждалась в корректировке в связи с тем, что отдельные виды информации, распространение и (или) представление которой ограничено, не относятся к понятию «тайна». Наиболее ярким примером подобной информации являются персональные данные.
Закон об обращениях не содержит указаний на то, что ознакомление заявителя с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, должно осуществляться незамедлительно. Соответственно у организации, в которую обратился заявитель, имеется возможность назначить определенную дату и время для ознакомления с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений, в том случае, если указанные материалы не могут быть представлены незамедлительно, а заявитель лично прибыл в организацию и выдвигает требование об ознакомлении с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению его обращения.
Законодательство не устанавливает особой формы для направления ответа о возможности или невозможности ознакомления заявителя с материалами, непосредственно относящимися к рассмотрению обращений. Соответственно ответ о невозможности представления соответствующих материалов дается в общем порядке: на устное обращение – в устном виде, на письменное обращение – в письменном виде. Вместе с тем при даче такого ответа следует обращать внимание на то, что наличие в материалах информации, распространение и (или) представление которой ограничено, не является безусловным основанием для отказа в ознакомлении со всеми документами, содержащими такую информацию. Соответствующие документы должны представляться для ознакомления, но в форме, исключающей возможность ознакомления с информацией, распространение и (или) представление которой ограничено (например, заклеивание стикерами).
– На что нужно обратить внимание субъектам хозяйствования в связи с грядущими изменениями в порядке работы с обращениями?
Негосударственным организациям, которые осуществляли работу с электронными обращениями, будет необходимо прекратить такую работу, изменив соответствующим образом свои интернет-сайты.
Вместе с тем такие организации смогут продолжить электронное взаимодействие с гражданами и юридическими лицами вне рамок законодательства об обращениях граждан и юридических лиц.
Организациям государственной формы собственности потребуется провести более объемную работу, осуществив целый ряд мер как организационного, так и технического характера в связи с необходимостью использовать в работе со всеми видами обращений государственную единую (интегрированную) республиканскую информационную систему учета и обработки обращений граждан и юридических лиц. При необходимости более подробную информацию по данному вопросу можно получить на интернет-сайте https://обращения.бел/, на котором размещена информация, касающаяся работы данной информационной системы, а также имеется возможность задать вопросы о функционировании системы ее администратору.
В завершение хочется порекомендовать всем лицам, занимающимся рассмотрением обращений граждан и юридических лиц, относиться к данной работе с большой ответственностью, избегать при этом формализма и поверхностного отношения. Ведь зачастую ненадлежащее рассмотрение обращения влечет за собой получение большого количества обращений от лица, справедливо недовольного тем, как было рассмотрено его первое обращение. Кроме того, это будет способствовать формированию негативного общественного мнения о работе организации в целом.
Документ:
Закон Республики Беларусь от 18.07.2011 № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (Закон об обращениях).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
124
-
122
-
119
-
119
-
118
-
117






