1 январь 2022
Страница № 40

Госзакупки работ (услуг) для строительства объекта: правила обеспечения обязательств по договору

Максим Бенсман, адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Финансы Инвестиции» Минской городской коллегии адвокатов

Расскажем:

  • какие предусмотрены виды обеспечения обязательств по договору, какие обязательства подлежат обеспечению, как формируется его размер.

 

Постановлением № 564, вступившим в силу 10.10.2021, были внесены изменения в некоторые нормы, регулирующие вопросы проведения госзакупок для приобретения товаров (работ, услуг) для строительства объектов.

В частности, постановление № 395 было дополнено подп. 1.10, которым урегулирован порядок предоставления обеспечения в случае приобретения работ (услуг) для строительства объекта. В соответствии с данной нормой в случае приобретения работ (услуг) для строительства объекта в договор включается обязательное условие о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения обязательств по договору (далее – обеспечение), за исключением бюджетных организаций.

Данное требование относится как к договорам, заключаемым по результатам конкурентных процедур, так и к договорам, заключаемым по результатам процедуры закупки из одного источника.

 

Обратите внимание!

В случае приобретения товаров для строительства объекта устанавливать обеспечение не обязательно.

 

Письмом МАРТ № 14-01-12/3093К был дан ряд важных разъяснений порядка применения норм подп. 1.10 п. 1 постановления № 395.

 

Размер и виды обеспечения исполнения обязательств

При проведении процедуры государственной закупки с целью приобретения работ (услуг) для строительства объекта размер обеспечения должен составлять в случаях, если цена договора меньше ориентировочной стоимости предмета государственной закупки:

  • на 1015 %, 15 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки;
  • более чем на 15 %, 30 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки.

 

Обратите внимание!

Если договором предусмотрена выплата аванса, размер обеспечения исполнения обязательств по договору должен составлять не менее 50 % размера аванса.

 

Постановление № 395 не разделяет понятий целевого и текущего авансов. Соответственно вышеуказанное требование относится к любому из видов аванса. При этом в случае если графиком платежей предусмотрено неоднократное авансирование, то, по мнению МАРТ, размер обеспечения исполнения обязательств по договору следует определять исходя из общей суммы авансов, определенной договором.

Общие нормы предоставления обеспечения регулируются ст. 26 Закона № 419-З.

 

Обеспечением могут быть банковская гарантия и (или) перечисление заказчику денежных средств. При этом право выбора вида обеспечения принадлежит участнику-победителю (участнику процедуры закупки из одного источника). Он может выбрать один или оба вида обеспечения обязательств. Например, он вправе перечислить часть денежных средств, а на оставшуюся сумму предоставить банковскую гарантию.

Соответственно, как указывает МАРТ, недопустимо в документах, представляемых для подготовки предложений, определять только один вид обеспечения. Однако в документах, представляемых для подготовки предложения, может быть указано на то, чтобы участник в своем предложении выбрал вид обеспечения для последующего включения таких сведений в проект договора.

Размер и порядок предоставления обеспечения обязательно должны быть установлены в проекте договора госзакупки либо в договоре при проведении процедуры закупки из одного источника (п. 2. ст. 26 Закона № 419-З).

Требования о предоставлении обеспечения также обязательно должны быть включены в документы, представляемые для подготовки предложения (в приглашение к участию в процедуре государственной закупки). Также, по мнению МАРТ, при проведении процедуры закупки из одного источника соответствующие положения могут быть включены в запрос о предоставлении сведений в рамках изучения конъюнктуры рынка.

 

Обратите внимание!

На бюджетные организации, ставшие участниками-победителями процедур госзакупок (участниками процедур закупок из одного источника), требование о предоставлении обеспечения не распространяется (часть первая п. 1 ст. 26 Закона № 419-З).

 

Для предоставления обеспечения участник-победитель процедуры госзакупки (участник процедуры закупки из одного источника) должен обеспечить (п. 3 ст. 26 Закона № 419-З):

  • перечисление денежных средств заказчику до заключения до­говора;
  • предоставление банковской гарантии не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора.

Как указано выше, размер обеспечения должен быть установлен в проекте договора (договоре при проведении процедуры закупки из одного источника). Однако в случае проведения госзакупок работ (услуг) для строительства объекта при подготовке документов, представляемых для подготовки предложений, не всегда возможно заранее определить размер обеспечения исполнения обязательств по договору, так как он может зависеть от процента снижения цены договора по отношению к ориентировочной стоимости предмета госзакупки и размера аванса.

Соответственно, по мнению МАРТ, допустимо в проекте договора предусмотреть вариативность размеров обеспечения. Впоследствии его конкретный размер будет определяться непосредственно в договоре при его заключении с учетом результатов процедуры госзакупки.

Рекомендация

В проекте договора (договоре при проведении процедуры закупки из одного источника) следует указать счет, на который будут перечисляться денежные средства в качестве обеспечения.

 

Также в письме МАРТ № 14-01-12/3093К разъясняется порядок определения размера обеспечения в случае, если договором предусмотрена выплата аванса и одновременно цена договора меньше ориентировочной стоимости предмета государственной закупки на 10 % и более.

Так, если требуемый с учетом снижения цены размер обеспечения (15 % или 30 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки) составляет одновременно не менее 50 % размера аванса, то размер обеспечения следует устанавливать на уровне 15 % или 30 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки (в зависимости от процента снижения).

Если требуемый с учетом снижения цены размер обеспечения составляет менее 50 % размера аванса, то размер обеспечения следует устанавливать с учетом части второй подп. 1.10 п. 1 постановления № 395, т.е. не менее 50 % размера аванса.

Для случаев, когда цена договора будет менее чем на 10 % меньше ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, в т.ч. если она будет равна либо превысит ориентировочную стоимость предмета госзакупки, и при этом договором не будет предусмотрена выплата аванса, постановление № 395 не определяет требований к размеру обеспечения. В такой ситуации заказчик обязан самостоятельно определить размер соответствующего обеспечения. При этом его размер не должен превышать 30 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки. Минимальный размер обеспечения в такой ситуации законодательством о государственных закупках не установлен, однако он не может быть нулевым.

 

Обратите внимание!

Применение преференциальной поправки не влияет на размер обеспечения.

 

Обязательства, обеспечиваемые предоставляемым обеспечением

Формулируя условия об обеспечении, заказчику необходимо определить, исполнение каких именно обязательств будет обеспечиваться предоставляемым обеспечением. Это могут быть, например, обязательства по выполнению работы в установленный в договоре срок, исполнению гарантийных обязательств, своевременному устранению выявленных заказчиком недостатков и т.д.

При этом следует учитывать, что в некоторых случаях законодательством предусмотрены и иные требования к обеспечению. Так, в случае если договором строительного подряда предусмотрена выплата целевого аванса, в таком договоре может быть предусмотрено обеспечение возврата неиспользованного или использованного не по назначению целевого аванса подрядчиком в виде банковской гарантии на сумму не менее суммы целевого аванса (подп. 1.13 п. 1 Указа № 26).

Соответственно, если в качестве обеспечиваемого обязательства заказчиком выбрано обязательство по возврату неиспользованного или использованного не по назначению целевого аванса, то размер обеспечения исполнения обязательств по договору должен быть не менее суммы целевого аванса. При этом в таком случае у участника-

победителя (участника процедуры закупки из одного источника)

отсутствует право выбора вида обеспечения исполнения обязательств по договору, поскольку Указом № 26 определен только один способ предоставление банковской гарантии.

Кроме того, подрядчик обязан предоставить заказчику, застройщику обеспечение исполнения своих обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства жилищного, социально-культурного, коммунально-бытового назначения (абзац первый части первой подп. 1.14 п. 1 Указа № 26).

Такое обеспечение обязательств предоставляется в одной из следующих форм, которая должна быть предусмотрена в договоре:

  • резервирование на специальном счете сроком на 2 года средств в размере 0,5 % стоимости выполненных на объекте строительных, специальных, монтажных работ. Исчисление срока резервирования средств начинается с первого дня гарантийного срока эксплуатации объекта;
  • банковская гарантия;
  • заключение договора страхования ответственности по договору за неисполнение либо ненадлежащее исполнение таких обязательств на период действия гарантийного срока эксплуатации объекта.

Таким образом, при проведении государственной закупки работ (услуг) для строительства таких объектов обеспечение исполнения обязательств, определенное частью первой подп. 1.14 п. 1 Указа № 26, следует учесть в размере обеспечения, устанавливаемом в соответствии с подп. 1.10 п. 1 постановления № 395. При этом вид обеспечения, предусмотренный Законом № 419-З и выбранный участником-победителем, установленный в Указе № 26, может совпадать (банковская гарантия) или отличаться. В последнем случае по договору будет предоставлено два вида обеспечения исполнения обязательств по договору.

 

Предоставление и возврат обеспечения

Как мы говорили выше, если в качестве вида предоставляемого обеспечения участник-победитель либо участник процедуры закупки из одного источника выбрал перечисление денежных средств заказчику, то соответствующее перечисление должно быть сделано до заключения договора.

При неперечислении денежных средств в указанный срок заказчик вправе потребовать замены вида обеспечения или отказаться от исполнения обязательств по договору. Участник-победитель в этом случае признается уклонившимся от заключения договора и подлежит включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок (далее – Список).

Как следует из разъяснения МАРТ, положения указанной нормы в части признания поставщика (подрядчика, исполнителя) уклонившимся от заключения договора и включения его в Список не применяются при проведении процедуры закупки из одного источника.

При проведении процедуры закупки из одного источника договор между заказчиком и участником заключается на условиях, согласованных сторонами. При этом по общему правилу у поставщика (подрядчика, исполнителя), которому по результатам изучения конъюнктуры рынка направлено предложение о заключении договора, нет обязательств по заключению договора.

В случае если в качестве вида предоставляемого обеспечения исполнения обязательств по договору участник-победитель либо участник процедуры закупки из одного источника выбрал банковскую гарантию, то она должна быть предоставлена не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора.

 

Рекомендация

Заказчику следует также обращать внимание на срок действия банковской гарантии. Он должен превышать срок соответствующего исполнения обязательства, а в случае исполнения обязательства частями конечный срок.

 

При непредоставлении банковской гарантии в установленный Законом № 419-З срок заказчик вправе потребовать замены вида обеспечения исполнения обязательств, установив срок для перечисления денежных средств. При неперечислении денежных средств в установленный срок заказчик вправе отказаться от исполнения обязательств по договору, а поставщик (подрядчик, исполнитель) подлежит включению в Список.

 

Справочно:

в случае замены вида обеспечения исполнения обязательств по договору соответствующие изменения вносятся в проект договора, договор в порядке, установленном п. 2 ст. 25 Закона № 419-З.

 

В договор должно быть обязательно включено условие о сроках и порядке возврата заказчиком подрядчику, исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения, и (или) банковской гарантии (часть вторая п. 6 ст. 24 Закона № 419-З). При проведении конкурентной процедуры государственной закупки соответствующие положения необходимо указать в проекте договора или документах, представляемых для подготовки предложений.

При неисполнении обязательств, в обеспечение исполнения которых предоставлено обеспечение исполнения обязательств по договору, соответствующие денежные средства перечисляются заказчиком в бюджет и (или) государственный внебюджетный фонд, за счет средств которых предусмотрено финансирование государственной закупки. В случае если финансирование государственной закупки осуществляется за счет средств нескольких бюджетов и (или) государственных внебюджетных фондов, размер перечисляемых в каждый из них денежных средств определяется пропорционально величине финансирования, выделенного на государственную закупку из каждого бюджета и (или) государственного внебюджетного фонда гарантии (п. 5 ст. 26 Закона № 419-З).

Требования по банковской гарантии предъявляются заказчиком к гаранту в соответствии с банковским законодательством с последующим перечислением средств в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 26 Закона № 419-З.

 

Документы:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (постановление № 564).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (постановление № 395).

Письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 14.12.2021 № 14-01-12/3093К «Об обеспечении исполнения обязательств по договору государственной закупки на приобретение работ (услуг) для строительства» (письмо МАРТ № 14-01-12/3093К).

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419-З).

Указ Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (Указ № 26).

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.