8 август 2021
Страница № 43

    

    

    

    

   

Закупки за счет собственных средств с 25 июля 2021 года: учитываем новые правила

Юлия Амельченя, канд. юрид. наук, доцент

О чем статья:

  • автор анализирует изменения в порядке проведения закупок за счет собственных средств, которые вступили в силу с 23 июля 2021 г.

 

Уточнены информационные обязанности организации при осуществлении закупок

Так, если постановлением № 229 устанавливалась обязанность размещать в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» только сам порядок осуществления закупок за счет собственных средств и отсутствовали требования о размещении изменений к нему, то на основании постановления № 415 такая обязанность – размещать изменения к порядку осуществления закупок за счет собственных средств – установлена.

Кроме того, дополнена информация в сообщении о результате конкурентной процедуры за счет необходимости указания сведений обо всех участниках (наименование и местонахождение), ценах их предложений, в т.ч. участниках, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения (за исключением случаев проведения электронного аукциона).

При проведении электронного аукциона необходимо указывать регистрационные номера участников, допущенных к торгам, и участников, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения, а также наименование и местонахождение участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки, с указанием величин сделанных ими ставок.

Также сведения об общей стоимости договоров на закупку должны отражаться в разрезе товаров (работ, услуг).

Для процедуры закупки из одного источника установлена необходимость изучения конъюнктуры рынка для выбора контрагента, кроме случая, когда процедура проводится у контрагента, с которым ранее заключен договор на закупку

Постановлением № 415 установлено, что при изучении конъюнктуры рынка обязательным является направление организацией запросов в адрес отечественных производителей (при их наличии), в т.ч. организаций, входящих с организацией в состав одного холдинга, государственного объединения. Также введено понятие «отечественный производитель», под которым понимаются производящие товары, выполняющие работы или оказывающие услуги юридические лица Республики Беларусь и физические лица – граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, в т.ч. являющиеся индивидуальными предпринимателями, постоянно проживающие в Республике Беларусь.

Также организации потребуется обосновывать нецелесообразность или невозможность осуществления закупки с применением процедуры закупки из одного источника у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей). Так, решение об экономической нецелесообразности или невозможности принимается организацией на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и оформляется в виде справки, подписанной уполномоченным лицом организации, либо протокола комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок, содержащих обоснование такой нецелесообразности или невозможности.

 

Справочно:

постановлением № 415 установлена обязанность осуществлять изучение конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника.

 

Рекомендация

Обязанность по обоснованию экономической нецелесообразности или невозможности необходимо возложить на лицо, которое будет составлять такую справку, или на комиссию, если она создается для целей проведения процедуры закупки из одного источника.

Ряд изменений коснулся конкурентных процедур

В частности, закреплена необходимость рассылать приглашения к участию в конкурентных процедурах организациям, входящим с организацией, проводящей процедуру закупки, в состав одного холдинга, государственного объединения.

Исключено применение преференциальной поправки в размере 15 % для товаров.

Таким образом, преференциальная поправка может устанавливаться только как особенность на основании подп. 2.13 п. 2 постановления № 229. Речь о том, что республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, иные государственные органы (организации), государственные объединения с учетом специфики осуществления деятельности вправе определить в соответствии с требованиями постановления № 229 для находящихся в их подчинении (входящих в состав, систему) организаций особенности осуществления закупок за счет собственных средств, которые размещают в открытом доступе в информационной системе «Тендеры». Такие особенности могут предусматривать применение преференциальной поправки в размере 15 % к цене предложения участников, предлагающих товары (работы, услуги) происхождения Республики Беларусь и (или) товары (работы, услуги), которым в Республике Беларусь предоставляется национальный режим в соответствии с международными договорами Рес­публики Беларусь.

Также для конкурентных процедур закупок предусмотрена возможность определять победителем участника, занявшего второе место (сделавшего предпоследнюю ставку при проведении электронного аукциона), если участник-победитель уклонился от заключения договора на закупку. Как следствие, если при предложении участнику, занявшему второе место (сделавшему предпоследнюю ставку), такой участник не заключает договор, то процедура закупки признается несостоявшейся.

С учетом специфики проведения электронного аукциона уточнено основание для признания процедуры несостоявшейся: процедура признается таковой, если в результате отклонения предложений их осталось менее 2, за исключением такого отклонения при рассмотрении вторых разделов предложений участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки при проведении электронного аукциона.

 

Установлена обязанность для организации направлять сведения о включении субъекта в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам

Так, информация о юридических и физических лицах, в т.ч. индивидуальных предпринимателях, уклонившихся от заключения договоров в случае выбора их участниками-победителями, если это не связано с изменением заказчиком условий процедуры закупки; о юридических и физических лицах, в т.ч. индивидуальных предпринимателях, с которыми по решению суда расторгнуты договоры в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими этих договоров, за исключением договоров, расторгнутых по причине обстоятельств, вызванных непреодолимой силой, невозможности исполнения либо на основании акта государственного органа, направляется организацией (организатором) в Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в течение 1 месяца после наступления соответствующих оснований.

 

Постановление № 229 дополнено приложением 3-2, в котором приведены товары и минимальная доля закупки белорусских товаров

Организации при приобретении таких товаров должны в течение календарного года обеспечить минимальную долю закупок белорусских товаров (в процентном отношении к объему закупок в натуральном выражении товаров, относящихся к соответствующему коду ОКРБ 007-2012), за исключением случаев невозможности достижения минимальной доли.

Такая невозможность может быть обоснована в т.ч. получением письменных ответов отечественных производителей о невозможности участия в закупке (невозможности производства и (или) поставки товаров с необходимыми характеристиками).

Страна происхождения для таких товаров (Республика Беларусь) подтверждается сертификатом продукции собственного производства или выпиской из Евразийского реестра промышленной продукции государств – членов Евразийского экономического союза (https://erpt.eecommission.org/).

При этом требования минимальной доли касаются закупок, осуществляемых на основании постановления № 229, а также на основании приложения 1 к постановлению № 229.

 

Обратите внимание!

В 2021 г. минимальная доля должна быть достигнута (в процентном соотношении) с момента вступления в силу постановления № 415 (с 23.07.2021 г.) и до конца года (до 31.12.2021 г.).

 

Приложение 1 к постановлению № 229 дополнено новыми пунктами, то есть фактически новыми основаниями для неприменения постановления № 229

Среди прочих приложение 1 к постановлению № 229 дополнено п. 67, позволяющим осуществлять закупки сырья, материалов, комплектующих, используемых для изготовления товара по заказу конкретного покупателя, у поставщиков, указанных таким покупателем.

Выводы

  1. Все приведенные изменения в какой-то степени потребуют корректировки локальных правовых актов организаций, применяющих его.
  2. При принятии решения о проведении закупки с 23.07.2021 необходимо следовать правилам постановления № 415, в т.ч. касающимся минимальной доли закупки белорусских товаров.
  3. Изменения в постановление № 229 касаются тех субъектов, кто назван в подп. 1.1 п. 1 постановления № 229. Иные субъекты, в частности коммунальные унитарные предприятия, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности, не применяют постановление № 229 и постановление № 415 до момента внесения соответствующих изменений в решения местных Советов депутатов, которыми такие субъекты должны руководствоваться при осуществлении закупок за счет собственных средств.

 

Документы:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (постановление № 229).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2021 № 415 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» (постановление № 415).

Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007­2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 (ОКРБ 007­2012).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.