8 август 2021
Страница № 25

    

    

    

    

   

Закупки иностранных товаров: рекомендации заказчикам (организаторам)

Максим Бенсман, адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Финансы Инвестиции»,член Минской городской коллегии адвокатов

Из статьи вы узнаете:

  • какими документами участники должны подтвердить страну происхождения товаров;
  • какие обстоятельства учитывать комиссии при оценке документов, подтверждающих страну происхождения товаров;
  • как сформулировать требования к предложениям участников.

 

Постановлением № 206 установлены условия допуска ряда товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок. Перечень таких товаров определен в приложении 1 к постановлению № 206.

К участию в открытом конкурсе, электронном аукционе, процедуре запроса ценовых предложений допускается участник, предложение которого содержит информацию о поставке товара, указанного в приложении 1 к постановлению № 206, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств, за исключением Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации (далее – страны ЕАЭС), если для участия в этих процедурах государственных закупок подано менее 2 предложений, содержащих информацию о поставке такого товара, происходящего из Республики Беларусь или стран ЕАЭС, и соответствующих требованиям документов, представляемых участникам для подготовки предложения в целях участия в процедуре государственной закупки (далее – документы, представляемые для подготовки предложения). То есть в данном случае используется так называемый принцип «третий лишний».

Рассмотрим, каким образом этот принцип применяется.

Установленные постановлением № 206 условия допуска применяются в случае, если на процедуру государственной закупки поступило 3 и более предложения. Если же для участия в процедуре закупки подано всего 2 предложения (независимо от страны происхождения предлагаемых товаров), то условия допуска согласно постановлению № 206 не применяются, а рассмотрение предложений осуществляется по общим правилам Закона № 419-З.

Кроме того, условия допуска, установленные постановлением № 206, действуют при проведении только трех видов процедур государственных закупок: открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений – и касаются только товаров,  перечень которых содержится в приложении 1 к постановлению № 206, и поставщиков, их предлагающих.

 

Обратите внимание!

При необходимости приобретения товаров, включенных в приложение 1 к постановлению № 206, не допускается их объединение в одном предмете или его части (лоте) с товарами, не включенными в данное приложение, даже при наличии технологической и функциональной связи между ними.

 

Документы, подтверждающие страну происхождения товаров

Постановлением № 206 определены документы, подтверждающие страну происхождения товаров для целей данного постановления. При этом перечень таких документов различается в зависимости от того, включен ли товар в приложение 2 к постановлению № 206.

По этой причине заказчику (организатору) при подготовке документов, представляемых для подготовки предложений, необходимо самостоятельно проверить наличие или отсутствие товара, указанного в приложении 1 к постановлению № 206, в приложении 2 к данному постановлению. В зависимости от результата такой проверки в документах, представляемых для подготовки предложений, определяется перечень документов, подтверждающих страну происхождения товара (п. 2 постановления № 206).

В частности, для товаров, включенных в приложение 1, но не включенных в приложение 2 к постановлению № 206, документами, подтверждающими страну происхождения, являются:

1) если товар происходит из Республики Беларусь – один из следующих документов:

  • сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой (далее – БелТПП) или ее унитарными предприятиями с учетом особенностей, установленных постановлением № 21, или его копия;
  • сертификат продукции собственного производства, выданный БелТПП или ее унитарными предприятиями, их представительствами и филиалами, или его копия. В случае представления указанного документа участником, не являющимся производителем товара, предлагаемого в процедуре государственной закупки, дополнительно должен быть представлен документ (договор, доверенность или иной документ), подтверждающий правомочие на использование такого сертификата участником;

2) если товар происходит из страны ЕАЭС – сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) государства происхождения товара, или его копия.

Для товаров, одновременно включенных в приложение 1 и в приложение 2 к постановлению № 206, документами, подтверждающими страну происхождения, являются:

1) если товар происходит из Республики Беларусь – один из следующих документов:

  • сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый БелТПП или ее унитарными предприятиями с учетом особенностей, установленных постановлением № 21, или его копия;
  • сертификат продукции собственного производства, выданный БелТПП или ее унитарными предприятиями, их представительствами и филиалами, или его копию (с подтверждением правомочий на его использование);
  • выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза, полученная в соответствии с п. 24 Правил, или ее копия;

2) если товар происходит из страны ЕАЭС – выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза, полученная в соответствии с п. 24 Правил, или ее копия.

 

Что необходимо учесть комиссии заказчика

Условия допуска иностранных товаров установлены с учетом того, соответствуют ли поданные предложения требованиям документов, представляемых для подготовки предложения (абзац второй п. 1 постановления № 206).

Соответственно в первую очередь комиссия по государственным закупкам при рассмотрении предложений должна установить, соответствуют ли они требованиям документов, представляемых для подготовки предложения.

Если в результате рассмотрения (отклонения) предложений участников осталось 2 предложения либо менее (независимо от страны происхождения предлагаемых товаров), то условия допуска согласно постановлению № 206 не применяются, а рассмотрение предложений осуществляется по общим правилам Закона № 419-З. Если же предложений участников осталось более двух, то комиссии необходимо установить, какое количество предложений, соответствующих требованиям документов, представляемых для подготовки предложения, содержит информацию о поставке товара, происходящего из Республики Беларусь или стран ЕАЭС, и подтверждающие страну происхождения товаров документы.

 

Справочно:

с евразийским реестром промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза можно ознакомиться и получить выписку по ссылке: https://erpt.eecommission.org.

Поскольку при проведении открытого конкурса и процедуры запроса ценовых предложений оператор электронной торговой площадки обеспечивает доступ к содержанию предложений участников в полном объеме, комиссия сразу может установить, представлены ли в предложениях участников документы, подтверждающие страну происхождения товара. Предложения участников, не содержащие подтверждающие страну происхождения документы, либо с товаром из иных государств, отклоняются.

Если же на процедуру закупки поступило менее двух таких предложений (либо участниками, предлагающими товар, происходящий из указанных стран, не представлены документы, подтверждающие страну происхождения), то все участники, предложения которых соответствуют требованиям документов, представляемых для подготовки предложений, допускаются к участию в процедуре государственной закупки в соответствии с законодательством.

Несколько иначе применяются данные нормы при проведении электронного аукциона.

Как разъяснило МАРТ в своем письме № 14-01-10/1625, при проведении электронного аукциона, для соблюдения норм постановления № 206, при рассмотрении первых разделов предложений необходимо учитывать наличие в первом разделе предложения участника информации о том, будет ли представлен документ, подтверждающий страну происхождения товара, во втором разделе предложения.

Если двумя и более участниками в первых разделах аукционных предложений страной происхождения товара указана Республика Беларусь или страна ЕАЭС и указано, что подтверждающие страну происхождения документы будут представлены во втором разделе предложения, предложения иных участников, предложивших товар не из числа указанных выше государств, либо предложения, не содержащие информацию о представлении подтверждающих документов, подлежат отклонению.

Если же менее двух предложений содержат такую информацию о товаре либо участниками, предлагающими товар, происходящий из вышеуказанных стран, не указано, что подтверждающие страну происхождения документы будут представлены во втором разделе предложения, все участники, предложения которых соответствуют требованиям аукционных документов, допускаются к процедуре государственной закупки в соответствии с законодательством.

Соответственно при проведении электронного аукциона комиссия, рассмотрев первые разделы предложений участников, определяет страну происхождения предлагаемых ими товаров и проверяет наличие информации о представлении участниками во вторых разделах предложений документов, подтверждающих страну происхождения товара. На основании полученной информации комиссия принимает решение об отклонении либо допуске участников к торгам.

После проведения торгов комиссия проверяет наличие в предложениях участников, сделавших последнюю и предпоследнюю ставки и указавших, что подтверждающие страну происхождения документы будут представлены во втором разделе предложения, документов, подтверждающих страну происхождения товара.

Если такие документы отсутствуют или не соответствуют установленным требованиям,  такие предложения подлежат отклонению на основании абзаца четвертого п. 4 ст. 44 Закона № 419-З.

При оценке документов, подтверждающих страну происхождения товара, комиссии следует учитывать ряд обстоятельств.

Так, в гр. 1 сертификата о происхождении товара формы СТ-1 (грузоотправитель/экспортер) указывается информация о заявителе – участнике процедуры госзакупки (подп. 1.1 п. 1 постановления № 21). Соответственно такой сертификат не может быть передан иному лицу для целей подтверждения страны происхождения и предъявляется в процедуре госзакупки только участником. Кроме того, сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выдаваемый в Республике Беларусь для целей участия в госзакупках, выдается на срок, не превышающий 6 месяцев с даты выдачи. Таким образом, сертификат, выданный на больший срок, не может быть использован в процедурах госзакупок в целях подтверждения страны происхождения при установлении условий допуска.

Как указано в постановлении № 206, в случае если сертификат продукции собственного производства представляется участником, не являющимся производителем предлагаемого товара, дополнительно должен быть представлен документ (договор, доверенность или иной документ), подтверждающий правомочие на использование такого сертификата участником. Требуется именно документ, подтверждающий правомочие на использование сертификата продукции собственного производства, а не на поставку (реализацию) товара. Из текста такого документа должно очевидным образом следовать предоставленное участнику производителем такого товара полномочие на использование сертификата продукции собственного производства.

Также если товар происходит из страны ЕАЭС, то сертификат о происхождении товара формы СТ-1 предоставляется независимо от того, кто участвует в процедуре госзакупки (резидент Республики Беларусь или нерезидент). Дополнительное получение заменяющего сертификата о происхождении товара формы СТ-1 для участника процедуры госзакупки не требуется.

Рекомендации заказчикам при установлении требований к предложениям участников

При разработке документов, представляемых для подготовки предложения, заказчик (организатор), определив, что товар включен в приложение 1 к постановлению № 206, должен установить условия допуска таких товаров и предлагающих их участников к процедуре госзакупки. В том числе он должен предусмотреть требование к содержанию предложения участника об указании в отношении товара страны его происхождения, а также о представлении документов, предусмотренных п. 2 постановления № 206 (при их наличии).

МАРТ в своем письме № 14-01-10/1625 приводит примеры соответствующих положений документов, представляемых для подготовки предложения. Так, в конкурсных документах или документах процедуры запроса ценовых предложений может быть предусмотрено следующее: «В предложении участника должна быть указана страна происхождения товара для целей применения условий допуска на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок», а также приложены документы, подтверждающие страну происхождения (при их наличии)».

В случае проведения электронного аукциона в соответствии с постановлением № 206 необходимо учитывать, что первый раздел предложения должен содержать сведения о стране происхождения товара. В то же время представление документов, подтверждающих страну происхождения, в первом разделе не допускается, поскольку они могут идентифицировать участника (например, если подтверждающим документом будет сертификат о происхождении товара формы СТ-1, выданный с учетом особенностей, установленных постановлением № 21). Соответственно такие документы должны представляться во втором разделе предложения участника.

В связи с этим при проведении электронного аукциона в соответствии с постановлением № 206, по мнению МАРТ, заказчику (организатору) в аукционных документах необходимо дополнительно установить требование о том, что если участником предлагается товар, происходящий из Республики Беларусь или стран ЕАЭС, то участник в первом разделе предложения должен указать, будет ли представлен документ, подтверждающий страну происхождения товара, во втором разделе предложения.

 

Справочно:

условия допуска, определенные постановлением № 206, действуют при проведении только 3 видов процедур государственных закупок – открытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений.

Например, требования к содержанию предложения участника могут быть изложены следующим образом: «В первом разделе предложения участника должна быть указана страна происхождения товара. Также участнику, предлагающему товар из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и (или) Российской Федерации, необходимо в первом разделе предложения указать, будет ли представлен один из документов, указанных в пункте 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206, во втором разделе предложения. При наличии такого заявления в первом разделе предложения второй раздел предложения участника должен содержать документы, подтверждающие страну происхождения товаров. В случае отсутствия в первом разделе информации о представлении во втором разделе подтверждающего документа товар для целей соблюдения требований постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2016 г. № 206 будет считаться происходящим из иностранных государств».

 

Документы:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок» (постановление № 206).

Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-­З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419­-З).

Постановление Министерства торговли Республики Беларусь от 06.06.2016 № 21 «О заполнении сертификата формы СТ­1 для целей проведения процедур государственных закупок» (постановление № 21).

Правила определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 (Правила).

Письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 29.06.2021 № 14­01­10/1625 «О разъяснении законодательства» (письмо МАРТ № 14­01­10/1625).

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.