Как изменятся закупки в строительстве в свете прекращения действия Указа № 223
Мы беседуем с Владимиром Майбородой, юристом.
Что обсудили:
- 1 июля 2021 г. закончился срок действия Указа № 223. С этой даты законодательство о государственных закупках применяется при проведении закупок в строительстве в полном объеме.
- Вид процедуры государственной закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок.
– Поскольку Указ № 223 прекратил действие с 1 июля 2021 г., неизбежно возникают вопросы: как правильно применять законодательство о государственных закупках в строительстве и как правильно выбрать процедуру закупки?
– Да, второй вопрос является наиболее популярным среди специалистов строительных организаций в последнее время. Рассмотрим, что нужно для этого сделать.
Вид процедуры государственной закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок (п. 2 ст. 18 Закона № 419-З). Из этой нормы следует, что первое действие при выборе процедуры государственной закупки – это определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки.
Но прежде чем рассмотреть порядок определения такой стоимости, считаем необходимым обратить внимание на важную особенность: согласно части четвертой п. 1 ст. 19 Закона № 419-З при формировании годового плана государственных закупок товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно. Соответственно ориентировочная стоимость предмета государственной закупки в виде годовой потребности в товарах (работах, услугах) определяется по каждому объекту строительства отдельно.
Определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки осуществляется с применением следующих способов (подп. 1.2 п. 1 постановления № 35):
- изучения конъюнктуры рынка;
- проектно-сметного;
- затратного.
Приоритетным является способ изучения конъюнктуры рынка. Остальные способы могут применяться только в случаях, предусмотренных подп. 1.4 и 1.5 п. 1 постановления № 35. Например, если уже имеется утвержденная проектно-сметная документация, то для госзакупки может применяться проектно-сметный способ (подп. 1.4 п. 1 постановления № 35). Применение данного способа удобно для заказчика, так как все необходимые данные рассчитаны проектировщиком и утверждены в ходе экспертизы.
Однако до того как у заказчика появится проектная документация, ему надо закупить работы (услуги), необходимые для строительства объекта, например разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, проектной документации, инженерные услуги и др. В этих случаях для определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки обязательным является применение способа изучения конъюнктуры рынка.
После определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки необходимо внести дополнения в годовой план государственных закупок.
В письме МАРТ Республики Беларусь от 24.06.2021 № 14-01-10/1598К «О закупках для строительства» разъяснено, что в годовой план государственных закупок на 2021 г. необходимо включать только те товары (работы, услуги) для строительства, приобретение которых будет осуществляться посредством проведения процедуры государственной закупки согласно Закону № 419-З с 1 июля 2021 г. При этом не имеет значения, на какой стадии находится строительство объекта, правило действует от разработки предпроектной (предынвестиционной) документации до закупки ленточки, перерезаемой при торжественной сдаче объекта (если такая лента предусмотрена в проектной документации).
Также необходимо учитывать, что в годовой план государственных закупок включаются только товары (работы, услуги), которые закупает заказчик. Те товары (работы, услуги), закупку которых осуществляет генеральный подрядчик (субподрядчик), в годовой план государственных закупок не включаются, поскольку такие закупки не относятся к государственным.
– Как правильно выбрать процедуру закупки и на что при этом следует обращать внимание?
– Прежде всего сделаем оговорку, что заказчика мы рассматриваем так, как он определен в ст. 1 Закона № 300-З, т.е. как сторону, основной функцией которой является финансирование строительства. В отношениях «подрядчик – заказчик» вопросы материально-технического обеспечения строительства объекта, как правило, являются обязанностью первого, а выделение финансовых ресурсов для строительства – второго.
Процедура закупки из одного источника. Заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника в случаях, установленных приложением к Закону № 419-З (п. 2 ст. 49 Закона № 419-З). Формулировка «вправе провести» означает, что заказчик может выбрать и иные процедуры с соблюдением законодательства.
Для закупок в строительстве в указанном приложении может быть использован только п. 9: приобретение товаров (работ, услуг), ориентировочная стоимость годовой потребности государственной закупки которых составляет не более 300 базовых величин (БВ). Таким образом, при закупке работ (услуг) для строительства на сумму до 8 700 бел. руб. может применяться процедура закупки из одного источника.
Процедура запроса ценовых предложений применяется в случае государственной закупки товаров (работ, услуг), пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности которых устанавливается Правительством, в т.ч. по перечню товаров (работ, услуг), установленному для проведения электронных аукционов (п. 2 ст. 45 Закона № 419-З). Формулировка «применяется в случае» означает, что заказчик не может по своему выбору провести другую процедуру в тех случаях, когда законодательство предписывает проводить запрос ценовых предложений.
Отметим, что единственным критерием выбора при проведении данной процедуры является цена предложения. Пороговое значение ориентировочной стоимости годовой потребности государственной закупки установлено в следующих размерах (подп. 1.3 п. 1 постановления № 395):
- товаров – более 300, но не более 1 000 БВ;
- работ (услуг) – более 300, но не более 3 000 БВ.
Таким образом, процедура запроса ценовых предложений должна использоваться для закупки работ (услуг) в строительстве при ориентировочной стоимости предмета закупки от 300 до 3 000 БВ.
Электронный аукцион применяется в случае государственной закупки по перечню товаров (работ, услуг), установленному Правительством, а также может быть применен в иных случаях, определяемых заказчиком (организатором) самостоятельно, за исключением государственной закупки товаров (работ, услуг), включенных в перечень товаров (работ, услуг), закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов (п. 2 ст. 38 Закона № 419-З). Перечень товаров (работ, услуг), государственные закупки которых осуществляются с применением электронных аукционов, установлен в приложении 2 к постановлению № 395. Строительных работ (услуг) в этом приложении нет.
Возможность применения процедуры электронного аукциона для закупок в строительстве заложена в формулировке «в иных случаях, определяемых заказчиком самостоятельно». Следует учитывать, что здесь так же, как и в процедуре запроса ценовых предложений, единственным критерием выбора победителя является наименьшая цена при условии, что участник соответствует установленным требованиям. Поэтому электронный аукцион может применяться в диапазоне ориентировочной стоимости предмета закупки до 300 БВ и свыше 3 000 БВ.
Открытый конкурс, в котором победителем признается участник, предложивший лучшие условия исполнения договора и соответствующий требованиям конкурсных документов, применяется в случаях, не установленных для применения иных видов процедур государственных закупок (п. 1 ст. 31 Закона № 419-З). Иных ограничений для проведения этой процедуры не установлено.
Для выбора наилучшего предложения участников используются критерии оценки предложений, виды и методика применения которых изложены в постановлении № 449. Таким образом, открытый конкурс может применяться для закупки работ (услуг) для строительства в диапазоне ориентировочной стоимости предмета закупки до 300 БВ и свыше 3 000 БВ.
Иные процедуры. Для закупок в строительстве мы не рассматриваем возможность проведения процедур конкурса с ограниченным участием и 2-этапного конкурса. Случаи их применения устанавливаются Правительством, и для работ (услуг) в строительстве такие случаи не определены.
Есть еще закрытый конкурс, применяемый при осуществлении государственной закупки, сведения о которой составляют государственные секреты (п. 1 ст. 37 Закона № 419-З). Полагаем, что случаи строительства объектов, сведения о которых составляют государственные секреты, для большинства читателей не представляют интереса.
Перечень товаров, государственные закупки которых осуществляются с применением биржевых торгов, определен в постановлении № 395 и для рассматриваемого случая неприменим.
Резюме
При государственных закупках работ (услуг) для строительства применяются процедуры открытого конкурса, электронного аукциона, запроса ценовых предложений и закупки из одного источника. Выбор конкретной процедуры закупки осуществляется заказчиком с учетом ориентировочной стоимости предмета закупки и необходимости применения критериев выбора наилучшего предложения.
Документы:
Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (Указ № 223). Прекратил действие с 01.07.2021.
Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (Закон № 419-З).
Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» (постановление № 35).
Закон Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (Закон № 300-З).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (постановление № 395).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 № 449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов» (постановление № 449).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
124
-
120
-
118
-
118
-
118
-
117
