Легко ли спилить дерево: порядок действий и ответственность
О чем статья:
- изложены правила удаления деревьев с территории организации, порядок получения соответствующих разрешений на удаление, а также последствия незаконного удаления деревьев.
Ситуация
На территории ОАО, а также рядом с используемой им автостоянкой (земля города) растут старые деревья, которые в силу возраста могут упасть (одно на заводской территории уже упало). Некоторые из деревьев излишне затеняют окна в административном здании.
Может ли ОАО удалить эти деревья?
Любое дерево нельзя удалить просто так. Для этого необходимо наличие правовых оснований, установленных в части первой ст. 37 Закона № 205-З. Такими основаниями (применительно к рассматриваемой теме) в т.ч. являются:
- разрешение местного исполнительного и распорядительного органа;
- заключение о признании дерева опасным.
Рассмотрение заданной ситуации требует ответа на несколько вопросов, имеющих особенности их правового регулирования.
Каким должен быть порядок удаления опасных деревьев на собственной и городской территории?
Порядок удаления опасных деревьев регулируется ст. 37-6 Закона № 205-З и осуществляется на основании заключения о признании дерева опасным, которое выдается уполномоченным лицом. Уполномоченным лицом в данном случае является уполномоченное местным исполнительным и распорядительным органом лицо в области озеленения (часть первая ст. 37-1 Закона № 205-З).
Справочно:
опасные деревья – деревья, создающие своим вероятным падением угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу граждан и юридических лиц (сухостойные, пораженные стволовой гнилью, имеющие иные значительные повреждения ствола и (или) корневой системы, зависшие на зданиях, сооружениях, других деревьях, а также наклоненные в сторону зданий, сооружений, когда радиус возможного падения таких деревьев превышает безопасное расстояние до этих зданий, сооружений) (абз. 30 ст. 1 Закона № 205-З).
Администрация ОАО как пользователь земельного участка, в границах которого произрастают опасные деревья, самостоятельно обращается к уполномоченному лицу за получением заключения о признании дерева опасным.
Представители уполномоченного лица не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения, в присутствии пользователя земельного участка либо лица, им уполномоченного, проводят осмотр дерева, осуществляют его фотосъемку (на фотоматериалах должны быть представлены общий вид опасного дерева и признаки его опасности) и при наличии оснований для признания его опасным на месте оформляют и подписывают соответствующее заключение (с указанием месторасположения опасного дерева и признаков его опасности), прилагаемую к нему карту-схему расположения опасного дерева, а также обозначают опасное дерево нанесением оранжевой краской полосы по окружности ствола, а при указании в заключении и на карте-схеме нескольких опасных деревьев – также нанесением номера дерева в соответствии с заключением и картой-схемой.
Справочно:
формы заключения и других документов, связанных с удалением деревьев, приведены в приложениях к постановлению № 46.
Оперативность рассмотрения обращения ОАО о признании дерева опасным объясняется тем, что падение такого дерева со всеми негативными последствиями в виде возможного причинения вреда людям и имуществу может произойти непредсказуемо в любой момент.
Поэтому при получении заключения о признании дерева опасным администрация ОАО обязана принять меры к его удалению в короткие сроки.
Заключение о признании дерева опасным и карта-схема расположения опасного дерева оформляются в 2 экземплярах, один из которых передается пользователю земельного участка либо лицу, им уполномоченному, второй хранится у уполномоченного лица с фотоматериалами на бумажном и электронном носителях.
Во время проведения работ по удалению опасных деревьев у руководителя (исполнителя) работ на месте удаления опасных деревьев должны находиться заключение о признании дерева опасным и карта-схема расположения опасного дерева (часть шестая ст. 37-6 Закона № 205-З).
Работы по удалению опасного дерева могут производиться как силами ОАО (при наличии специально обученных работников), так и с привлечением специализированных организаций (последний вариант является более предпочтительным).
Обратите внимание!
ОАО не вправе удалять опасное дерево, произрастающее за пределами его территории. Письменную информацию о наличии такого опасного дерева на городских землях ОАО следует направить в местный исполнительный и распорядительный орган, который примет необходимые меры по удалению этого дерева.
Как быть с деревьями, которые препятствуют эксплуатации зданий?
Удаление деревьев, препятствующих эксплуатации зданий, допускается в случае, если устранение препятствий эксплуатации зданий невозможно путем обрезки этих деревьев (абз. 12 ст. 37-3 Закона № 205-З).
Поэтому ОАО не получит разрешения на удаление таких деревьев, если обрезка позволяет устранить препятствия, создаваемые этими деревьями для эксплуатации зданий.
Получать разрешение местного исполкома для производства обрезки администрации ОАО не требуется.
Территория, на которой проводятся работы по обрезке деревьев, от начала и до завершения этих работ должна быть обозначена по периметру лентами или иным способом с указанием наименования (фамилии, имени, отчества (если таковое имеется)) и контактных данных лица, осуществляющего обрезку деревьев (часть шестая ст. 37-10 Закона № 205-З).
Решение о выдаче разрешения на удаление деревьев, препятствующих эксплуатации зданий, принимается местным исполкомом при наличии заключения о подтверждении обстоятельств, препятствующих эксплуатации зданий. Такое заключение выдается уполномоченной местным исполкомом организацией в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности либо структурным подразделением местного исполкома в этой области (часть пятая ст. 37-3 Закона № 205-З). Данное заключение местный исполком запрашивает самостоятельно.
Как удалить деревья на основании разрешения местного исполкома?
Для получения разрешения на удаление администрация ОАО подает в местный исполком заявление с указанием:
- своего наименования, учетного номера плательщика, места нахождения;
- предполагаемых оснований для удаления объектов растительного мира, их видов (пород), количественных параметров (штук, погонных метров, квадратных метров) и места их расположения.
Справочно:
представление заявителем документов и (или) сведений, не соответствующих установленным требованиям, подложных, поддельных или недействительных документов является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на удаление (п. 13 Положения № 1426).
Срок действия разрешения на удаление составляет один год и исчисляется с даты его регистрации в журнале регистрации разрешений на удаление, который ведется местным исполкомом.
Во время проведения работ по удалению дерева у руководителя (исполнителя) работ на месте удаления должно находиться разрешение на удаление или заверенная в установленном порядке копия, а у юридического лица и гражданина, которым пользователем земельного участка предоставлено право удаления, – также гражданско-правовой договор, на основании которого это право предоставлено.
Как удаляются упавшие деревья?
Удаление упавших деревьев (за исключением произраставших на землях запаса, землях общего пользования населенных пунктов) производится пользователями земельных участков в границах предоставленных им земельных участков, а также иными лицами на основании гражданско-правового договора с пользователями земельных участков без предоставления каких-либо документов (разрешений, заключений, актов, уведомлений), исходящих от местного исполнительного и распорядительного органа или уполномоченного им лица (абз. 5 части второй ст. 37 Закона № 205-З).
Поэтому удаление дерева, упавшего на территории ОАО, организуется администрацией ОАО самостоятельно.
Рекомендация
Автор рекомендует составить акт произвольной формы о падении дерева с приложением фотографий и схемы, чтобы впоследствии при отсутствии надлежащей фиксации факта произвольного падения дерева администрация ОАО не была обвинена в незаконном удалении этого дерева.
Что можно cделать с деревьями, затеняющими окна?
Исходя из содержания абз. 7 части второй ст. 38 Закона № 205-З допускается удаление деревьев, препятствующих выполнению требований к инсоляции и освещенности зданий, сооружений и иных объектов, установленных общими и специфическими санитарно-эпидемиологическими требованиями, гигиеническими нормативами. Эти требования, а также методы определения условий инсоляции или затемнения помещений и территории в условиях застройки содержит СанПиН № 80.
Справочно:
под инсоляцией понимают непосредственное, прямое солнечное облучение внутренних помещений жилых и общественных зданий, территории жилой застройки (п. 8 СанПиН № 80).
С учетом изложенного администрация ОАО при наличии недостаточной освещенности в административном здании по причине растущих деревьев может обратиться с заявлением об их удалении в местный исполком.
Однако следует помнить, что практика работы местных исполкомов говорит о том, что удаление дерева рассматривается как крайняя мера, если иные варианты сохранения дерева (в данном случае прежде всего обрезка) отсутствуют.
Чем чревато незаконное удаление деревьев
Нарушение законодательства Республики Беларусь об охране и использовании растительного мира влечет ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь (часть первая ст. 74 Закона № 205-З).
При этом виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 277 УК за незаконную рубку, незаконные уничтожение, удаление, изъятие или повреждение древесно-кустарниковой растительности, повлекшие причинение ущерба в крупном и особо крупном размере или к административной ответственности по ст. 16.17 КоАП за незаконную рубку, незаконные удаление, пересадку, повреждение или уничтожение древесно-кустарниковой и иной растительности.
Кроме этого, с нарушителя взыскивается стоимость незаконно удаленных деревьев, а также вред, причиненный объектам растительного мира (ст. 75, 76 Закона № 205-З).
Документы:
Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 205-З «О растительном мире» (Закон № 205-З).
Постановление Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 03.11.2011 № 46 «Об установлении форм документов по вопросам удаления и пересадки объектов растительного мира» (постановление № 46).
Положение о порядке выдачи разрешений на удаление объектов растительного мира, разрешений на пересадку объектов растительного мира, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.10.2011 № 1426 (Положение № 1426).
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2008 № 80 (СанПиН № 80).
Уголовный кодекс Республики Беларусь (УК).
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
139
-
133
-
132
-
132
-
128
-
125






