Акты выполненных работ не оформлены. Как отразить операции, касающиеся работ, в бухгалтерском учете
Все ответы на тест на с. 2: 1) В; 2) Б; 3) А; 4) Б; 5) А.
Чем полезна:
в статье разъясняется, подлежит ли проведению в бухгалтерском учете выполнение работ, если акты выполненных работ не соответствуют перечню, установленному законодательством. В обоснование приводится разъяснение уполномоченного государственного органа.
Ситуация / промышленность / торговля
Производственно-торговое предприятие (исполнитель) выполнило для открытого акционерного общества (заказчик) проектные работы, предусмотренные договором подряда, заключенным надлежащим образом. После выполнения работ подрядчик представил заказчику акты приема-передачи выполненных работ, однако бухгалтерские службы обеих организаций отказались проводить выполнение работ и производить оплату на основании этих актов, мотивируя тем, что они не предусмотрены законодательством.
Рассмотрим, являются ли указанные акты основанием для проведения в бухгалтерском учете соответствующих операций.

Оформление первичных учетных документов
Документирование хозяйственной операции, приводящей к изменению активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов субъекта хозяйствования и, как следствие, подлежащей отражению на счетах бухгалтерского учета, осуществляется на основании первичного учетного документа. Перечень сведений, которые должен содержать первичный учетный документ, приведен в ст. 10 Закона № 57-З.
Так, в частности, первичный учетный документ должен быть подписан лицом (лицами), ответственным (ответственными) за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, собственноручно либо с использованием средств связи и иных технических средств, компьютерных программ, информационных систем или информационных сетей, если такой способ подписания позволяет достоверно установить, что этот документ подписан лицом (лицами), ответственным (ответственными) за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления (факсимильное воспроизведение собственноручной подписи с помощью средств механического или другого копирования, электронная цифровая подпись или другой аналог собственноручной подписи, обеспечивающий идентификацию соответствующего лица (соответствующих лиц)).
Обратите внимание!
Перечень первичных учетных документов для целей бухгалтерского учета закреплен в постановлении № 360.
Из буквального анализа содержания ст. 10 Закона № 57-З можно прийти к выводу, что первичный учетный документ в определенных случаях может быть подписан одним участником хозяйственной операции, поскольку в тексте данной статьи Закона № 57-З указанный термин используется как в единственном, так и во множественном числе. Также п. 1 постановления № 13 определен исчерпывающий перечень случаев, когда первичный учетный документ, подтверждающий совершение хозяйственной операции, может быть составлен участником хозяйственной операции единолично.
Первичный учетный документ составляется участником хозяйственной операции единолично на основании документов (сведений), содержащих информацию об этой хозяйственной операции, и (или) договора.
К одному из таких случаев относится выполнение работ (оказание услуг) по договору, заключенному в письменной форме, в котором предусмотрено оформление первичных учетных документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг), единолично, за исключением договоров подряда, не являющихся публичными договорами.
Оформление акта приема-передачи к договору подряда на проектные и изыскательские работы
Договор подряда на проектные и изыскательские работы является отдельным видом договора подряда и не является публичным договором исходя из критериев, закрепленных в ст. 396 ГК. На данный договор распространяются общие положения о подряде, предусмотренные § 1 гл. 37 ГК, а также нормы Правил № 297.
После завершения подрядчиком работ, предусмотренных в календарном плане, заказчику передаются результаты работ с представлением накладной на передачу результатов работ по форме согласно приложению 3 к Правилам № 297, акта сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ, их видов (этапов) и (или) акта оказанных услуг в количестве экземпляров, предусмотренных договором (п. 48 Правил № 297).
В случае неподписания заказчиком накладной на передачу результатов работ, акта оказанных услуг или акта сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ, их видов (этапов) и непредставления им мотивированного отказа от приемки результатов работ, их видов (этапов) в 5-дневный срок работы считаются принятыми и подлежат оплате заказчиком (п. 50 Правил № 297).
Возвращаясь к рассматриваемой ситуации, отметим, что действительно акта сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ, указанного в п. 50 Правил № 297, нет в ранее упоминавшихся постановлениях № 13 и № 360, в связи с чем бухгалтерия подрядчика отказалась проводить по бухгалтерскому учету выполнение работ, а бухгалтерия заказчика – производить оплату.
Казалось бы, Правила № 297 имеют одинаковую юридическую силу с постановлениями № 13 и № 360, поскольку все они утверждены (постановлены) Советом Министров Республики Беларусь и на этом основании должны выполняться субъектами хозяйствования, однако бухгалтеры организаций отказались проводить акты, оформленные в соответствии с Правилами № 297, по бухгалтерскому учету.
Бухгалтерская служба как заказчика, так и подрядчика в обоснование своей позиции о невозможности проведения по бухгалтерскому учету соответствующего одностороннего акта выполненных работ сослались на один из принципов бухгалтерского учета и отчетности, содержащийся в ст. 3 Закона № 57-З, – принцип преобладания экономического содержания.
Обратите внимание!
Принцип преобладания экономического содержания означает, что хозяйственные операции отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя не столько из их правового, сколько из их экономического содержания.
В связи с имеющейся коллизией действующего законодательства в области бухгалтерского учета и отчетности в адрес Министерства финансов Республики Беларусь, осуществляющего методологическое сопровождение, был направлен запрос о том, имеет ли право подрядчик отразить в бухгалтерском учете подписанный единолично акт сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ в случае непредставления заказчиком мотивированного отказа от приемки результатов работ в 5-дневный срок, если в соответствии с п. 50 Правил № 297 такие работы считаются принятыми и подлежат оплате заказчиком.
Данный запрос для рассмотрения и ответа был перенаправлен Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь как разработчику Правил № 297.

Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь письмом от 29.02.2024 № 07.1-31/2903 в пределах своей компетенции сообщило следующее.
При разработке проектной документации и (или) выполнении изыскательских работ основанием для расчетов за результаты работ является подписанный сторонами акт сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ, их видов (этапов) по форме, устанавливаемой подрядчиком (п. 37 Правил № 297).
Заказчик после получения результатов работ, накладной на передачу результатов работ, акта оказанных услуг или акта сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ, их видов (этапов) обязан в 5-дневный срок направить подрядчику подписанный один экземпляр накладной на передачу результатов работ, соответствующего акта или в письменной форме мотивированный отказ от приемки результатов работ, их видов (этапов) (п. 49 Правил № 297).
В случаях неподписания заказчиком накладной на передачу результатов работ, акта оказанных услуг или акта сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ, их видов (этапов) и непредставления им мотивированного отказа от приемки результатов работ, их видов (этапов) в 5-дневный срок работы считаются принятыми и подлежат оплате заказчиком (п. 50 Правил № 297).
При этом в целях бухгалтерского учета хозяйственных операций организации следует руководствоваться нормами законодательства о бухгалтерском учете.
Согласно требованиям ст. 10 Закона № 57-З каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным – непосредственно после ее совершения.
Первичные учетные документы должны содержать следующие сведения:
– наименование документа, дату его составления;
– наименование организации (организаций), фамилию и инициалы физического лица (физических лиц), являющегося участником хозяйственной операции;
– содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
– должность служащего (профессию рабочего) лица, ответственного (ответственных) за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, его (их) фамилию (фамилии), инициалы и подпись (подписи).
До подписания первичного учетного документа лицами, ответственными за совершение хозяйственной операции (со стороны передающей и принимающей стороны), первичный учетный документ не является подтверждением совершения хозяйственной операции, за исключением случаев составления первичных учетных документов в одностороннем порядке в соответствии с законодательством.
Для защиты интересов организации необходимо обратиться в суд с иском о взыскании стоимости выполненных работ на основании неподписанного заказчиком акта.
Бухгалтерии следует отражать выручку от реализации выполненных проектных и изыскательских работ на основании бухгалтерской справки, составленной на дату вступления в силу решения суда.
Резюме
Приведенный анализ действующего законодательства и практики его применения свидетельствует о том, что п. 50 Правил № 297 не работает и дает возможность недобросовестному заказчику длительное время, злоупотребляя своим правом, не подписывать соответствующие акты и иные документы и не представлять мотивированного отказа от приемки результатов работ.
Предложенные Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь алгоритм и способ защиты нарушенного права соответствуют пп. 16, 17 постановления Пленума ВХС № 6.
Обратите внимание!
Заказчик несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных договором, и уплачивает неустойку (пеню) подрядчику за необоснованное уклонение от приемки выполненных работ, их видов (этапов) и оформления документов, подтверждающих их выполнение, в размере не менее 0,2 % стоимости непринятых работ, их видов (этапов) за каждый день просрочки, но не более стоимости этих работ (п. 57 Правил № 297).
Следует иметь в виду, что в случае заявления заказчиком уже в ходе судебного разбирательства возражений относительно указанных в актах стоимости выполненных подрядчиком работ, других недостатков разработанной проектно-сметной документации экономический суд в силу требований ст. 108 ХПК обязан дать оценку приведенным возражениям, проверить обоснованность этих доводов, поскольку никакие доказательства не имеют для экономического суда заранее установленной силы.
С целью проверки доводов заказчика экономический суд вправе назначить соответствующую экспертизу, вызвать в судебное заседание для дачи пояснений и (или) дачи заключения лицо, обладающее познаниями эксперта (специалиста) по спорным вопросам, или привлечь для участия в хозяйственном процессе компетентный орган в сфере проектирования.
Независимо от исхода дела суд вправе взыскать со стороны судебные расходы, если дело возникло вследствие нарушения стороной досудебного порядка урегулирования спора, установленного законодательными актами для данной категории споров или договором (оставление претензии без ответа в срок, предусмотренный приложением к ХПК, непредставление истребованных документов, отказ либо уклонение от проведения переговоров).
Если заказчик не ответил на претензию, не указал или не сообщил о причинах неподписания документов по результатам работ, с учетом положений ст. 133-1 ХПК подрядчик может заявить ходатайство о возложении на заказчика судебных расходов.
В соответствии с возложенными п. 23 Правил № 297 на заказчика обязанностями он обязан рассмотреть и принять у подрядчика в порядке и сроки, установленные договором, результаты работ; уплатить подрядчику в течение 5 банковских дней договорную (контрактную) цену в полном объеме после завершения выполнения всех работ или уплачивать ее частями в тот же срок после завершения выполнения отдельных видов (этапов) работ в соответствии с календарным планом.
Исходя из системного анализа данных обязанностей, правовых последствий безмотивного неподписания документов по приемке результата работ, установленных п. 50 Правил № 297, и истечения срока на оплату работы считаются принятыми и подлежат оплате.
В данном случае подрядчик также может взыскать с заказчика пеню в размере не менее 0,2 % неперечисленной суммы за каждый день просрочки платежа, но не более размера этой суммы, если иное не предусмотрено договором.
Также считаем нужным отметить, что, несмотря на наличие способов защиты нарушенного права подрядчика на получение денежных средств от заказчика по не подписанным им без указания мотивов приемо-сдаточным документам, с целью сокращения излишних споров и необходимостью гармонизации законодательства требуется корректировка постановления № 13 для нормальной реализации на практике положений п. 50 Правил № 297.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (Закон № 57-З).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об установлении перечня первичных учетных документов» (постановление № 360).
Постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 12.02.2018 № 13 «О единоличном составлении первичных учетных документов» (постановление № 13).
Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).
Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 (Правила № 297).
Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 19.09.2012 № 6 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров строительного подряда» (постановление Пленума ВХС № 6).
Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (ХПК).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
185
-
131
-
128
-
127
-
123
-
121



