Экспорт товаров. Последствия несоблюдения ограничений
Расскажем:
- чем грозит субъекту хозяйствования (или должностным лицам) несоблюдение ограничений на вывоз товаров за пределы Республики Беларусь.
Запрет на вывоз отдельных видов товаров, установленный постановлениями № 630 и № 636, является согласно п. 2 данных постановлений мерой нетарифного регулирования.
ТК ЕАЭС определяет «запреты и ограничения» как применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, меры нетарифного регулирования, в т.ч. вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о ЕАЭС, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в т.ч. меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов (подп. 10 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Таким образом, запрет на вывоз определенных товаров согласно ТК ЕАЭС может выступать также в качестве меры нетарифного регулирования.
Если при введении меры нетарифного регулирования определены таможенные процедуры, под которые не допускается помещение товаров, в отношении которых вводится такая мера, то указанные товары не подлежат помещению под такие таможенные процедуры (п. 6 ст. 128 ТК ЕАЭС).
Обязательным условием помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является соблюдение запретов и ограничений в соответствии со ст. 7 ТК ЕАЭС (ст. 140 ТК ЕАЭС). В свою очередь, п. 1 ст. 7 ТК ЕАЭС установлено, что товары должны перемещаться через таможенную границу ЕАЭС и (или) помещаться под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Таким образом, товары, запрещенные к вывозу, не могут быть помещены под таможенную процедуру экспорта и не должны перемещаться через таможенную границу ЕАЭС.
Установленные запреты на вывоз определенных товаров должны применяться не только при совершении таможенных операций с вывозимыми за пределы таможенной территории ЕАЭС товарами, но и при проведении в отношении этих товаров таможенного контроля.
В связи с этим на таможенные органы возложена обязанность по обеспечению соблюдения установленных запретов и ограничений, а также выявлению и пресечению преступлений и административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных запретов и ограничений.
Задержание товаров таможенными органами
В силу пп. 2, 3, 5 ст. 12 ТК ЕАЭС товары, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат вывозу с таможенной территории ЕАЭС, не могут быть фактически вывезены с таможенной территории ЕАЭС. В случае выявления при убытии товаров с таможенной территории ЕАЭС несоблюдения запретов и ограничений таможенный орган принимает решение о запрете вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС и доводит его до сведения перевозчика, а при его отсутствии – лица, имеющего право владения, пользования и (или) распоряжения товарами на момент их вывоза с таможенной территории ЕАЭС. При получении решения таможенного органа о запрете вывоза товаров с таможенной территории ЕАЭС и неосуществлении их возврата на таможенную территорию ЕАЭС из места убытия в установленный срок такие товары задерживаются таможенными органами в соответствии с гл. 51 ТК ЕАЭС.
В таком случае товары, которые не изъяты и не арестованы, и документы на них задерживаются таможенными органами, о чем составляется протокол о задержании.
Обратите внимание!
Задержанные товары и документы на них изымаются и хранятся таможенными органами в течение 30 календарных дней, а товары, подвергающиеся быстрой порче, – в течение 24 ч.
Задержанные товары подлежат возврату собственникам товаров (декларантам). Если задержанные товары в указанные сроки не были востребованы данными лицами, то они подлежат реализации с удержанием из полученных сумм понесенных расходов, а если такие расходы превышают стоимость задержанных товаров, а также в иных установленных законодательством случаях эти товары подлежат использованию или уничтожению. Если товары были реализованы, то суммы, полученные от их реализации, оставшиеся после всех произведенных удержаний, возвращаются собственникам товаров (декларантам).
Ответственность за таможенные нарушения
Ответственность за административные таможенные правонарушения установлена гл. 15 КоАП.
В зависимости от состава конкретного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных законодательством запретов и ограничений при экспорте товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС, совершенное деяние может быть квалифицировано:
– как сокрытие товара от таможенного контроля (ч. 2 ст. 15.1 КоАП);
– как недекларирование товара (ч. 1 ст. 15.5 КоАП) – в случае отсутствия признаков сокрытия товара от таможенного контроля.
Так, за перемещение товаров, подлежащих таможенному декларированию, через таможенную границу ЕАЭС с сокрытием от таможенного контроля, т.е. с использованием тайников либо других способов, затрудняющих их обнаружение, или с приданием одним товарам вида других товаров, а равно за попытку такого перемещения налагается штраф (ч. 2 ст. 15.1 КоАП):
– на физическое лицо – до 30 базовых величин (БВ);
– индивидуального предпринимателя – до 100 БВ;
– юридическое лицо – до 500 БВ.
Кроме того, ответственность за данное правонарушение предусматривает возможность конфискации сокрытых товаров, подлежащих таможенному декларированию, а также транспортных средств и (или) иных предметов с тайниками, использованными для перемещения сокрытых товаров.
Недекларирование товаров, подлежащих таможенному декларированию, если это послужило или могло послужить основанием неприменения установленных запретов и (или) ограничений, влечет согласно ч. 1 ст. 15.5 КоАП административную ответственность в виде штрафа:
– на физическое лицо – в размере от 5 до 30 БВ;
– индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до 30 % от стоимости предмета административного правонарушения.
Частью 3 ст. 15.5 КоАП установлена административная ответственность за представление таможенному органу при таможенном декларировании товаров или при подаче заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары недостоверных сведений о товарах (за исключением сведений о классификационном коде ТН ВЭД), либо представление в целях помещения товаров под таможенную процедуру или при подаче заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары недействительных документов, либо использование в этих целях поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, если указанные действия послужили или могли послужить основанием для неприменения установленных запретов и (или) ограничений. Совершение указанных деяний влечет наложение штрафа:
– на физическое лицо – в размере от 5 до 30 БВ;
– индивидуального предпринимателя или юридическое лицо – до 30 % от стоимости предмета административного правонарушения.
Совершение указанных в ч. 1, 3 ст. 15.5 КоАП правонарушений в крупном размере, когда общая стоимость предметов административного правонарушения в 100 и более раз превышает размер базовой величины, влечет наложение штрафа в размере от 10 % до 30 % от стоимости предмета административного правонарушения.
Лицо, совершившее таможенное правонарушение, связанное с вывозом за пределы таможенной территории ЕАЭС запрещенных к вывозу товаров, может быть привлечено к ответственности и по иным статьям гл. 15 КоАП в зависимости от конкретного состава административного правонарушения.
Обратите внимание!
За контрабанду либо за незаконное перемещение товаров через таможенную границу (при отсутствии признаков контрабанды) ст. 228 и 228-1 УК установлена уголовная ответственность при наличии соответствующего состава преступления.
Последствия экспорта в пределах ЕАЭС товаров, вывоз которых запрещен
Что касается экспорта товаров, вывоз которых запрещен, в государства – члены ЕАЭС, то в таких случаях ввиду непересечения таможенной границы отсутствуют основания для привлечения к ответственности за таможенные правонарушения. Но существуют риски того, что данные деяния могут быть квалифицированы в качестве административных правонарушений в соответствии с другими статьями КоАП.
В случае, когда для вывоза товаров за пределы Республики Беларусь требуются разовые лицензии, сертификаты или другие предусмотренные законодательством документы, а у экспортера эти документы отсутствуют, в зависимости от состава совершенного правонарушения такие деяния могут быть квалифицированы по ст. 13.12 или ст. 13.34 КоАП.
Кроме того, полагаем, что существует определенный риск квалификации деятельности по экспорту товаров, когда вывоз таких товаров запрещен, по ч. 3 ст. 13.3 КоАП как осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается.
Вывод
Квалификация совершаемого деяния, выразившегося в нарушении запрета на вывоз отдельных видов товаров, и наступающая в связи с этим ответственность прежде всего определяются в зависимости от того, осуществлялось ли при этом пересечение (попытка пересечения) таможенной границы ЕАЭС либо товар вывозился в другое государство – член ЕАЭС без пересечения таможенной границы. Далее в зависимости от конкретного состава совершенного правонарушения (преступления) лицо, нарушившее запрет на вывоз определенных товаров, привлекается к ответственности на основании соответствующей статьи КоАП либо УК.
Документы:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.09.2022 № 630 «О введении запрета на вывоз отдельных видов промышленных товаров» (постановление № 630).
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.09.2022 № 636 «О введении временного запрета на вывоз отдельных видов товаров» (постановление № 636).
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС).
Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП).
Редактор рекомендует:
Сейчас читают:
-
122
-
119
-
118
-
117
-
117
-
116

