Ситуация
У работника заканчивается контракт 17.09.2018. Ему вручено уведомление о продлении, потом издан приказ. Рассмотрим, может ли наниматель изменить свое решение о продлении контракта и уволить работника.
Каждая из сторон, заключивших контракт, не позднее чем за 1 месяц до истечения срока его действия письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения (часть третья п. 11 Указа Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29»).
Уведомление работника о продлении контракта необходимо для того, чтобы стороны договорились о продолжении трудовых отношений. Однако пока не подписан контракт (дополнительное соглашение), соответствующее соглашение не достигнуто в полном объеме. Основанием для продления контракта будет являться договоренность сторон о продолжении трудовых отношений и подписание контракта на новый срок либо соглашения о продлении срока контракта.
Следует отметить, что одним из оснований для расторжения трудового договора является истечение его срока (п. 2 части второй ст. 35 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее – ТК).
Если согласия обеих сторон на продление трудового договора не будет, контракт прекратит свое действие в соответствии с п. 2 части второй ст. 35 ТК.
Таким образом, если наниматель изменит свое решение о продлении срока действия контракта с работником, работник подлежит увольнению по п. 2 части второй ст. 35 ТК.
Однако если до истечения срока контракта между работником и нанимателем было подписано дополнительное соглашение о продлении контракта (в контракте учинена обоюдная запись о продлении срока его действия), то наниматель не вправе требовать расторжения контракта.
Что касается приказа, то следует помнить о том, что приказ – это правовой акт, издаваемый руководителем организации, действующим на основе единоначалия, для разрешения основных задач, стоящих перед организацией.
Приказы издаются также в случаях, когда необходимо довести требования директивных документов вышестоящих организаций до сведения подчиненных лиц и подчиненных (входящих в состав, систему) организаций, наметить конкретные мероприятия по их выполнению, определить ответственных лиц, сроки выполнения этих мероприятий (п. 93 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4).
После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя (часть четвертая ст. 25 ТК). Таким образом, приказ не является документом, порождающим либо прекращающим трудовые отношения, он вторичен.