Горячее лето: какие изменения нельзя пропустить

23 мая 2024

С 1 июля – новые правила расчета больничных

С 1 июля 2024 г. начнут действовать новые правила оформления и расчета пособий по нетрудоспособности, беременности и родам, т.е. больничных.

Размер больничного теперь будет зависеть от страхового стажа (часть первая п. 16 Положения № 569, в редакции с 01.07.2024):

– до 10 лет стажа работы – размер пособия составит 80 % среднедневного заработка;

– 10 лет и более – размер пособия составит 100 % среднедневного заработка.

Кроме того, как и ранее, исчисляются из 100 % среднедневного заработка пособия:

• по беременности и родам;

• по временной нетрудоспособности по уходу за ребенком;

• для инвалидов Великой Отечественной войны и иных боевых действий, лиц, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, доноров, лиц, осуществляющих уход за больным ребенком и других лиц, указанных в п. 18 Положения № 569, в редакции с 01.07.2024.

Размер среднедневного заработка для исчисления пособий работникам теперь будет определяться исходя из заработка за 18 календарных месяцев (547 календарных дней), предшествующих кварталу, в котором возникло право на пособия, в т.ч. за время работы по трудовым договорам у других нанимателей.

При этом в число календарных дней расчетного периода не включаются календарные дни (части первая и вторая п. 21 Положения № 569, в редакции с 01.07.2024):

• временной нетрудоспособности;

• беременности и родов;

• отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет;

• дополнительного свободного от работы дня в месяц матери (мачехе) или отцу (отчиму), опекуну (попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет с оплатой в размере среднедневного заработка за счет средств государственного социального страхования;

• целодневных (целосменных) простоев не по вине работника;

• отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы, предоставляемого по инициативе нанимателя.

В расчет среднедневного заработка для больничного будут включаться все выплаты, на которые начисляются обязательные страховые взносы в бюджет фонда на социальное страхование по всем работодателям (в т.ч. бывшим) в расчетном периоде, в т.ч. и разовые выплаты.

Расчет больничного будет производиться только по одному из мест работы по совместительству (по выбору работника).

 

От редакции:

Подробнее об изменениях в порядке оплаты больничных читайте в журнале «Я – специалист по кадрам», 2023, № 23.

С 1 июля – новые правила делопроизводства

Важными для организаций являются изменения правил оформления внутренних документов, закрепленных Инструкцией № 4, в редакции с 01.07.2024.

Теперь управленческие документы могут фиксироваться как на бумажном, так и на электронном носителе (документы в электронном виде, в т.ч. электронные документы).

Документы в электронном виде могут применяться во всех сферах деятельности, где используются технические, программные и программно-аппаратные средства, необходимые для создания, обработки, хранения, передачи и приема информации в электронном виде.

Распорядительные документы организаций теперь будут следующих видов (п. 10 Инструкции № 4, в редакции с 01.07.2024):

– принимаемые коллегиально – постановления (или) решения;

– принимаемые единолично – приказы и (или) распоряжения.

Иные виды распорядительных документов организация может принимать только в случаях, установленных законодательными актами и постановлениями Правительства.

На основании нормативных правовых актов, локальных правовых актов, определяющих их задачи и функции, организации вправе издавать иные управленческие документы (не распорядительные), в т.ч. планы, отчеты, докладные записки, справки, акты, уведомления, представления, предупреждения (п. 14 Инструкции № 4, в редакции с 01.07.2024).

Документы оформляются на бланках, имеют установленный состав реквизитов и стабильный порядок их расположения.

Устанавливаются три вида бланков документов:

• бланк для письма;

• общий бланк;

• бланк для конкретного вида документа.

Бланк для письма и общий бланк изготавливаются во всех организациях. Бланки для конкретных видов документов изготавливаются по решению организации на основе общего бланка (п. 19 Инструкции № 4, в редакции с 01.07.2024).

Для организаций устанавливаются четыре вида номенклатуры дел (п. 132 Инструкции № 4, в редакции с 01.07.2024):

– типовая;

– примерная;

– номенклатура дел организации;

– номенклатура дел структурного подразделения.

Типовая номенклатура дел устанавливает типовой состав дел с единой системой индексации и унифицированными заголовками для однородных по характеру деятельности организаций и носит обязательный характер.

Примерная номенклатура дел устанавливает примерные состав и индексы дел для однородных по характеру деятельности организаций и носит рекомендательный характер.

Номенклатура дел организации устанавливает состав дел и индексы дел, заводимых в организации в делопроизводственном (календарном) году, с указанием сроков их хранения и является обязательной для применения.

Номенклатура дел структурного подразделения устанавливает состав дел и индексы дел, заводимых в структурном подразделении организации в делопроизводственном (календарном) году, с указанием сроков их хранения и служит основой для составления номенклатуры дел организации.

 

От редакции:

Подробнее об изменениях в Инструкцию № 4 читайте в журнале «Я – специалист по кадрам», 2024, № 5.

 

С 11 июля – нотариальные действия осуществляются удаленно

С 11 июля около трети от всех видов нотариальных действий нотариусы будут совершать удаленно (ст. 59-1 Закона № 305-З, в редакции с 11.07.2024). Это означает, что субъект сможет не обращаться лично в нотариальную контору за совершением нотариусом действий, которые укажем ниже.

Заявление о совершении нотариального действия удаленно может быть направлено посредством почты или в виде электронного документа с использованием информационных ресурсов (систем) Белорусской нотариальной палаты. При этом лицам, обратившимся за совершением нотариального действия удаленно, не нужно представлять нотариусу документы, удостоверяющие их личность (п. 1 ст. 60 Закона № 305-З, в редакции с 11.07.2024).

Так, удаленно могут совершаться следующие нотариальные действия:

– свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой;

–совершение исполнительной надписи;

– принятие на хранение электронных документов;

– принятие денежных средств в депозит нотариуса;

– выдача дубликатов нотариальных документов;

– обеспечение доказательств, размещенных в сети Интернет, и др.

При обращении за совершением нотариального действия удаленно оно должно быть осуществлено не позднее следующего рабочего дня после получения сведений и (или) документов, необходимых для совершения такого действия. При этом для выполнения большого объема работы, необходимой при совершении нотариального действия, данный срок продлевается до 3 рабочих дней, а при обеспечении письменных доказательств этот срок может быть продлен до 1 месяца.

Также предусматривается возможность выдачи нотариального документа в форме электронного документа в случаях, установленных Министерством юстиции. При этом, если такой нотариальный документ должен быть подписан гражданином, его представителем или представителем юридического лица, обратившимися за совершением нотариального действия, его подписание осуществляется электронной цифровой подписью (п. 2 ст. 65 Закона № 305-З, в редакции с 11.07.2024). Нотариальные документы, составленные в виде электронных документов, составляются в 2 экземплярах.

Для составления нотариального документа в виде электронного документа, совершения нотариальных действий с электронными документами, передачи или истребования сведений и (или) документов из государственных информационных ресурсов (систем) в электронном виде нотариус использует личную электронную цифровую подпись.

В развитие работы по бесспорным требованиям, удовлетворяемым путем совершения нотариусом исполнительной надписи, Закон № 305-З, в редакции с 11.07.2024, дополнен приложением, содержащим перечень бесспорных требований, для удовлетворения которых совершаются исполнительные надписи.

В него вошли, в частности, требования о взыскании:

– задолженности по договорам проката, аренды, субаренды движимого имущества при условии определения арендной платы в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

– задолженности по нотариально удостоверенным сделкам, на основании которых возникает обязательство по уплате денежных средств, неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задолженностью, если ее уплата предусмотрена законодательством или договором;

– задолженности по арендной плате за нежилые капитальные строения (здания, сооружения), нежилые изолированные помещения, машино-места, их части, находящиеся в государственной собственности, собственности (хозяйственном ведении, оперативном управлении) юридических лиц, собственности индивидуальных предпринимателей, неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задолженностью, если ее уплата предусмотрена законодательством или договором;

– по требованиям юридических лиц, индивидуальных предпринимателей задолженности по договорам купли-продажи, поставки, подряда, субподряда, перевозки, транспортной экспедиции, возмездного оказания услуг, хранения, неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задолженностью, если ее уплата предусмотрена законодательством или договором, признанных должником в письменной форме;

– по требованиям юридических лиц задолженности по лицензионному договору, если ее размер не превышает 100 базовых величин, неустойки (штрафа, пени) в связи с такой задолженностью, если ее уплата предусмотрена законодательством или договором, признанных должником в письменной форме;

– с собственников (владельцев) транспортных средств не внесенной ими платы в увеличенном размере за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам Республики Беларусь, и др.

Как видим, в указанный перечень включены не только основания взыскания по исполнительной надписи, закрепленные в Указе № 366, но и новые.

При этом важно отметить, что в отличие от Указа № 366, приведенный перечень не исчерпывающий, нотариусы могут осуществлять исполнительные надписи для взыскания иных требований, закрепленных в других законодательных актах.

Также весьма важным является то, что нотариусы будут совершать исполнительные надписи о взыскании связанных с исполнением договора процентов за пользование чужими денежными средствами в следующем порядке:

– если договором размер процентов не установлен – в размере, установленном частью первой п. 1 ст. 366 ГК;

– если договором установлен размер процентов, меньший либо равный установленному частью первой п. 1 ст. 366 ГК, – в размере, установленном договором;

– если договором установлен размер процентов, превышающий установленный частью первой п. 1 ст. 366 ГК, – в размере, установленном указанной нормой ГК, а при признании суммы таких процентов должником в письменной форме – в размере, установленном договором.

В связи с этим обращаем внимание, что если договором установлен размер процентов меньший либо равный ставке рефинансирования Национального банка, либо вообще не установлен, то письменное признание должником суммы процентов не требуется.

 

С 12 июля – новые правила для рекламодателей

С 12.07.2024 изменится порядок согласования наружной рекламы.

Напомним, что наружной считается реклама, размещаемая (распространяемая) с использованием средств наружной рекламы на внешних сторонах капитальных строений (зданий, сооружений), вне капитальных строений (зданий, сооружений) и в подземных пешеходных переходах.

Наружная реклама на территории г. Минска будет согласовываться Мингорисполкомом, на территории города или района – городским или районным исполкомом по согласованию с соответствующим облисполкомом.

Размещение (распространение) рекламы на транспортном средстве допускается после согласования этой рекламы с Минским городским, городским (города областного подчинения) или районным исполнительным комитетом по месту нахождения юридического лица или месту жительства индивидуального предпринимателя, являющихся владельцем данного транспортного средства.

Размещение рекламы медицинского характера (лекарств, медтехники, медицинских изделий, медицинских услуг) на средствах наружной рекламы и транспортных средствах допускается после ее согласования с Министерством здравоохранения. При этом согласование соответствующими городскими или районными исполнительными комитетами в таких случаях не требуется во избежание двойного согласования.

Существенно меняются правила рекламы о трудоустройстве и обучении за пределами Республики Беларусь.

Введен запрет рекламы о трудоустройстве и обучении за пределами Республики Беларусь на каких-либо рекламных площадках, за исключением собственных сайтов организаций и индивидуальных предпринимателей, уже осуществляющих такую деятельность. При этом размещение рекламы об обучении за пределами Республики Беларусь даже на собственном сайте допускается только при наличии у рекламодателя согласования Министерства образования и Министерства внутренних дел (ст. 20 Закона № 225-З, в редакции с 12.07.2024).

Также п. 14 ст. 10 Закона № 225-З, в редакции с 12.07.2024, запрещается оказание услуг по размещению рекламы в глобальной компьютерной сети Интернет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, не включенными в Реестр рекламораспространителей.

Вместе с тем указанные субъекты вправе без включения в Реестр оказывать услуги по размещению (распространению):

– наружной рекламы;

– рекламы на транспортных средствах и внутри их салонов;

– рекламы посредством телефонной, телексной, факсимильной, сотовой подвижной электросвязи, электронной почты;

– рекламы в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), а также в местах проведения культурных, образовательных, спортивных, спортивно-массовых, туристических мероприятий, соревнований, конкурсов, выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;

– рекламы на бумажном носителе, не относящемся к печатному средству массовой информации;

– иной рекламы, определенной Советом Министров Республики Беларусь.

 

От редакции:

О том, как меняются правила рекламы с 12 июля 2024 г. вы также можете прочитать в журнале «Я – юрисконсульт организации», 2024, № 3.

 

С 11 и 23 июля – новый порядок реализации инвестиционных проектов

 Для реализации инвестиционного проекта, предусматривающего организацию на территории Республики Беларусь производства усовершенствованной продукции с возможностью ее реализации в рамках государственных закупок с применением процедуры закупки из одного источника по ценам, установленным законодательством, вводится специальный инвестиционный договор.

Инвестиционный проект в рамках такого договора должен соответствовать следующим основным требованиям (ст. 22 Закона № 53-З, в редакции с 11.07.2024):

– совпадает с приоритетными видами деятельности (секторами экономики) для осуществления инвестиций, определенными Советом Министров Республики Беларусь;

– имеет проведенную государственным органом и (или) иной уполномоченной организацией финансово-экономическую оценку, подтверждающую соответствие инвестиционного проекта критериям, устанавливаемым Советом Министров Республики Беларусь.

Важным новшеством является обязательная юридическая экспертиза, которую должны пройти все проекты инвестиционных договоров, дополнительных соглашений к ним. Экспертиза проводится юридической службой уполномоченного органа на предмет их соответствия инвестиционному законодательству, особенно в отношении предоставления льгот и (или) преференций инвестору, условиям или результатам конкурса по выбору инвестора, по реализации инвестиционного проекта в рамках специального инвестиционного договора.

Инвестиционные договоры, дополнительные соглашения к ним теперь будут подлежать государственной регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров. Инвестиционные договоры, дополнительные соглашения к ним будут считаться заключенными с даты их государственной регистрации.

Для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты в рамках инвестиционных договоров, предусмотрен комплекс льгот, преференций и гарантий. Фактически все льготы и преференции, закрепленные в настоящее время Декретом № 10, перенесены в Закон № 53-З, в редакции с 11.07.2024.

Кроме того, добавлены новые, например, гарантия от неблагоприятного изменения налогового законодательства: в случае, если в соответствии с актами налогового законодательства, принятыми (изданными) после даты вступления в силу инвестиционного договора, повышаются налоговые ставки и (или) вводятся новые налоги (сборы) по отношению к налогам (сборам) и налоговым ставкам, действовавшим на дату вступления в силу инвестиционного договора, инвестору может быть предоставлено право:

– не применять нормы налогового законодательства, относящиеся к новым налогам (сборам);

– уплачивать налоги (сборы), ставки по которым увеличены, исходя из их ставок, действовавших на дату вступления в силу инвестиционного договора.

Указанная гарантия действует в период действия инвестиционного договора, но не более 5-летнего срока, исчисляемого календарными годами с года (включительно), на который приходится дата вступления в силу инвестиционного договора.

Законом № 53-З, в редакции с 11.07.2024, предусмотрена новая процедура: реализация преференциальных инвестиционных проектов. В рамках данной процедуры инвестор может получить льготы и преференции без заключения инвестиционного договора.

Основным условием инициирования данной процедуры является соответствие инвестиционного проекта региональному перечню приоритетных видов деятельности (секторов экономики) для осуществления инвестиций или приоритетным видам деятельности (секторам экономики), определенным Советом Министров Республики Беларусь. Если такое соответствие установлено, то решением местного исполнительного органа такой инвестиционный проект включается в перечень преференциальных проектов, что дает возможность получить набор льгот и привилегий.

С 23 июля 2024 г. ряд терминов («возведение», «инженерная инфраструктура», «капитальный ремонт» и др.), используемых в Законе № 53-З, будет применяться в значениях, определенных п. 1 ст. 1 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.

 

Документы:

Положение о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569, в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2023 № 877 (Положение № 569, в редакции с 01.07.2024).

Инструкция по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19.01.2009 № 4, в редакции постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 10.01.2024 № 2 (Инструкция № 4, в редакции с 01.07.2024).

Закон Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности», в редакции Закона Республики Беларусь от 05.01.2024 № 343-З (Закон № 305-З, в редакции с 11.07.2024).

Указ Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 «О некоторых вопросах нотариальной деятельности» (Указ № 366).

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Закон Республики Беларусь от 10.05.2007 № 225-З «О рекламе», в редакции Закона Республики Беларусь от 06.01.2024 № 353-З (Закон № 225-З, в редакции с 12.07.2024).

Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-З «Об инвестициях», в редакции Закона Республики Беларусь от 08.01.2024 № 350-З (Закон № 53-З, в редакции с 11.07.2024).

Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиций в Республике Беларусь» (Декрет № 10).

Если вы заметили ошибку в тексте актуального комментария, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.

Предъявляем требования, связанные с недостатками товара: определяем порядок