1 январь 2025
Страница № 42

    

    

    

    

   

Договоры, не включенные в ГК: можно ли отнести их к непоименованным договорам

Евгений Чигилейчик-Функ, магистр права

Главное в статье:

  • автор обосновывает, что договоры (сделки), регламентированные правом Республики Беларусь, но не включенные в ГК, нельзя отнести к непоименованным договорам (сделкам).

 

В праве Республики Беларусь существует понятие «непоименованный договор». Рассмотрим некоторые договоры, не включенные в ГК, применительно к данному понятию.

 

Справочно:

непоименованным обычно считается договор, прямо не упомянутый гражданским законодательством, но в целом ему не противоречащий. Такой договор позволяет участникам отношений выходить за рамки предусмотренного ГК перечня договоров и самостоятельно регулировать экономические отношения, имеющие какие-либо особенности.

 

Договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи

 

В ГК не упоминается такой довольно распространенный договор, как договор предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи. Вместе с тем можно определить правовую природу (существо) рассматриваемого договора, а также его предмет на основании норм Указа № 300.

Так, юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь (далее, если не указано иное, – спонсоры) вправе предоставлять безвозмездную (спонсорскую) помощь, а юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства (далее, если не указано иное, – получатели) вправе получать и использовать безвозмездную (спонсорскую) помощь. Такая помощь может предоставляться в виде денежных средств, иного имущества, включая имущественные права (в т.ч. исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), электронные деньги, цифровые знаки (токены), а также в виде работ и услуг (далее, если не указано иное, – денежные средства, иное имущество, работы, услуги) на условиях, определенных Указом № 300.

Приведенная норма однозначно устанавливает:

предмет, а также объекты договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;

субъектный состав сторон данного договора.

Нормы приложения 1 к Указу № 300 определяют цели (каузы) заключения договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи.

Исходя из норм постановления № 742, можно выделить существенные условия договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи:

– сведения о сторонах договора (наименование юридического лица или фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя);

– размер (сумму, расчет стоимости) и вид предоставляемой безвозмездной (спонсорской) помощи (денежные средства, иное имущество, включая имущественные права (в т.ч. исключительные права на объекты интеллектуальной собственности), электронные деньги, цифровые знаки (токены), работы, услуги (далее, если не указано иное, – денежные средства, иное имущество, работы, услуги);

– цель предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи;

– виды имущества, работ, услуг, которые будут приобретены на денежные средства безвозмездной (спонсорской) помощи, иные направления ее использования в соответствии с Указом № 300 (за некоторыми исключениями);

– реквизиты текущих (расчетных) банковских счетов по учету прочих государственных средств, иных текущих (расчетных) банковских счетов, благотворительных счетов для зачисления денежных средств безвозмездной (спонсорской) помощи, электронных кошельков, на которых учитывается безвозмездная (спонсорская) помощь в виде электронных денег, либо виртуальных кошельков для поступления безвозмездной (спонсорской) помощи в виде цифровых знаков (токенов);

– порядок представления получателем спонсору отчета об исполнении договора (за исключением получателей – физических лиц), включая срок представления отчета;

– сведения о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи в установленных размерах (для юридических лиц, указанных в части первой п. 1 приложения 2 к Указу № 300);

– иные существенные условия, установленные законодательством.

Нормы п. 1 постановления № 742 также детализируют существенные условия применительно к договорам предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи, заключаемым:

– с бюджетной организацией, обеспечение деятельности которой осуществляется государственным учреждением, созданным в соответствии с Указом № 475;

– местным исполнительным и распорядительным органом, по которому непосредственным получателем безвозмездной (спонсорской) помощи является организация, подчиненная местному исполнительному и распорядительному органу (учрежденная им), иная организация, осуществляющая деятельность на территории соответствующей административно-территориальной единицы;

– органом военного управления, соединением, воинской частью Вооруженных Сил и транспортных войск, организацией Вооруженных Сил, осуществляющей финансовое обеспечение другой воинской части, по которому непосредственным получателем безвозмездной (спонсорской) помощи является воинская часть, зачисленная на финансовое обеспечение;

– организацией, в которой создано объединение по интересам – военно-патриотический клуб, действующий на основании Указа № 160, по которому предоставляется безвозмездная (спонсорская) помощь для военно-патриотического клуба.

Как видим, законодательство Республики Беларусь детально определяет предмет и существенные условия договора предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи. Следовательно, этот договор ни при каких условиях не может быть отнесен к непоименованным договорам (сделкам) по праву Республики Беларусь.

 

Договор внесения вклада в имущество хозяйственного общества, не приводящего к увеличению уставного фонда

К так называемым «пограничным договорам (сделкам)» часто относят и договор внесения вклада в имущество хозяйственного общества, не приводящего к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам (ст. 29-1 Закона № 2020-XII). Особенности этого договора дают возможность отнести его к видам договора дарения (гл. 32 ГК).

Предметом данного договора является безвозмездное внесение участниками хозяйственного общества в имущество этого общества вкладов, отвечающих требованиям к имуществу, предусмотренным частями первой и второй ст. 29 Закона № 2020-XII, не приводящих к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам (ст. 29-1 Закона № 2020-XII).

Учитывая, что данный договор выведен из-под запрета дарения, установленного п. 4 части первой ст. 546 ГК, мы можем утверждать, что договор внесения вклада в имущество хозяйственного общества, не приводящего к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам, – это разрешенный вид договора дарения. В связи с этим к указанному договору, наряду с положениями ст. 29-1 Закона № 2020-XII, применимы нормы следующих статей гл. 32 ГК:

– ст. 544 «Отказ одаряемого принять дар»;

– ст. 545 «Форма договора дарения»;

– ст. 546 «Запрещение дарения»;

– ст. 547 «Ограничения дарения»;

– ст. 548 «Отказ от исполнения договора дарения»;

– ст. 552 «Правопреемство при обещании дарения».

В отношении данного договора мы также приходим к выводу, что поскольку законодательство Республики Беларусь определяет предмет и условия, в т.ч. существенные, договора внесения вклада в имущество хозяйственного общества, не приводящего к увеличению уставного фонда хозяйственного общества и изменению размера долей (номинальной стоимости акций), принадлежащих его участникам, то он не может относиться к непоименованным договорам (сделкам) по праву Республики Беларусь.

Основываясь на сказанном выше, считаем, что факт нерегламентации в ГК определенного договора (сделки) не делает соответствующий договор (сделку) непоименованным договором (сделкой), если нормы законодательства Республики Беларусь определяют предмет и существенные условия соответствующего договора (сделки).


Дилерский и дистрибьюторский договоры

Понятия «дилер» и «дистрибьютор» определены в Положении № 183:

– дилер – субъект товаропроводящей сети, которому белорусской организацией предоставляются права на реализацию или реализацию и сервисное обслуживание товаров белорусских производителей от своего имени и за свой счет на условиях, определенных договором с белорусской организацией или дистрибьютором;

– дистрибьютор – субъект товаропроводящей сети, осуществляющий реализацию товаров белорусского производителя на условиях, определенных договором с белорусской организацией (абзацы пятый и шестой п. 2 Положения № 183).

Из указанных дефиниций невозможно вывести существо договора дистрибьюции и договора дилерства, поскольку нельзя определить ни точный предмет договора, ни его существенные условия. Таким образом, договоры дистрибьюции и дилерства не являются поименованными договорами в праве Республики Беларусь.

 

Агентский договор

Применительно к договору агентирования (агентскому договору), который также является непоименованным договором в праве Республики Беларусь, необходимо отметить, что понятие «агент» в белорусском праве содержится в ряде актов законодательства, причем некоторые из них даже определяют существо указанного явления. Однако ни один из них не раскрывает предмет и существенные условия договора агентирования (агентского договора).

Так, в частности, Положение № 183 определяет агента как юридическое лицо Республики Беларусь, подчиненное (входящее в состав) республиканскому органу государственного управления или государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, местному исполнительному и распорядительному органу, либо акции (доли в уставном фонде) которого принадлежат Республике Беларусь либо белорусскому производителю (производителям), осуществляющее дальнейшую реализацию на экспорт товаров белорусского производителя (производителей) на условиях, определенных заключенным с белорусским производителем (производителями) договором.

Постановление № 134 под агентом понимает физическое лицо или компанию (фирму), нанятую другим лицом или компанией (доверителем, принципалом) для выполнения делового поручения (заключения трудового договора и т.п.) третьего лица за его счет и от его имени.

Нормы постановления № 70 определяют агента как лицо, фирму, товарищество, корпорацию, ассоциацию, компанию, другого перевозчика, которые в соответствии с письменным соглашением с перевозчиком уполномочены действовать за перевозчика или от его имени.

Кроме того, термин «агент» упоминается также в ряде иных нормативных правовых актов:

– ст. 117, 118, 121, 124, 126, 177, 180, 184, 216, 216-1 НК – как через понятие налогового агента, так и через указание на агентов как участников имущественных отношений (без описания существа агентирования в имущественном обороте);

– ст. 1, 3, 9, 12, 37, 40 и др. Закона о страховой деятельности – через понятие страхового агента;

– ст. 1, 19, 22, 24, 25 и др. Закона о туризме – через понятие турагента;

– ст. 12.20 КоАП – через упоминание страховых агентов;

– ст. 243-1 УК – через упоминание налогового агента.

Вместе с тем, помимо определения самого понятия, в законодательстве отсутствует регламентация каких-либо элементов данного договора.

В связи с этим считаем правильным утверждать, что договор агентирования является непоименованным договором, поскольку право Республики Беларусь не регламентирует ни предмета, ни существенных условий такого договора.

 

Документы:

Гражданский кодекс Республики Беларусь (ГК).

Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О безвозмездной (спонсорской) помощи» (Указ № 300).

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2024 № 742 «О договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи» (постановление № 742).

Указ Президента Республики Беларусь от 23.12.2019 № 475 «Об обеспечении деятельности бюджетных организаций» (Указ № 475).

Указ Президента Республики Беларусь от 04.05.2022 № 160 «О развитии военно-патриотических клубов» (Указ № 160).

Закон Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (Закон № 2020-XII).

Положение о товаропроводящей сети белорусских организаций за рубежом, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.02.2012 № 183 (Положение № 183).

Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 01.12.2015 № 134 «Об утверждении образовательного стандарта профессионально-технического образования по специальности 3-25 01 10 «Коммерческая деятельность» (постановление № 134).

Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 12.08.2009 № 70 «Об утверждении Авиационных правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов» (постановление № 70).

Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК).

Закон Республики Беларусь от 05.01.2024 № 344-З «О страховой деятельности» (Закон о страховой деятельности).

Закон Республики Беларусь от 11.11.2021 № 129-З «О туризме» (Закон о туризме).

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях» (КоАП).

Уголовный кодекс Республики Беларусь» (УК).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Печать
В закладки
Сохранить в MS Word
AA
Наверх

You can highlight and get a piece of text that will get a unique link in your browser.